Нации и современность

Нация является высшим видом этноса. Сможет ли нация развиться во всемирном масштабе в мировую общность, покажет, видимо, не скорое будущее. Нация – ноумен,
а не феномен истории, вечно развивающийся социологический субъект.

В СССР (и среди некоторых современных российских ученых) в понимании наций преобладала сталинская формулировка: это такая общность людей, которая имеет общий язык, общую территорию, общую культуру, единство экономических, социально-политических и духовных интересов.

Однако подобное определение нации не в полной мере соответствует действительности:

1. Вместо общности языка утвердилось, как минимум, двуязычие (в России нерусские знают родной и русский языки; в Германии вновь прибывшие немцы знают язык своей Родины и немецкий язык; канадцы, как правило, владеют английским и французским языками и т. д.).

2. Общность экономической жизни не характерна для одной нации.

Так, в России 95% предприятий получают хотя бы одно комплектующее изделие
из других бывших советских республик и из других стран мира. Трансконтинентальные компании и монополии экономическими узами связывают множество народов и наций. Межнациональное, мировое разделение труда охватывает практически весь земной шар.

Народы стали подвижными, проживают вне своей национальной территории.

Например, большинство татар проживает вне территории Татарстана. В Казахстане казахи составляют только 42% населения. В Башкортостане проживает 22% башкир,
39% русских, 39% татар и других народов.

Среди других народов большими массами расселились англичане, французы, мексиканцы, бразильцы, аргентинцы, народы Ближнего Востока, турки и др.

Радикально изменился культурный облик нации.

Духовное богатство человека, к какой бы нации он не относился, зависит все больше
от богатства межнациональных отношений, то есть от степени освоения межнациональной культуры.