рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РАННЯЯ СОЦИОЛОГИЯ

РАННЯЯ СОЦИОЛОГИЯ - раздел Социология, Введение в социологию Изучаемые Социологией Проблемы Не Новы. Во Все Времена В Той Или Иной Форме С...

Изучаемые социологией проблемы не новы. Во все времена в той или иной форме существовали власть, различные отношения между людьми, вза­имовлияния и споры. И всегда их стремились изу­чать и толковать, хотя и не под названием социо­логии, поскольку она как самостоятельная наука весьма молода. Например, уже Платон и Аристо­тель рассматривали вопросы, которые можно от­нести к общественным наукам и социологии. Так, Платон (427-347) разработал структуру идеально­го государства, возглавляемого философами. В та­ком государстве особое значение придается вос­питанию. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его прин­ципам: человек — продукт государства. Воспита­ние в этом случае преследует выгоду государства, целью воспитания личности становятся интересы государства. Речь идет о ярко выраженной кол­лективности, когда индивид — зависимая, а общест­во — независимая переменная.

Взгляд Аристотеля (384-322) является проти­воположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Естественно, что и целью воспитания при таком подходе являет­ся индивид. Речь идет о концепции индивидуализ­ма, по которой индивид — независимая, а обще­ство — зависимая переменная.

В полярности взглядов этих ученых отражается прежде всего их время, обильное социальными пе­ременами: Платон видел падение Афин, Аристо­тель — подъем греческого города-государства.

Противопоставление индивид — общество было актуально всегда. Однако раньше ученые стара­лись при изучении общественных явлений и пове­дения человека преподать, что нужно делать. Нача­лом социологии можно считать тот момент, когда стали выяснять, что люди в действительности де­лают. На смену нормативно-дидактическому мето­ду пришло изучение действительного поведения лю­дей и действительных социальных явлений.

Уже ранние исследования общественных воп­росов, основанные на наблюдении и опыте, стали подрывать веру в абсолютные и непререкаемые ценности. Появлению новой науки, социологии, осо­бенно способствовали идеи просветительства. Глав­ные из них следующие:

— человек способен познавать Вселенную;

— человек способен использовать природу для своих потребностей;

— наблюдение и способность к умозаключени­ям приближают к истине;

— критичность является одним из способов при­ближения к истине.

Эти постулаты явились новым критерием цен­ностей в научных исследованиях и в познании жизни вообще. Родиной просветительных идей была Англия, но их радикальные формы развивались и во Франции.

Одним из предшественников социологического мышления, теории и методов социологии можно считать французского философа и историка Мон­тескье (1689-1755). Он декларировал важность сравнительного исследования и взаимозависимость социальных элементов общества, а также уделял особое внимание политическим и государственным институтам. Он пытался определить предпосылки трех форм государственного управления — демо­кратии, монархии и деспотизма — с помощью ти­пизации. Попутно заметим, что классификация и типизация — главнейшие «инструменты» лю­бой науки. Ключевыми понятиями Монтескье среди прочего являются факты, действительность, а также демографические и территориальные фак­торы.

Второй французский представитель ранней со­циологии Жан-Жак Руссо (1712-1778) известен своей теорией, согласно которой человек хорош изначально, по своей натуре, но общество «пор­тит» его. По мнению Руссо, общественный договор (contrat social) должен сделать совместную жизнь людей такой, чтобы в ней реализовались идеалы свободы и равенства. Это могло бы осуществиться наилучшим образом в маленьких обществах типа древних республиканских городов-государств. Со­гласно Руссо, общество создано общей волей лю­дей, и законы общества являются выражением этой воли. С помощью референдумов проверяется на­личие, ослабление или отсутствие общей воли.

Руссо считается по многим причинам пионером социологического мышления. Он уже ясно видел существование классов и классовых конфликтов, а также общественное значение неравенства. Кро­ме того, он понимал значение общественных пере­мен и роль человека в этих переменах как их зачина­теля и руководителя.

Просветительные идеи воплотились в жизнь во Французской революции, однако вызвали обрат­ную реакцию и доминирование консервативной философии. По сравнению с XVIII веком XIX век перемещает внимание с индивида на группу, а так­же с критики существующего строя на его защиту, с социальных перемен на социальную стабильность. Типичными понятиями этой эпохи стали традиция, авторитарность, статус, связь, функция, норма, символ, ритуал. Общество описывается при таком подходе следующим образом.

— Общество в действительности значительнее индивида. Без социальной группы или связей ин­дивид не имеет значимого существования: он приобретает свою человеческую сущность только пу­тем взаимозависимого участия в обществе.

— Общество состоит из отношений и институтов, и индивиды являются только членами того и друго­го и при этом выполняют определенные роли и име­ют определенные статусы.

— Разные части общества взаимосвязаны, так что перемена в какой-либо одной части потрясает общество в целом.

— Для нормального функционирования обще­ства в его составе необходимы малые группы: се­мья, соседство, религиозная группа, профессиональ­ная группа и некоторые другие. Названные группы являются основными, но не единственными еди­ницами общества.

— Равенство дурно, потому что оно разрушает установившийся в течение времен порядок. Иерар­хия и статус равно необходимы в семье, церкви и государстве; без них социальная стабильность невозможна.

Эти взгляды консервативного склада оказали сильное влияние на мышление многих социологов.

Социология является очень молодой наукой. Ее основоположником считается французский фило­соф Огюст Конт (Auguste Comte, 1798-1857). Нема­ловажной причиной этого является то, что именно он начал употреблять название «социология» (лат. socius — товарищ, societas — общество и греч. lo­gos — учение). Вторым основоположником социо­логии считается единомышленник и друг Конта — Клод Анри де Сен-Симон (Claude Henri de Saint, Simon, 1760-1825).

Научные взгляды Сен-Симона формировались, с одной стороны, под влиянием просветительства, с другой — постулатов консерватизма. Суть его на­учно-практической деятельности — социальная кри­тика и новаторство. Современное ему общество он характеризовал как индустриальное и видел в нем существенные противоречия и деструктивность. Так, он резко критиковал излюбленные консерваторами идеи стабильности и равновесия общества, за что при­писывается к числу предшественников социализма.

Рассматривая общественное развитие, Сен-Си­мон видел характерное для него постоянное чере­дование организованных периодов с критическими стадиями. В первом случае проявляется социальная интеграция, во втором — противоречия и реляти­визм ценностей. Сен-Симон видел путь решения общественных проблем, в частности улучшение положения рабочих, в морально-религиозной ре­форме. Эта реформа в идеале должна была бази­роваться на добровольном желании владельцев предприятий улучшить условия рабочих. Такого, естественно, не происходило, и рабочие должны бы­ли бороться за свои интересы сами. Безусловная позитивность интенций, но практическая их нереа­лизуемость — вот причина, по которой К. Маркс и Ф. Энгельс называли Сен-Симона утопическим социалистом.

Сен-Симон впервые предложил планирование как способ управления хозяйством, и поэтому его можно считать также одним из основоположников экономической социологии. Сен-Симон верил в зна­чение науки и силу разума. Сен-Симон назвал «со­циальной философией» ту область знаний, которую Конт именовал «социологией».

Конт родился в южной Франции в городе Монпелье в католической, чиновничьей семье, имевшей v^ монархические взгляды. В 1814 году он поступил в парижскую элитную школу Scole polytechnique, где готовили чиновников высших рангов для систе­мы общественного управления. В обучении особое внимание уделялось естественным наукам и матема­тике. Конту пришлось бросить учебу уже в 1816 го­ду, когда школу из-за нестабильной обстановки закрыли. Ее открыли снова в 1830 году, и Конт по­лучил там уже место преподавателя. В промежу­ток с 1817 по 1824 год он был секретарем и помощ­ником Сен-Симона.

Мировоззрение Конта формировалось под влия­нием философии просветительства, а также тех политических переворотов, свидетелем которых он оказался. Он наблюдал также начало промышлен­ного переворота и постоянные споры между наукой и религией. Его личная судьба складывалась драма­тично: в 1851 году он лишился своей постоянной работы и жил после этого на гонорары за свои книги и на деньги, собираемые для него его друзьями.

Конт читал цикл лекций, в которых формули­ровал свои социологические идеи. На основе этих лекций он написал впоследствии свое главное про­изведение — шеститомный «Курс позитивной фи­лософии». Конт стремился предотвратить мораль­ное разложение общества и организовать общество заново по законам «позитивного гуманизма». Он подчеркивал самоценность идей как основу общест­венного строя и придавал особое значение тем иде­ям, которые укрепляли бы моральный порядок. Социология Конта является своего рода «социаль­ной физикой», с помощью которой он хотел утвер­дить общественные законы и организовать обще­ство заново по избранной им системе ценностей.

Конт пытался применять принципы философии просветительства в решении коренных проблем сво­его времени и пришел к теории социологического развития, которая базировалась на разуме и систе­ме господствующих социальных ценностей.

Конт различал в развитии человечества три ста­дии: теологическую, или воображаемую, метафизи­ческую, или абстрактную, позитивную, или научную. На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил, духов и богов. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, мировоззрений и сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природ­ных явлений и поисками закономерностей между ними. Таким образом, эмпирическое познание вы­тесняет мифологически-религиозное. Управление действием и мышлением получает материалисти­ческое основание.

На третьей, или позитивной, стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управ­ление событиями.

Приведенная ниже таблица отражает трехступен­чатую модель Конта. Из нее видно, что позитивная ступень связана с эпохой индустриального общества, когда социология становится одной из ведущих на­ук, и ученые вместе с руководителями промыш­ленности занимают ведущее положение в обществе.

Стадия развития   Теологическая   Метафизичес­кая   Позитивная  
Первопричина развития   Скрытые силы   Абстрактная сущность   Взаимоотноше­ния явлений  
Области науки   Теология   Математика   Социология  
Руководитель   Священник (воинская элита)   Юрист (священство)   Ученый (руководители промышленности)
Общественная форма   Милитаризованная   Юридическая   Индустриальная  
Тип социаль­ной единицы Семья   Государство   Народ  

 

По этой модели развитие идет от теологической и метафизической стадии к высшей ступени — по­зитивизму.

Конт определял в социальной системе две ос­новные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой прежде все­го структуру и строй общества, а также законы человеческого существования, вторая означает из­менение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и дина­мики применяется метод наблюдения, опыта и срав­нения. Таким образом, выявляются социальные законы и закономерности общего социального раз­вития.

Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми раз­нообразными и многозначными причинными свя­зями, но, изучая общество достаточно долго и тща­тельно, как в статическом, так и в динамическом состоянии, можно постепенно выявлять общие зако­ны общественных событий и явлений.

Изучая общественные явления, Конт подошел к созданию специальной науки, которая бы могла объяснить эти явления и даже по возможности управлять ими. Эта наука получила название со­циологии и в качестве основы избрала естествен­нонаучные методы. Для Конта идеальной пред­ставляется позитивистско-научная эпоха, когда социолог, будто представитель нового священства, может управлять общественной деятельностью.

При создании «закона о трех ступенях», который иногда называли законом человеческого развития, он сделал также набросок иерархии наук. В этом смысле он является социологом в теории познания (гносеологии), так как он пытается постичь сущ­ность и развитие науки, результатом чего явилось открытие им некоторых существенных признаков науки как таковой. По мнению Конта, теологичес­кий и метафизический подходы лишены научности, т. к. игнорируют метод наблюдения. Социология же не исключает наблюдение, а базируется на нем. Но и она, несмотря на этот позитивный посыл, еще многого должна достичь в своем развитии.

Представленные выше типологии и модели Конта настолько важны и значимы, что позволяют счи­тать их автора основоположником социологичес­кой науки и теории.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в социологию

Эркки Калеви Асп... Введение в социологию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РАННЯЯ СОЦИОЛОГИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОТ АВТОРА
В современном мире по мере того как общество изменяется и приобретает новые формы, постоянно и закономерно возрастает потребность в социо­логических знаниях, т. е. в знаниях об обществе. П

ИСТОКИ РАЗВИТИЯ
Возникновение социологии и ее становление как самостоятельной науки связаны с теми обществен­ными потрясениями, которые происходили по раз­ным причинам в XVIII и XIX веках. Раздробление абсолютной

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Голландский социолог П. И. Боуман (1955) раз­личает четыре стадии в становлении социологии как самостоятельной науки: 1. Социология как часть общей философии со­циума, прежде всего государ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ
Выше излагались взгляды классиков социоло­гии на предмет и задачи этой науки. В дополнение к этому представляем еще некоторые определения, описывающие социологию как науку, которая изу­чает обществ

МИКРО- И МАКРОСОЦИОЛОГИЯ
Область исследования социологии весьма об­ширна, так как в ее круг входят через социальные отношения самые разнообразные явления жизни. Такие важнейшие сферы человеческого бытия, как брак, семейная

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой — изу­чение постоянно изменяющегося общества. Социо­логические исследования выявляют модели и за­кономерности раз

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Каждая область науки имеет свои основные по­нятия, с помощью которых она описывает свой объект исследования, упорядочивает рассматрива­емые явления и информирует о выводах. Это каса­ется, естествен

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Наличие социальной системы можно констатиро­вать в том случае, если имеется группа людей, дейст­вующих и взаимовлияющих, причем существующие отношения являются довольно устойчивыми и дли­тельными.

Функция
функция (лат. functio) означает действие, на­значение или влияние, в математике — перемен­ную величину, значение которой зависит от значе­ния другой величины. В социологии под функцией понимается и

Интеграция
Под понятием «интеграция» подразумевается совмещение частей социальной системы таким обра­зом, чтобы система образовала единое целое. Име­ется в виду унификация ценностных структур или образцов пов

Организация
Однозначное определение понятия «организа­ции» сложно, так как оно весьма многоаспектно и очень употребимо в самых различных ситуаци­ях. Понятие «организация» включает в себя две' составляющие — ди

Общество
Общество является самой крупной группой, к ко­торой принадлежит индивид. Под «обществом» по­нимается самовосполняющаяся устойчивая соци­альная система, которая состоит из людей разного возраста и п

КУЛЬТУРА
Первоначальное значение слова «культура» (лат. cultura) — возделывание, обрабатывание. Обычно под культурой понимается все то, что не само по себе возникает из природы, а сделано человеком. Согласн

Институт
Каждое общество стремится обеспечить своим членам защиту и предложить им удовлетворяющий их образ жизни. Этими вопросами занимаются раз­личные социальные институты. Социальный инсти­тут существует

Ценность
Ценность — приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что явля­ется желательным; это — тенденция выбора и кри­терий постановки целей и результатов действия. Ц

Позиция
Позиция означает устоявшуюся тенденцию реагировать определенным образом в определен­ных ситуациях, это — устойчивое, предсказуемое и привычное отношение к определенным объектам действительности. По

Отклонение
Отклонение — это поведение, выходящее за рамки нормы. То есть «отклоняющийся человек» не соблюдает нормы социальной системы, и систе­ма реагирует на это принудительными контроли­рующими мерами. Отк

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Социальное взаимодействие является одним из основных объектов исследования в социологии. Социальное взаимодействие обусловлено непосред­ственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках кото

Социализация
Под социализацией имеют в виду то взаимодей­ствие поколений, в результате которого от одного поколения к другому передается созданная и накоп­ленная к этому времени культура. Культура пони­мается з

Конфликт
Понятием «социальный конфликт» объединяются те ситуации, в которых интересы индивидов не сов­падают, и, защищая эти интересы, они сталкивают­ся друг с другом. Конфликты встречаются на всех возможны

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
При описании роли упоминалась «сеть со­циальных отношений», в которой каждый человек имеет определенную социальную позицию. По опре­делению Кари Лампикоски (1972) (Kari Lam-pikoski), «социальная по

Социальная стратификация
Люди очень редко социально равны, при более строгом подходе практически не равны никогда. Они являются частью многофакторного процесса, кото­рый создает и поддерживает разные модели поведе­ния и да

Социальная мобильность
Мобильность в широком понимании — это пе­ремещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в дру­гой, так же как и перемещение ценностей и това­ров. Понятие р

ПЕРЕМЕНА И ЕЕ ТОЛКОВАНИЯ
В обществе постоянно происходят перемены, как социальные, так и культурные. Социальная пере­мена означает процесс, в ходе которого наблюда­ются значительные изменения структуры и деятель­ности како

ТЕОРИЯ ОТСТАВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Вильям Ф. Огберн (William Ogburn, 1886-1959) доказал, что первостепенным стимулятором со­циально-культурной перемены в индустриальных странах является техника. Техника, по его мнению, развивается п

ОТ ОБЩЕСТВА ТРАДИЦИОННОГО К ОБЩЕСТВУ, УПРАВЛЯЕМОМУ ИЗВНЕ
Существует несколько классификаций обще­ства, основанных на разных критериях. Напри­мер, дихотомия Э. Дюркгейма предлагает считать обществом «механическую и органическую соли­дарность»; Ф. Тэннис в

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Американский социолог Даниель Белл (1974) (Daniel Bell) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое (понятие) обо­значает, что общество перешло на стадию тертиарных промыслов

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
На фоне основного понятия «общество знаний» существует идея, что знание можно производить, перемещать, продавать и покупать как любой дру­гой продукт. Эта мысль была высказана в 1962 году американс

ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ ОБЩЕСТВО
Известный больше как исследователь органи­заций, А. Этциони (A. Etzioni) представил в своей работе «The Active Society» (активный социум) в 1968 году теорию об изменении общества и о по­следствиях

ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Понятием «дуалистическое общество» именуют­ся, как правило, негативные последствия победно­го шествия новой технологии. Общество разделя­ется на выигравших и проигравших. Основные секторы экономики

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕРЕМЕНЫ
Социальная перемена какой-либо конкретной системы зависит в первую очередь, конечно, от соб­ственного социума. Одновременно эта социальная перемена может быть частью всемирного процесса и в этом сл

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
При рассмотрении вопроса о социальной мобиль­ности мы затронули и понятие регионального пере­селения, в частности, явления иммиграции, эмиграции и переселения внутри страны — миграции. Региональное

Переселение
Если задаться целью предельно точно опреде­лить тип мобильности, то надо

Этнические группы
По общепринятому определению, этническая группа — это группа людей, имеющих некоторые особые этнические, т. е. культурные, языковые, ре­лигиозные или расовые черты, которых объединяет полное или ча

Этноцентризм
Этноцентризм — это общая концепция или точ­ка зрения отдельных людей, согласно которой соб­ственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на цент­ральное

РОДСТВО, БРАК И СЕМЬЯ
К важнейшим объектам исследования социоло­гии безусловно относятся семья и брак. Практи­чески и нормативно (если оставить в стороне раз­личные отклонения) каждый индивид во всех обществах получил в

Семья и брак
Семью можно считать начальной формой груп­повой жизни людей, так как в ней закладывается и формируется умение жить в обществе, в социуме. Если иметь в виду самый распространенный тип семьи «родител

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
Неизмеримо большое значение труда в жизни общества вполне очевидно для каждого a priori. Тем не менее это еще и неизменная научная проб­лема, важность которой возрастает по мере общест­венных перем

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Эркки Калеви Асп (родился в 1930 году), доктор фи­лософии, профессор социологии, почетный член Россий­ской Академии социальных наук, действительный профессор Московского международного университета

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги