рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Систематическая и методологическая природа учения об обществе

Систематическая и методологическая природа учения об обществе - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Все Эти Соображения Уже Разъяснили Принципиально Как Методологическую Природу...

Все эти соображения уже разъяснили принципиально как методологическую природу пауки об обществе, так и вопрос о взаимных отношениях общей и специальных наук об обществе.

Предметом науки об обществе является общественное целое, как таковое, предметом же специальных наук—„части целого", специальные стороны, частичные области, система органов (или как бы их там ни называли), поскольку таковые способны к самостоятельному научному исследованию. Это ведет к различению формального и материального понятия общества, каковое мне хотелось бы в дальнейшем развить, полемизируя с формалистическим пониманием Зиммеля и с методологическими ошибками других направлений'. '

Учение об обществе, социология, есть общая наука об обществе; но понимаемая не как синтез отдельных общественных наук, но как такая наука, самостоятельным, единым объектом которой является человеческое общество, как целое, Поэтому главные вопросы и задачи этой науки следующие:

1. Что такое, вообще, „общество"? Что составляет общую ее сущность? Этот вопрос ставит задачу дать общезначимое понятие об обществе.

2. Как расчленяется общество по различным частичным областям или сторонам своих проявлений (как хозяйство, право, государство и т. д.) и какова их органическая связь? Этот вопрос переходит на особые стороны существа обще-

ства, или, иначе выражаясь, на познание строения и содержания всего общественного тела, т. е. его формального строения и его материального расчленения по жизненному содержанию. Рассматривая хозяйство, право, государство, политику, религию, как общественные явления, мы встречаемся с проблемой расчленения общественного целого на отрасли или части.

Мы называем это понятие особых сторон общества понятием об обществе по его содержанию, материальным, вещественным понятием общества, а первое — общим или формальным понятием общества. В вещественном понятии общества уже заключается задача исследовать сущность отдельных видов явлений (частей целого), а равно их взаимных отношений.

3. Исследование изменчивости и закономерности развития общественного целого, как и особых его сторон: эта задача приводит к обоснованию теории исторического развития (теории истории, понимания истории).

Вышеуказанные определения задач и понятий можно выразить и в следующих положениях:

1. Понятие общества, распадающееся на формальное и вещественное, является главным понятием науки об обществе и собственно относящейся к ней проблемой, которая делает ее самостоятельной наукой.

2. Понятие общества, как главное понятие науки об обществе, есть вместе с тем высшее и цент реальное понятие всех наук об обществе вообще и потому высочайшая проблема в ее методологическом и систематическом построении. От него исходит и вокруг него группируется система специальных общественных наук.

Все это относится к систематике, перейдем теперь к вопросу о методе.

Если, согласно вышесказанного, взаимодействие не есть вовсе основное явление общества, и первичная реальность лежит вовсе tie в частях, то ясно, что паука об обществе не может восходить от частей к кажущемуся целому; что она поэтому не есть индуктивная и в этом смысле не чисто опытная наука, но исходит от истинно-реального, от целого к членам, как своим определи е м о с т я м (детерминациям) и есть поэтому, аналитическая, дедуктивная и отвлеченная' . наука.

Конечно, должна существовать и индукция, должен быть и синтез; но определяющим, существенным является анализ целостности: > аналитическое, некаузальное, расчленяющее определяет и дает метод. Поэтому полнота опыта, круг его работы над тем, что до сих пор обнималось индукцией, не должны становиться меньше, чем при каузальной (индиви-

 

 

дуалистической, психологической и т. д.) науке об обществе. Только опыт учит нас познавать целостности, которые мы, однако, как открытые нам опытом, должны еще анализировать; лишь благодаря опыту, открывшееся нам познание целостности получает полноту, многообразие, завершенность, но самое существенное в них мьг можем понять лишь аналитически, исходя от целостности. Песню нибелунгов можно понять не путем индукции из букв, но исходя из целого! Конечно, буквы необходимо прочесть. Но тот, кто читает буквы в отдельности, тот похож на человека, который читает по складам средне-германские фонетические знаки, не понимая средне-германского языка; он никогда не поймет песни нибелунгов. Но так происходит на деле с натуралистической социологией. Она читает отдельные буквы, как таковые, как собственную реальность, вместо того, чтобы рассматривать их, как члены их целостности-языка, песни!

Поэтому материалистическая социология, происходящая из индивидуалистического учения" об естественном праве, оставалась до сих пор лишь наукой, собирающей материал, и от нее было скрыто все великое и существенное в истории и в обществе; между тем как учение об обществе в классических философских системах всегда обладало всеми основными истинами и на протяжении своей истории, в конечном счете, всегда проводило одни и те же научные положения.

Поэтому можно сказать, что тот, кто не понял методологического различия между путем от целого к членам и путем от самостоятельно-действующей части к совокупности или кажущемуся целому, тот не переступил еще через порог истинной науки об обществе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ

На сайте allrefs.net читайте: СОЦИОЛОГИЯ.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Систематическая и методологическая природа учения об обществе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СОЦИОЛОГИЯ
  Перевод И.Д. Маркусона ИЗДАТЕЛЬСТВО „МЫСЛЬ" Ленинград.   [6] ВВЕДЕНИЕ Введение в антологию социологии должно не только разъясн

Общественное самосознание 3
„Преимущество „самосознания" перед „сознанием" лежит уже в пределах индивидуальной духовной жизни, в том, что все душевные состояния стягиваются в один объединяющий их центр, выражением,

Герберт Спенсер
(1820-1903) Общество есть организм[ii] „Когда мы говорим, что социальные аггрегаты и органические аггрегаты имеют общие явления роста, то этим мы вовсе не исключаем еще всякой общ

Алъберт Шсффле
(1831-1903) Основные связи умственной организации[iii] 1) Нервная система животных составляется из двух элементарных главных составных частей, а именно из нервны

Фердинанд Теннис
(Род. в 1855 г.) Общение и общество[iv] „Из всего этого вытекает, что воля к существованию несет в себе условия для общения, в то время как воля к выбору создает общество. И следо

Рудольф Штаммлер
(род. в 1856 г.) Социология упорядоченного общежития[viii] “Несомненно, с представлением об общественном сожительстве людей связывается нечто дру

Габриель Тард
(1843—1904) Социальные законы [ix] „Когда поверхностный наблюдатель бегло проходит по музею истории с его пестрыми и причудливыми картинами и зна

Отто фоп-Гирке
(1841—1921) Сущность человеческих союзов [x] „Для научно-юридической проблемы... имеют значение лишь такие общества, единство которых выражено в

Лестер ф. Уорд
(род. в 1841 г.) Социальная статика[xi] „Существует... истинная наука социальной механики, и поскольку социальная энергия есть лишь специальный вид проявления уни

Курт Брейзиг
{род. в 1866 г.) Законы мировой истории [xiii] „Несомненно, все эти скрещивания мировой истории производят некоторое впечатление грубой случайнос

Вильгельм Вундт
(1832—1920) Социальные законы [xv] .Общество во всех своих проявлениях обусловлено исторически. Каждое его состояние есть результат предшествующих состояний и обстоятельств, и сам

Георг Зиммель
(1858-1918) А. Социальная психология[xxi] „Это объяснение результатов, вытекающих из объединения •определенных членов групп в руководящие органы, имеет столь суще

Отиар Шпанн
(род. в 1878 г.) Необходимость ие-эмпирического обоснования учения об обществе [xxiii] I. Постановка проблемы Учение об обществе, как об

Макс Вебер
(1864-1920) Типы господства[xxviii] $ 1. „Господство", согласно определения, означает вероятность того, что специфические (или все) приказания встретят повиновение у определе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги