Основные социальные институты

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные инсти­туты:

1. Экономический – институты, организующие хозяй­ственную деятельность;

2. Политический – институты вла­сти;

3. Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный – институты, организующие законное наследие;

5. Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в челове­ческом обществе всего пять. Их предназначение – удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого – индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

· потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

· потребность в безопасности и социальном порядке (по­литические институты, государство);

· потребность в средствах существования (экономичес­кие институты, производство);

· потребность в получении знаний, в социализации под­растающего поколения, подготовке кадров (институты обра­зования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

· потребность решения духовных проблем, смысла жиз­ни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют возникновение производства не менее 2 млн лет, если отправ­ной точкой считать первое орудие труда, созданное челове­ком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, непол­ная семья. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и ани­мизм) появилась приблизительно 30—40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскаль­ных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптурок, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс лет), считают ее возраст несколько меньшим.

В таблице 5.1 приведены характеристики пяти фундаменталь­ных институтов общества, указаны отличительные черты каждого. Как уже говорилось, внутри главных институтов находят­ся неглавные, или неосновные институты, которые называ­ют также социальными практиками или обычаями. Дело в том, что у каждого главного института существу­ют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной соб­ственности, профессиональный подбор, расстановка и оцен­ка труда работников, маркетинг, рынок.

Внутри института семьи и брака, в который входит и система родства, находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имя наречения и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. Культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому существует институт выкупа. Калымный брак – его разновидность. А в Европе за невестой принято давать приданое, отсюда соответственно существует институт приданого, имею­­щий длительную историю и множество региональных особен­ностей. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.