Культурные конфликты

Аномия – означает нарушение единства культуры, связанное с отсутствием четко сформулированных социальных норм. Когда в Европе и Америке ускорился процесс индустриализации, прежняя культура, господствовавшая много столетий, стала быстро разрушаться. Она стала утрачивать для людей этих континентов свою ценность. Это выразилось в росте преступности, числа разводов, ослаблении сексуальных запретов, девальвации традиционных религиозных и семейных ценностей.

Культурное запаздывание. Наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают изменения нематериальной культуры (обычаи, убеждения, ценности). Это приводит к несоответствию между материальной и нематериальной культурой. Во времена индустриализации, начавшейся в 20-30–е годы XX столетия, множество вчерашних крестьян переезжали в города, становились рабочими и служащими, а, главное, – горожанами. Но они везли в города культуру сельской жизни, которую легко обнаружить в жизни российских городов и сегодня. Например, городские женщины активно занимаются заготовкой варений и солений на зиму.

Чуждое влияние. Другая культура оказывает мощное влияние на развивающуюся культуру. Особенно подвержена этому влиянию молодежь, которая, не усвоив ценности родной культуры, начинает преклоняться перед западной. Сейчас много молодых людей хорошо знают английский язык (и это позитивное явление), но при этом они все хуже и хуже знают русский язык: неграмотно пишут и косноязычны в устной речи. Если это чуждое влияние не остановить, то через несколько поколений Россия рискует потерять собственную культуру. Ничего страшного нет во влиянии другой культуры, если не затронуто ядро основной культуры.

Основоположники социологии Э. Дюркгейм и М. Вебер считали, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие, оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на экономику.

Максимально подробно эту позицию обосновал в своих работах М. Вебер. Прежде всего, следует назвать его книгу «Протестантская этика и дух капитализма», в которой немецкий социолог попытался доказать, что появление около 500 лет назад нового христианского течения – протестантизма – привело к возникновению и бурному развитию капитализма. Богатый зажиточный крестьянин в период уборки урожая нанял 10 работников, 5 из которых – католики и 5 – протестанты. Чтобы их больше заинтересовать, богатый крестьянин объявил им, что с завтрашнего дня он будет платить им вдвое больше. Реакция католиков противоположна реакции протестантов. Протестанты начали работать вдвое больше, так как их заработок увеличивался вчетверо, а католики стали работать вдвое меньше, и их заработок остался прежним. Протестанты, руководствуясь своей этикой обогащения, способствовали зарождению и развитию совершенно нового социально-экономического уклада.