Нация (от лат. нацио – племя, народ) – это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.
Нации складываются из племен и народностей.
Среди современных ученых нет единства в понимании нации – одни связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.
Так, российский историк В. О. Ключевский (1841 – 1911) полагал, что племя или группа племен становились народом, когда к связям этнографическим присоединялась нравственная – осознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов.
Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона.
В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения.
Народ с национальным характером – это и есть нация, считал В. О. Ключевский.
Русский философ Н. А. Бердяев (1874 – 1948) определял нацию как единство исторической судьбы и осознание этого единства и этой судьбы. По Н. А. Бердяеву государственность не является признаком нации, но всякая нация стремиться образовать свое государство, укрепить и усилить его.
Австрийский социолог О. Бауэр (1882 – 1938) считал нацию совокупностью людей, связанных общностью характера на почве общности судьбы.
Американский социолог П. Сорокин считал нацию искусственной конструкцией в виде сложного и разнородного социального тела, подобного «бутерброду» в химии, которое распадается на ряд социальных элементов.