рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ - раздел Социология,   А. Т. Забирова     ...

 

А. Т. ЗАБИРОВА

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

Астана - 2004

ББК 60,5 С Рекомендовано к печати ученым советом Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева в качестве учебного…

Введение.

Сегодня социологию изучают во всех высших учебных заведениях Казахстана. Социология призвана сыграть важную роль непосредственно для вас, студентов, как членов общества, будущих специалистов, руководителей, организаторов, как представителей культуры, социальных институтов и общностей.

Социология как наука возникла вследствие потребности в управлении людьми, обеспечения социального порядка, в результате необходимости изучения социальной реальности, понимания себя и других людей.

Изучение социологии поможет вам подняться над вашим видением мира, вашей интерпретацией и осмыслением происходящих событий и изменений в обществе на основе опыта мировой социологии.

Социология поможет вам войти в мир самых актуальных для человека знаний, будучи наукой, изучающей общество, социальные институты и социальную структуру, социология позволяет осознавать происходящие вокруг нас события, акцентирует внимание на тех аспектах нашей жизни, которые мы порой игнорируем, упуская из виду или принимая как должное. Иначе говоря, социология вооружает вас особой формой само осмысления, (само) осознавания действительности.

Настоящий курс социологии ставит целью дать вам достаточно полный багаж о специфике социологии, вычленив его из всей огромной массы сведений, предоставляемых научной и учебной литературой.

Разумеется, многие темы остались за пределами учебного пособия. Это теории среднего уровня, прикладная социология, которые могут быть при чтении курса добавлены, рассмотрены, обсуждены в студенческой аудитории, особенно если учитывать ваши профессиональные интересы.

Материал организован таким образом, чтобы вы как читатель, не обладающий специальной подготовкой, с наименьшей затратой времени познакомиться с широким кругом социологических проблем.

Подробная библиография основных публикаций по социологии поможет вам получить дополнительную информацию и увидеть сложный, а нередко и противоречивый путь становления социологического знания.

Структура пособия сохраняет целостность учебного курса социологии, что позволяет оптимально использовать его, в частности, при подготовке к экзамену – для систематизации и быстрого усвоения материала.

Тема 1: Социология как наука

 

Цель лекции: сформировать представления о социологии как о сложившейся науке об обществе, в которой существует логически обоснованная система концепций и понятийного аппарата.

 

Основные понятия по теме: предмет науки, объект науки, научное знание, общесоциологические теории, теории среднего уровня, прикладные исследования, методы исследования.

 

Ещё в архаичную эру человека интересовали вопросы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Поэтому уже социальные мыслители древнего Востока, древнего Рима и древней Греции пытались понять человека и общество, в котором он существует. Однако человечеству пришлось пройти сквозь длительную эволюцию, прежде чем социальное знание, знание человека об обществе, аккумулировалось в рамках отдельной науки – социологии.

Становление социологии как самостоятельной научной дисциплины произошло относительно недавно и во многом связано с именем французского ученого, философа - позитивиста Огюста Конта, впервые введшего понятие социологии в своей работе «Курс позитивной философии».

Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах.

Для того чтобы определить объект и предмет социологиикак науки, необходимо уточнить общие понятия объекта и предмета.

Из курса «Философия» вы знаете, что под объектом науки обычно понимается определенная часть окружающего материального и нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними.

Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки.

Предмет социологии можно обозначить как концептуальную схему социальной реальности, концептуальное (само) осмысление общества, где главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

Таким образом, социология – это наука, изучающая социальную структуру общества, его элементы, социальные институты, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Место социологии в системе научного знания определено объектом и предметом социологии, и в связи с этим социология имеет много общего с науками социального и гуманитарного направления. К числу родственных для социологии дисциплин мы можем отнести философию, психологию, социальную психологию, экономику, историю, антропологию, социальную антропологию, культурологию, политические науки.

В этой связи возникает вопрос о соотношении гуманитарного и социального знания в социологической науке. Как вы знаете, к гуманитарным дисциплинам относят историю, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки чаще оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами. В отличие от них, социальные науки оперируют формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на качественное, или, как говорят социологи, квантифицированное знание. Таким образом, социальной наукой называется та, что изучает поведение людей в обществе с привлечением эмпирических методов сбора первичной информации, математического аппарата и информационных технологий.

Все это, по всей видимости, позволяет причислить социологию к наукам с двойным статусом, принадлежащим и к социальным и к гуманитарным наукам. Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Социологию относят к социальным наукам потому, что это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп, о функционировании социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. Принадлежность социологии к гуманитарным наукам, обусловлена тем, что социология изучает социокультурную сущность человека.

Таким образом, мы видим, что социология находится на пересечении гуманитарных знаний и социальных наук, занимая центральное место и выполняя интегративную функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам.

Социологию как науку, имеющую свою историю, можно представить в виде исторической череды концепций и теорий, осмысливающих общество в различные исторические эпохи.

Так, из истории мировой социологии известно, что одинаково весомый вклад в развитие внесли как направления, ориентирующиеся на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпирическая проверка гипотез, измерение и т.п.), так и направления, ориентирующиеся на гуманизм (признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т.д.).

Социология, возникнув много позже других наук, вбирает в себя понятия и конкретные результаты, статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории. Из философии в социологию были привнесены такие категории как общество, человек, ценности, индивид, прогресс, развитие, и др. Из сферы театральной жизни пришло ключевое понятие «роль», из юриспруденции – «статус». Но у социологов есть и свой, собственный аппарат – социализация, девиантность, делинквентное поведение, интеракция, со временем этих категорий становится больше.

Итак, социология всегда исследовала отдельных индивидов, различные социальные группы, общество в целом, мировое или глобальное сообщество. В то же время в разные эпохи в социологии внимание уделялось то одним, то другим социальным единицам. Поэтому историю социологии можно представить как смену парадигм или циркуляцию макросоциологического (акцент на обществе и других крупных социальных образованиях) и микросоциологического (основной предмет анализа – индивид) подходов.

Среди макросоциологических теорий лидирующее положение принадлежит школе структурного функционализма. Функционализм с его акцентом на натуралистический подход к описанию и системные качества общества, с его попыткой перечислить все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и "порядок" социальной системы, все составляющие ее элементы и механизмы интеграции, в свое время находил широкую поддержку, как в академических, так и в политических кругах.

Наиболее полно основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902 - 1979). Он стремился обосновать центральную идею своего социального учения - идею "социального порядка", в котором над конфликтом доминирует согласие. Парсонсом была предложена теоретическая схема, в центре которой находится процесс взаимодействия социальных систем, окрашенных личностными характеристиками и ограниченных культурой.

Другой важной школой на макросоциологическом уровне выступает неоэволюционизм. Неоэволюционистские теории в большинстве своем пытаются совместить характерную для структурного функционализма идею системности с идеей развития. Здесь также «пионером» является американский социолог Т. Парсонс. Именно он выдвинул предположение о том, что все действующие системы, если им удается выжить, сталкиваются с четырьмя важными проблемами:

1) обеспечение получения ресурсов из окружающей среды и их распределение (функция адаптации);

2) мобилизовать ресурсы для достижения определенных целей и установить приоритет между целями (функция целедостижения);

3) осуществление координации и регулирования отношений внутри системы (функция интеграции);

4) осуществлять выработку у составляющих систему индивидов мотивации, обеспечивающей соответствие их деятельности целям системы и снятие напряжений (функция поддержания социального порядка).

По сей день эта схема Парсонса, известная среди социологов как «AGIL», пользуется успехом и вниманием в силу ее эвристических возможностей.

Третий «кит» макросоциологии - теория социальных изменений. Одним из первых сконструировать модель социального изменения в традициях структурно - функционального анализа попытался английский социолог Роберт Мертон (1910-2001), находящийся под сильным влиянием идей П. Сорокина и Т. Парсонса. Отказавшись от создания общей социологической теории, он предложил систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. Наряду с понятием функции Мертон ввел понятие "дисфункция", что означало отклонения системы от нормального порядка функционирования - для восстановления которой требуется создание новых структур и механизмов.

Другая важная теория - теория социального конфликта. На основе критики теорий Толкота Парсонса, которого обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на поддержании социального порядка и консенсуса, во второй половине 20 века стали формироваться многочисленные теории социальных конфликтов. У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог Чарлз Райт Миллс. Опираясь на идеи К.Маркса, Т. Веблена, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологический анализ чего - то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

Другую попытку обосновать основные положения теории социального конфликта попытался германский социолог Ральф Дарендорф. Согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый "политический человек", а поскольку одно изменение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты постоянно присутствуют в жизни любого общества. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявлений различных человеческих страстей.

Еще одна теория - теория структурализма, родиной которого стала Франция. Структурализм это влиятельное направление, представленное такими видными социологами, как М. Фуко, К. Леви - Строс и др. Структуралистский подход к социальной реальности состоит в акцентировании наличия во всех человеческих проявлениях - общественных институтах, культурном творчестве, и т.д. - неизменных и недоступных эмпирическому исследованию структур, которые управляют процессами их функционирования и развития.

Следующий «этаж» в теории социологи – микросоциология. Ряд социологов были не удовлетворены структурно - функционалистскими и структуралистскими теориями, пренебрегающими

изучением особенностей человека и его деятельности. Поэтому они занялись разработкой теорий, ориентированных на выяснение роли конкретных межчеловеческих взаимодействий в создании и функционировании структур социального мира.

Одной из важнейших теорий макросоциологии выступает теория социального обмена Джорджа Хоманса и Питера Блау. Здесь, в противоположность структурному функционализму, исходят из примата человека, а не системы. Свою критику структурного функционализма микросоциологи пытаются строить с позиций психологизма. Исходным положением теории социального обмена П. Блау является то, что людям необходимы многообразные виды социальных вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, как указывает Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут социально вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, и т.п., а также практическая помощь.

Популярной микросоциологической теорией является теория символического интеракционизма. «Отцами» символического интеракционизма стали Д. Г. Мид, Г.Блумер, А.Роуз, Г.Стоун, А.Стросс и др. В своих теоретических построениях они делают главный акцент на теоретической или предметной сторону коммуникации, особенно на роли языка в формировании сознания, человеческого Я и общества. Характерными чертами символического интеракционизма являются его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий), и, во - вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Ещё один микросоциологический подход - феноменологическая социология. В 60 - х гг. 20 века среди социологов Запада резко повысился интерес к работам немецкого философа феноменологического направления Э. Гуссерля и соответственно известное развитие получила так называемая феноменологическая социология.

Большое влияние на развитие этой дисциплины оказали труды австрийского философа А. Шюца. В центре внимания Шюца находится проблема "интерсубъективности", т.е. то, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире. Каждый человек, пишет Шюц, обладает уникальной биографией и воспринимает мир по - своему. Однако это не исключает "взаимности перспектив", благодаря существованию которой становится возможным взаимодействие людей друг с другом. Человек, согласно Шюцу, воспринимает внешний мир - вещи, события - как типы. Представителями типов являются и люди. Однако воспринимаются они с различной степенью анонимности. Поэтому наиболее важной для понимания человеком окружающего мира является такая категория индивидов, как "сотоварищи".

Третий «этаж» социологии составляют эмпирический уровень, включающий сбор многочисленных фактов посредством методов сбора первичной информации.

В свою очередь общесоциологические теории и эмпирические исследования неразрывно связаны между собой теориями среднего уровня. Понятие «теории среднего уровня» ведено в научный оборот американским социологом Р. Мертоном. Теории среднего уровня относительно самостоятельны, они имеют промежуточное положение между теориями макроуровня и микроуровня. Их введение делало возможным создание прочной и удобной теоретической основы для исследования конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур.

Итак, как вы видите, уровни социологического знания представлены следующими элементами. Научная картина мира - совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается наукой. Общая теория – совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория – логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших эмпирическое подтверждение на основе фундаментального исследования.

Эмпирическое исследование – фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории.

Прикладное исследование – оперативное исследование, проведенное на одном объекте в короткие сроки с целью социальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процесса) и подготовка практических рекомендаций.

К числу особенностей социологической науки следует отнести то, что она оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни. Отягощенные ошибочными мнениями, предрассудками, ложными стереотипами люди во многих случаях превратно толкуют социальные явления. Именно поэтому так важно отделить обыденное знание от научного. Для этого дадим характеристику различных методов и источников получения (формирования) знания об окружающей нас физической и социальной действительности.

Интуиция – вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно объяснить и идентифицировать. Служит основой для многих важных гипотез.

Опора на научные авторитеты. Все накопленные нами знания слишком объемны и расплывчаты, в этой связи необходимы ориентиры и основные положения, принимается на веру то, что собрано и обработано в отдельных областях знания специалистами, считающимися авторитетами. Из курса философии вы знаете о различении сакрального и светского авторитетов.

Традиция – один из самых убедительных источников получения и передачи знания, аккумулирует мудрость веков. В задачи социологии входит выделение из традиций, настоящего, истинного и отметание всего устаревшего, являющегося преградой на пути исследования общества.

Общественный здравый смысл – совокупность преимущественно правильных суждений о практической жизни людей, состоящих из неких норм и принципов, регулирующих наше поведение, помогающих приспособиться к действительности.

Научное знание в социологии основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут быть подвергнуты критике, опровергнуты на опытных данных и соответствовать определенному этапу развития человеческой мысли.

Итак, социологическая наука имеет свой объект и предмет исследования. Наличие общего с гуманитарными и социальными науками объекта исследования, делает социологию наукой обладающей двойным статусом. Социология тесно взаимодействует с такими науками как психология, история, экономика, политические науки, этнография.

Формирование научного социологического знания происходило на протяжении длительного периода времени, и шло по схеме «от простого к сложному», опираясь изначально на традиции общественный здравый смысл к ссылке на научное знание. В целом структура социологической науки представляет собой систему состоящую из трех уровней: макросоциологического, микросоциологического и теорий среднего уровня.

В заключение отметим, что в современном обществе, в отличие от традиционного, экономические отношения теряют свое центральное положение, их место постепенно занимают культурные и социально-политические факторы. Конечно, современный тип общества, более чем какой – либо другой, определен экономическим ростом, но следует иметь в виду, что постоянная растущая социальная и географическая мобильность, массовое распространение пропаганды и информации, более широкое политическое участие оказывают сильнейшее воздействие на общество, его структуры и институты.

Итак, это первая тема в изучении Вами новой дисциплины, на что следует обратить внимание?

Основная литература по теме: Гидденс Э. Социология. Москва. Эдиториал УРСС, 2001 Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М., 2002 Осипов Г.В.…   Дополнительная литература:

Обозначьте основные уровни и типы социологического знания, представьте определения элементов социологического знания.

Ответьте на вопрос, что представляет собой внутренняя структура социологической науки. Представьте схематичную картину внутренней структуры социологической науки.

5. Объясните, в чем заключается разница между социальными и гуманитарными науками.

6.В чем принципиальное отличие научного подхода от всех остальных способов получения знания.

7.Прочтите текст из учебника «Социология» (Ю.Т.Волков В.И. Добреньков В.Н. Нечипуренко А.В. Попов. Москва, 2003) и ответьте на вопрос: что отличает социологию от других социальных наук?

Назовем этот фрагмент так: «Двоюродные сестры социологии».

Люди не ограничились изучением природы. Стараясь получить более полное представление о жизни, они создали также области науки, предметом которых является социальный мир. Эти общественные науки изучают человеческие отношения. Если естественные науки стремятся объективно понять мир природы, то науки общественные ставят своей целью объективно понять социальный мир. Мир природы включает в себя упорядоченные (закономерные) связи, которые не очевидны, но должны обнаруживаться в целенаправленных наблюдениях, упорядоченные отношения людей в социальном мире тоже не бросаются в глаза, и их приходится выявлять с помощью целенаправленных и регулярных наблюдений.

Науки об обществе включают в себя антропологию, экономику, политологию, психологию, историю и социологию. В свою очередь антропология делится на культурную и физическую антропологию; экономика на макро- и микроэкономику; в политологии имеются теоретические и прикладные разделы; психология может быть клинической или экспериментальной; история – всемирной и историей отдельных стран; объектом изучения социологии являются количественные и качественные аспекты общественной жизни. Поскольку нас интересует социология, сравним ее с другими общественными науками.

Политология. Политологи занимаются вопросами политики и управления государством. Они изучают то, как люди управляют своим обществом, различные формы правления, их структуру и отношение к другим общественным институтам. Особый интерес для политологов представляют способы достижения людьми власти в обществе, то, каким образом они сохраняют за собой властные позиции, взаимоотношение властвующих с подвластными, политические организации, институты, движения и поведение избирателей.

Экономика. Экономическая наука также концентрируется на изучении одного социального института. Экономисты занимаются исследованием проблем производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг в конкретном обществе.

Антропология. Антропология, родственная социологии дисциплина, исследует культуру как образ жизни общества в целом. Преимущественно она концентрирует свое внимание на изучении культуры дописьменных, или племенных, обществ. В понятие культуры как предмета антропологии входят: артефакты группы, например орудия труда, искусство и оружие; структура группы, т.е. иерархия и другие модели, которые определяют взаимоотношения в обществе; идеи и ценности группы, влияние верований на жизнь людей; формы коммуникации в группе, особенно язык.

Психология. Психологи занимаются исследованием психических процессов, связанных с интеллектом, эмоциями, восприятием и памятью. Такая отрасль психологии, как социальная психология, изучает социальную обусловленность поведения индивидов и групп, т.е. типы поведения в связи с социальными нормами, воспитанием, возрастом, жизненным опытом, происхождением, а также влияние потребностей, самооценки на межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения.

История. Историческая наука изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, т.е. имеет дело с прошлым поведением и уникальными событиями. Она состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов. Отраслями исторической науки являются: историческая география, историография, экономическая история, а также археология, палеография, генеалогия, дипломатика, хронология и др.

 

Примерные задания для СРСП и СРС:

 

1. Найдите определения общества в трудах авторов Античности, Возрождения, Просвещения, Нового времени и современности.

2. Подготовьте реферат на тему (по выбору): «Социология как наука», «Открытие социологии как научной дисциплины», «Объект и предмет социологической науки».

3. Составьте словарь ключевых терминов по социологии.

4. Подготовьте письменный ответ на вопрос: «Какие проблемы, стоящие перед личностью или обществом не могут быть исследованы с помощью научного метода и почему?»

5. Каковы были научные и общественные причины возникновения социологии?

6. Чем социология отличается от социальных и гуманитарных наук?

7. Каков предмет изучения в социологии?

8. Какие методы социального познания Вы знаете и какие из них могут считаться социологическими?

9. Чем отличаются академическая социология от прикладной ?

10. Чем занимаются макросоциология и микросоциология?

11. Каковы причины сохранения и воспроизводства важнейших черт общества?

Глоссарий

Объект науки – определенная часть окружающего нас материального и нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о… Факт – сделанное, свершившиеся, общественно-значимое единичное событие или… Традиция – один из самых убедительных источников получения и передачи знания, аккумулирует мудрость веков.

Тема 2: История социологии: от Огюста Конта до Макса Вебера

Цель– раскрыть содержание основных идей в творчестве Огюста Конта, Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма; раскрыть основное содержание их концепций.

Основные понятия по теме:социальная статика, социальная динамика, разделение труда, механическая солидарность, органическая солидарность, аномия, социальное действие, идеальный тип, социальный факт.

 

 

Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие крупными социальными процессами и тонкими механизмами взаимодействия двух и более человек. Однако социология как самостоятельная наука появилась только в середине XIX, вобрав в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе, и, благодаря применению конкретно-научных методов, продвинула знания об обществе дальше. В ряду основоположников социологической науки выделяются О.Конт, Э.Дюркгейм и М.Вебер.

Огюст Конт (19.01.1787 – 5.01.1858 гг.) представитель французского позитивизма, родился в католической семье, в 1817-1824 гг. работал секретарем у Сен-Симона. Основным трудом О. Конта является «Курс позитивной философии». В творчестве Конта выражены идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежда на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, О. Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание.

Новую науку первоначально Конт предлагал назвать «социальная физика», затем уже было дано имя «социология». О. Конт социологию, в своей классификации наук, поставил на самую вершину – выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе считал важной, как и роль религии. По его мнению, социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Задача социологической науки состоит в открытии законов. Законы – это постоянно повторяемая связь между явлениями. Ценность научного знания состоит в том, что дает возможность предсказать будущее. Согласно О. Конту, наука совершает открытия посредством четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. По О. Конту, наука начинается там, где есть наблюдение. Отсюда главным методом социологии Конт видел метод наблюдения. Предмет социологии – первичные и реальные общества как целостные и взаимозависимые системы.

Для Конта отдельный индивид – почти ничто, абстракция. Общество есть высшая реальность, под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная всеобщим согласием. Главный принцип всех наук – принцип консенсуса (согласия), следовательно, основная функция социолога заключается в поддержании гармоничного функционирования общества.

О. Конт разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, вторая – законы развития и изменения социальных систем. Эта концепция направлена против индивидуалистических теорий, попыток рассматривать общество как продукт договора между индивидами.

О. Контом был предложен закон трех стадий.

Трем стадиям развития человеческого ума соответствуют три стадии развития в истории:

1) Теологическая стадия (раннее средневековье до 1300г.). Периоды: a) фетишизм, люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов; b) политеизм (Др. Греция, Рим), жизнью наделялись «фиктивные существа», вмешательством которых объясняются все явления; c) монотеизм – это эпоха христианства. Религия одного бога изменяет образ мира, политические и общественные отношения, обычаи, мораль.

2) Метафизическая (1300-1800гг.), для которой характерно разрушение старых верований – фундамента общественного порядка. События эпохи - реформация, революция, философия Просвещения.

3) Свидетельством того, что общество вступает в последнюю, позитивную эру, служит распространение наук, рост их общественного знания и создание теории позитивизма.

Идеи О. Конта были поддержаны в России, Польше, Турции, Бразилии, Мексике.

Макс Вебер (1864-1920гг.) – выдающийся немецкий экономист, историк, религовед, культуролог, социолог, философ, классик мировой социологической теории. Первые работы М. Вебера – «К истории торговых обществ в середине века» (1895г.), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891г.). С 1904г. Вебер становится редактором немецкого социального журнала «Архив социальной науки и социальной политики», в котором выходят наиболее важные его произведения, в том числе ставшее всемирно известным исследование «Протестантская этика и дух капитализма» (1905г.)

М. Вебер является одним из основоположников понимающей социологии, в основе которой находится кантианское различение естественных наук и наук о духе, или понимающий метод.

Макс Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий любого общества. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Вебером не было дано точное определение понятия «классы», но в целом под классами он предлагал понимать совокупность людей, имеющих жизненные сходные шансы, детерминированные их властью, дающей возможность получать блага и иметь доходы.

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что полагаться только на социальную статистику неправильно. Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали О. Конт, К. Маркс и Э. Дюркгейм, - взаимодополняющие части социологического исследования. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом действия, а типический индивид – субъектом социального действия. Согласно Максу Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Вебер подошел к «теории социального действия», выделив четыре типа социального действия:

1) целерациональное, т.е. через ожидания определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как условия или как средства для рационально направленных и регулируемых целей (критерий рациональности является успех)

2) ценностно-рациональное, т.е. через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную безусловную ценность определенного собственного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха

3) аффективное, т.е. через актуальные аффекты и чувства

4) традиционное, т.е. через привычку.

Только первые два типа социального действия он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными). Не случайно четыре типа социального действия расположены в порядке возрастания рациональности. Вебер убежден, что рационализация социального действия составляет одну из ведущих тенденций исторического процесса.

Эмиль Дюркгейм (15.05.1858-15.11.1917гг.) – французский социолог, один из создателей социологии как науки, профессии и учебной дисциплины.

В 1879г. Дюркгейм посупает в Высшую Нормальную школу в Париже, по окончании, в 1896г. Дюркгейм возглавляет кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

В истории социологии Э. Дюркгейм открывает новую и важную главу в ее развитии. Дело в том, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии – «социальную сферу». Дюркгеймом были разработаны методология и методы социологических исследований, чему, в частности, посвящена работа «Правила социологического метода» (1895г.) В русском переводе работа звучит несколько иначе «Метод социологии» (1899г.), что позволяет акцентировать внимание на прикладной характер социологии, о чем свидетельствует его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897г.).

Дюркгейм прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию важное понятие «аномия». Понятие аномия получает развитие и углубленную разработку в его труде «Самоубийство. Социологический этюд». Несмотря на то, что Э. Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии О. Конта, он признавал за ним титул «отца» социологии и подчеркивал связь своих и контовских идей. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии.

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Для понимания его «социологизма» необходимо выделить в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона «социологизма», т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальность – устойчива, основательна и «реальная», как и другие виды реальности, и подчинена действию определенных законов.

2. Общество это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

3. Значение индивидуальной реальности признается вторичным.

Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

1. Цель социологии – исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей.

2. Социология – самостоятельная наука, не сводимая ни к какой другой из наук.

3. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным.

Основной принцип методологии Дюркгейма выражен в знаменитой формуле – «социальные факты как вещи», что означает занимать по отношению к социальным фактам определенную мыслительную позицию. Отсюда, предмет социологии, по Дюркгейму, составляют социальные факты, существующие вне индивидов и оказывающие на них принудительное воздействие.

Социологию Дюркгейм определял как «науку об институтах, их генезисе и функционировании». По его мнению, социология состоит из трех основных отраслей: социальная морфология, социальная физиология и общая социология.

Социальная морфология исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму.

Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества», и включает в себя 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию.

Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.

В работе «О разделении общественного труда» эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Но уже в этой работе Дюркгейм главным образом рассматривает не общество, а общества. Здесь же он выделяет два типа солидарности: в архаических обществах – «механическая», в современных промышленных – «органическая».

Середина XIX – начало XX века – это этап, на котором европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития. Огюст Конт, застал начальную стадию капитализма, а Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм - продвинутую. Между данными персоналиями качественная разница, т.к. они описывали совершенно разные общества. Отсюда и различие их взглядов. Но их всех объединяет переход от социальной философии к непосредственно социологии как науки. Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту, Дюркгейму и Веберу. Наивысшим выражением данных представлений в социологии стали идеи Дюркгейма и Вебера, которые не только создали самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложили методологический фундамент современной социологии. О. Конта принято считать «отцом» социологии как науки, Э. Дюркгейма – пионером социальной статистики в социологии, а М. Вебера – самым крупным теоретиком среди когда-либо живших социологов.

Примерные вопросы для обсуждения на семинарском занятии по изученной теме:

1.Основные характеристики в развитии классической социологии.

2.Основные идеи Огюста Конта

3.Макс Вебер и его концепция “идеальных типов”

4.Идея рациональности в теории М.Вебера.

5.Учение о власти, статусе и престиже М. Вебера.

6.Социологические идеи французского социолога Э. Дюркгейма.

7. Предмет социологии в теории Э. Дюркгейма: социальные факты, существующие вне индивида.

Прочтите отрывок из книги Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда» и сформулируйте понятия механической и органической солидарностей.

Механическая солидарность, существующая вначале одна, или почти одна, про­грессивно утрачивает почву; мало-помалу берет верх органическая солидарность; таков исторический закон. Но когда изменяется способ, каким люди солидарны, то не может не измениться строение общества. Форма тела непременно изменяется, раз молекулярные сродства не те же, что прежде. Следовательно, если предыдущее положение верно, то должны существовать два социальных типа, соответствующих этим двум родам солидарности.

Если попытаться мысленно установить идеальный тип общества, связь которого зависела бы исключительно от сходств, то должно представить его себе, как аб­солютно однородную массу, части которой не отличаются друг от друга и, сле­довательно, не приложены друг к другу, которые, словом, лишены всякой опре­деленной формы и организации. Это была бы настоящая социальная протоплазма, зародыш, откуда возникли все социальные типы. Мы предлагаем назвать харак­теризованный таким образом агрегат ордой.

Правда, еще не наблюдали доподлинно общества, которое бы во всем соответст­вовало этим признакам. Однако можно постулировать его существование, так как низшие общества, т.е. те, которые наиболее близки к этой первобытной стадии, образованы путем простого повторения агрегатов этого рода. Почти совершенный образец этой социальной организации мы находим у индейцев Северной Америки. Например, всякое ирокезское племя состоит из некоторого числа частных обществ (самое большое обнимает 8 таких обществ), которые все представляют указанные нами черты. Взрослые обоих полов там равны между собой. Находящиеся во главе всякой из этих групп сахемы и вожди, совет которых управляет общими делами племени, не пользуются никаким преимуществом. Само родство тоже не орга­низовано, ибо нельзя дать этого имени распределению масс по поколениям.

Мы говорим об этих обществах, что они сегментарны, чтобы указать, что они образованы повторением подобных между собой агрегатов, аналогичных кольцам кольчатых; а об этом элементарном агрегате, что он — клан, так как это слово прекрасно выражает его природу, в одно и то же время семейную и политическую. Это - семья в том смысле, что все составляющие ее члены смотрят на себя, как на родственников, и что на деле они в большинстве случаев единокровные родственники. Именно по­рождаемые общностью крови сродства, главным образом, держат их соединен­ными. Кроме того, они поддерживают между собой отношения, которые можно назвать семейными, так как их встречают в обществах, семейный характер кото­рых неоспорим. Я говорю о коллективной мести, о коллективной ответственности и - с тех пор, как появляется индивидуальная собственность - о взаимном насле­довании. Но с другой стороны, это не семья в настоящем смысле слова, ибо, чтобы составить часть ее, не необходимо иметь с другими членами клана определенные отношения единокровности.

Мы знаем, что религия здесь пронизывает всю социальную жизнь, но это пото­му, что социальная жизнь здесь состоит почти исключительно из общих верований и обычаев, получающих от единодушной связи совсем особую интенсивность.

…Вместе с обществами видоизменяются и индивиды в силу изменений, происхо­дящих в числе социальных единиц и в их отношениях. Во-первых, они все более освобождаются от ига организма. Животное находится почти исключительно в зависимости от физической среды; его биологическое строение определяет наперед его существование. Человек, наоборот, зависит от социальных причин. Конечно, животные также образуют общества; но, так как они весьма ограниченны, то коллективная жизнь в них весьма проста; она в то же время стационарна, так как равновесие таких незначительных обществ по необхо­димости устойчиво.

Совсем иное видим мы у человека, так как образуемые им общества обширнее; даже самые небольшие группы пре­восходят по величине большинство животных обществ. Будучи более сложными, они также более изменчивы, и эти две причины вместе производят то, что социальная жизнь в человечестве не закрепляется в биологической форме. Даже там, где она наиболее проста, она сохраняет свою специфичность. Постоянно суще­ствуют верования и обычаи, которые общи людям, не будучи начертанными в их тканях. Но эта черта становится резче по мере приращения социального вещества и плотности. Чем более ассоциировавшихся лиц и чем больше они воздействуют друг на друга, тем более также продукт этих воздействий выходит за пределы организма. Человек, таким образом, оказывается во власти причин sui generis, относительная доля которых в устройстве человеческой природы становится все значительнее.

Более того: влияние этого фактора увеличивается не только относительно, но и абсолютно. Та же причина, которая увеличивает значение коллективной (социальной) среды, влияет на органическую среду так, что делает ее более доступною действию социальных причин и подчиняет ее им. Так как больше индивидов живут вместе, то общая жизнь богаче и разнообразнее; но, чтобы это разнообразие было возможно, необходима меньшая определенность органического типа, необходимо, чтобы он был в состоянии разветвляться. Мы видели, действительно, что стрем­ления и способности, передаваемые по наследству, становятся все более неоп­ределенными, следовательно, более неспособными облечься в форму инстинктов.

Таким образом, происходит явление, обратное как раз тому, которое наблюдается в начале эволюции. У животных организм ассимилирует социальные данные и лишает их социальной природы, превращая в биологические данные. Социальная жизнь материализуется. В человечестве, наоборот (особенно в высших обществах), социальные причины становятся на место органических.

Вследствие этого изменения индивид видоизменяется. Так как та деятельность, которая перевозбуждает специальное действие социальных причин, не может закрепиться в организме, то к телесной жизни присоединяется новая жизнь, также sui generis. Черты, отличающие эту более сложную, более свободную, более не за­висимую от поддерживающих ее органов жизнь, становятся все резче по мере того, как она прогрессирует и укрепляется. По этому описанию можно узнать сущест­венные черты психической жизни. Без сомнения, было бы преувеличением утверждать, что психическая жизнь начинается только с обществами, но верно то, что она принимает большие размеры только тогда, когда общества развиваются. Вот почему, как это часто замечали, прогресс сознания находится в обратном отношении к прогрессу инстинкта. Что бы об этом ни говорили, не первое раз­лагает последний; инстинкт, продукт накопленных в течение поколений опытов, обладает слишком большою силою сопротивления, чтобы перестать существовать только потому, что он становится сознательным. Истина в том, что сознание захватывает лишь те области, которые покинул инстинкт, или те, где он не может установиться. Не оно заставляет его отступать; оно только заполняет оставляемое им свободное пространство. С другой стороны, если он регрессирует, вместо того чтобы увеличиваться с увеличением общей жизни, то причина этого лежит в большей важности социального фактора. Таким образом, крупное различие между человеком и животным, именно, большее развитие его психической деятельности, сводится к его большей общественности. Чтобы понять, почему психические функ­ции с первых шагов человека были подняты на неизвестную животным степень совершенства, надо было бы сперва узнать, каким образом случилось, что люди, вместо того чтобы жить одиноко или небольшими группами, стали образовывать более обширные общества. Если, повторяя классическое определение, человек -разумное животное, то потому, что он общественное животное или, по крайней мере, бесконечно более общественное, чем другие животные.

Таким образом, причина, вызвавшая различия, отделяющие человека от живот­ного, есть также та, которая принудила его стать выше самого себя. Все увеличивающееся расстояние между дикарем и цивилизованным не имеет другого источ­ника. Если из первоначального смутного мира чувств выделилась мало-помалу способность идеации; если человек научился образовывать понятия и формули­ровать законы; если его ум обнимает все увеличивающиеся части пространства и времени; если, не ограничиваясь удержанием прошедшего, он делает все большие захваты будущего; если его эмоции и стремления, сначала простые и малочислен­ные, так умножились и разветвились, - то все это потому, что социальная среда непрерывно изменялась. Действительно, эти изменения - если только не возникли из ничего - могли иметь причинами только соответствующие изменения окружаю­щей среды. Но человек зависит лишь от троякого рода среды: от организма внешнего мира, общества. Если игнорировать случайные изменения, происходящие от комбинации наследственности, - а их роль в человеческом прогрессе, конечно, не очень значительна — то организм не изменяется самопроизвольно; необходимо, чтобы он к этому был принужден какой-нибудь внешней причиной. Что касается физического мира, то с начала истории он остается приблизительно тем же, если только не принимать в расчет изменений социального происхождения. Следова­тельно, остается только общество, которое достаточно изменилось, чтобы можно было объяснить параллельные изменения индивидуальной природы.

Основная литература:

  1. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. Москва, УРСС, 2000
  2. Фролов С.С. Социология. – М., 1994 г.
  3. Кон И. С. История буржуазной социологии конца XIX - начала XX вв., Москва. Наука, 1979
  4. История теоретической социологии. Т. 1-4, Под ред. Ю.А. Давыдова, Москва, 1997

Дополнительная литература:

1. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии – М., 1991 г.

 

 

Вопросы для СРСП и СРС:

1. Как представлял себе социологию О. Конт?

2. По каким основным параметрам определял социальную стратификацию М. Вебер?

3. Какими объективными причинами было вызвано быстрое развитие социальных учений и возникновение социологии как науки в XIX в.?

4. Дайте определения социологии О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Проведите сравнительный анализ этих двух трактовок.

5. Почему О. Конт понимал метод наблюдения главным методом социологии?

6. Что означает понимающая социология и каков её главный постулат?

7. Составьте кроссворд на тему «Становление и развитие социологии в научной деятельности Огюста Конта, Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма»

8. Напишите письменную работу на тему: «Основные этапы становления социологии»

9. Прочитайте и проанализируйте в виде эссе работу М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»

10. Напишите аннотацию к статье по классической социологии конца XIX начала XX вв. из журнала «Социологические исследования».

11. Подготовьте рефераты на темы:

11.1. Основные отличия социологии от социальной философии

11.2. Концепция «понимания» как социологический метод М. Вебера

11.3. Позитивистская социология Огюста Конта

11.4. «Социологизм» как философское обоснование социологии Эмиля Дюркгейма

Глоссарий

Социальная динамика – позитивная теория общественного прогресса О. Конта. Социальная динамика описывает законы и этапы изменения общества. Разделение труда – дифференциация видов деятельности, складывающаяся в… Механическая солидарность – социальная солидарность, основанная на полном растворении индивидуальных сознаний в…

Аномия – состояние общества, при котором социальные нормы либо слабо влияют на индивидов, либо практически отсутствуют, состояние нормативного вакуума в обществе.

Социальное действие – сознательная ориентация рационального действия индивида на поведение других людей. Социальным становится действие: 1) если это сознательная деятельность, обладающая рациональной осмысленностью; 2) если оно ориентировано на поведение других людей (М. Вебер).

Идеальный тип – это теоретическая конструкция модели социального неравенства, которая служит своеобразным эталоном, посредством сопоставления с которым можно было бы судить о мере удовлетворении или приближения к исследуемой эмпирической реальности (М. Вебер).

Социальный факт –единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества.

 

Тема 3: Социология ХХ века

Основные понятия по теме: структурный функционализм, социальное действие, социальная система, социальный конфликт, порядок, самореферентная система,…   Основные теоретические позиции социологии ХХ века являются продолжением подходов, сформировавшихся в более ранний…

Форма занятия: ролевая игра.

  Каждая группа готовит доклад по следующим вопросам: 1. Описание казахстанского общества с точки зрения их теории.

Глоссарий

Структурный функционализм –теоретическое направление в социологии, основанное на представлении, что общество – это социальная система, обладающая… Социальное действие (по Т.Парсонсу) –действие, детерминированное социальной… Социальная система(греч. system – составленное из частей, соединенное) – определенное целостное образование, основным…

На основе фрагмента текста Э. Дюркгейма «Социология» дайте характеристику обществу как целостной динамической системе; сформулируйте определение социологии.

сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия не достаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом.

Только в конце 18 века стали замечать, что социальный мир, как и другие природным миры имеет свои законы. …Кондорсе предпринял попытку обнаружить порядок, согласно которому осуществляется прогресс человечества, что было лучшим способом показать, что он не содержит в себе ничего случайного и переменчивого, но зависти от определенных причин … эти различные мыслители только подготовили путь к концепции, на которой базируется социология.

Только в начале 19 века у Сен-Симона и особенно у его ученика Огюста Конта, новая концепция окончательно появилась на свет.

С этой точки зрения общества переставали выступать как нечто вроде бесконечной и податливой материи, которую люди могут лепить по своей воле; с этих пор в них нужно было видеть реальности, природа которых нам навязывается и которые могут изменяться, как все естественные явления, только сообразно управляющим им законам. Учреждения различных народов нужно было рассматривать уже не как продукт более или менее просвещенной воли государей, государственных деятелей, законодателей, а как необходимые следствия определенных причин, которые физическим образом заключают их в себе. Если данный способ, которым объединяется народ в какой-то момент его истории, состояние его цивилизации в эту же эпоху, то отсюда вытекает социальная организация с теми или иными признаками, точно так же как свойства физического тела вытекают из его молекулярного строения. Мы оказываемся, таким образом, перед лицом устойчивого незыблемого порядка вещей, и настоящая наука становится возможной и вместе с тем необходимой для того, чтобы его описывать и объяснять, чтобы выявлять его характерные признаки и причины, от которых они зависят. Это чисто умозрительная наука есть социология.»

2. На основе фрагмента текста Т. Парсонса «Система координат действия и общая теория систем действия: культура личность и место социальных систем»дайте определение социальной структуре общества.

Особенно важным аспектом нашей системы категорий является структурный аспект. Мы не в состоянии “схватить” закономерности динамического процесса в социальной системе целиком и полностью. Но для того чтобы осуществить это, мы должны получить картину той системы, которой они соответствуют, и там, где имеются изменения, мы должны проследить все промежуточные стадии. Система структурных категорий является такой концептуальной схемой, которая обеспечивает упорядочение динамического анализа. С расширением динамического знания исчезает независимая объясняющая значимость структурных категорий. Но кардинальная важность их научной функции тем не менее не уменьшается.

Поэтому прежде всего в данной работе необходимо выработать категории структуры социальных систем, видов структурной дифференциации внутри таких систем и степеней вариабельности каждой структурной категории в разных системах. Из-за фрагментарного характера нашего динамического знания тщательное и систематическое внимание к этим проблемам в высшей степени необходимо для социологии. Но в то же время должно быть совершенно ясно, что такой морфологический интерес сам по себе не является целью, но его продукты составляют незаменимые инструменты для решения других задач.

Если у нас есть достаточно обобщенная система категорий для систематического описания и сравнения структуры систем, то тем самым мы имеем порядок, при помощи которого становится возможным мобилизовать наше динамическое знание о мотивационных процессах с максимальной эффективностью. Но в связи с проблемами, которые являются содержательными с точки зрения социальной системы, знание, которым мы обладаем, является по своим аналитическим достоинствам фрагментарным, очень неровным и неадекватным. Самым эффективным способом организации этого знания для наших целей является приведение его в связь со схемой категорий, описывающих социальную систему. Именно здесь вступает в силу столь много обсуждавшееся понятие функции. Конечно, динамический процесс в социальной системе мы должны “расположить” структурно. Но помимо этого мы должны проверить значение соответствующих обобщений. Эта проверка значимости принимает форму функциональных аспектов процесса. Проверка состоит в том, чтобы ответить на вопрос, какими будут для системы последствия двух или более альтернативных результатов динамического процесса. Такие последствия будут выражены в понятиях поддержания стабильности или изменения, интеграции или разрушения системы в некоторм смысле.

3. На основе фрагмента из учебника Э. Гидденса «Социология» дайте определение социальной стратификации и ее основным четырем системам.

Неравенство существует в человеческих обществах любых типов. Даже в самых примитивных культурах, где имущественные различия между людьми почти отсутствуют, существует неравенство между индивидами, мужчинами и женщинами, молодыми и стариками. Человек может иметь высокий статус потому, что он, например, храбро ведет себя на охоте, или потому, что он (или она) обладает, по мнению других членов племени, способностью общаться с духами предков. Описывая социальное неравенство, социологи говорят осоциальной стратификации. Стратификация может быть определена как структурированные различия между группами людей. Для большей наглядности стратификацию можно представить в виде своего рода геологических пластов. Общества также состоят из слоев, расположенных в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные внизу.

Различают четыре основные системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую. Иногда они сосуществуют, например, рабовладельческая и классовая в древних Греции и Риме, а также в южных штатах США до гражданской войны.

Рабство — это крайняя форма неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле собственностью других. Правовые нормы, регулировавшие отношения рабовладения в различных обществах, весьма существенно отличались. Иногда по закону рабы лишались почти всех прав — так было на юге США, в других же случаях положение рабов скорее напоминало положение слуг.

Касты прежде всего ассоциируются с культурами полуострова Индостан. Сам термин “каста” не индийского происхождения. Он происходит от португальского слова casta, которое означает “раса”, или “чистая порода”2). У индийцев нет единого термина, обозначающего кастовую систему в целом, различные ее аспекты имеют свои названия. Основными являются понятия варна и джати. Варны — это четыре основных сословия, различающихся по степени социального престижа. Ниже этих четырех групп находятся “неприкасаемые”. Джати — это местные обособленные группы, внутри которых и происходит деление на касты.

Сословия были частью европейской феодальной системы. Они существовали также во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные сословия состояли из страт, обладавших различными правами и обязанностями, некоторые из которых устанавливались законом. В Европе высшее сословие состояло из аристократии и джентри (мелкопоместного дворянства). К другому сословию относились священнослужители. Его статус был несколько ниже, зато оно пользовалось особыми привилегиями. Те же, кого позже стали называть “третьим сословием”, принадлежали к простому народу. Это были крепостные, свободные крестьяне, купцы и ремесленники. В отличие от каст, сословия были менее замкнутыми, и допускались межсословные браки. Простолюдин мог быть возведен в рыцари в награду за особые услуги, оказанные монарху, а купцам иногда удавалось купить титул.

Классовые системы во многих отношениях отличаются от рабовладельческих, сословных и кастовых. Рассмотрим подробнее четыре их основные особенности.

1. В отличие от других типов страт, классы не зависят от законодательных или религиозных установок. Классовая принадлежность не связана с врожденным статусом, чем бы он ни определялся — законом или обычаем. Классовые системы гораздо более подвижны по сравнению с другими стратификационными системами, границы между классами никогда не бывают ясно очерчены. Формальных ограничений на браки между людьми из различных классов не существует.

2. Классовая принадлежность достигается индивидом, хотя бы отчасти, а не просто “дается” при рождении, как в других системах стратификации. Социальная мобильность — движение вверх и вниз в рамках классовой структуры — распространена здесь гораздо шире, чем в других системах (в кастовой, например, индивидуальный переход из одной касты в другую вообще невозможен).

3.Классы связаны с различиями в экономическом положении групп людей, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля над ними, тогда как в других системах стратификации первостепенную роль играют неэкономические факторы (например, религия в индийской кастовой системе).

4.В других типах стратификационных систем неравенство проявляется в первую очередь в личных взаимоотношениях людей, в различии прав и обязанностей — крепостного и господина, раба и его владельца, представителя низшей и высшей касты. Классовая же система, наоборот, проявляется в основном в крупномасштабных отношениях безличного характера. К примеру, важнейшей основой для классового деления служат различия в условиях труда и оплаты, которые касаются людей любой категории и, в свою очередь, зависят от ситуации в экономике в целом.

Классы можно определить как крупномасштабные группы людей, обладающих сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, которую они ведут.

5. Ответьте на тест М. Рокича. Предложите однокурснику, или как сказали бы социологи, респонденту, два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый должен присвоить каждой ценности ранговый номер, а карточки разложить по порядку значимости. Вначале вы предъявляете набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Используйте следующую инструкцию респонденту: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте таблицу не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

После заполнения таблицы, попробуйте проанализировать иерархию ценностей вашего сокурсника, обратите внимание на их группировку респондентом в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д.

Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.

Разумеется, это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Попытайтесь (с помощью преподавателя) уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов.

Основная литература:

1. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 1998

2. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Г.В. Осипова, Л.И. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1998

3. Э. Гидденс. Социология. М.: Эдиториа УРСС, 1999

4. П. Штомпка. Социология социальных изменений. Москва, 1998

 

Дополнительная литература:

1. Н.Дж. Смелзер. Социология. Екатеринбург, 1993

2. Социология: наука об обществе. Учеб. пособие для вузов / Под общ. Ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков, 1996

3. Забирова А.Т. Новейшие теории и концепции социологической науки. Астана, Евразийский государственный университет, 2001

 

Вопросы для СРСП и СРС:

1. В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе?

2. Какие функции социального института можно выделить? Как они соотносятся друг с другом?

3. Какие черты и качества характеризуют понятие «социальная система»?

4. Дайте характеристику основных социальных групп в зависимости от степени социального контроля?

5. Что представляет собой динамическое изменение в группах? Приведите примеры таких изменений.

6. Сравните определения понятия «общество» различных социологических школ.

7. Дайте определение и раскройте суть понятия «социальная структура».

8. Подготовьте рефераты на тему (по выбору): «Общество как социетальная система»; «Социальные группы в современном обществе»; «Социальные изменения в современном обществе».

9. Составьте самостоятельно глоссарий, словарь терминов, по ключевым понятиям в современной социологии.

10. Составьте сравнительную таблицу по социальным институтам.

 

 

Тема 5: Социальная структура и социальная стратификация

Цель: изучение теоретических основ исследования социальной структуры современного общества, анализ конкретных процессов, происходящих в этой сфере…   Основные понятия по теме: социальная структура, социальная стратификация, социальный статус, социальная роль,…

Прочитайте фрагмент из работы Б. Тернера «Статус».

«До того как я изложу свою собственную точку зрения, необходимо дать ряд определений статуса, чтобы проиллюстрировать сложность категории и… В своем повседневном значении понятие статуса выведено из латинского слова… Понятие статуса в социологии часто связывается понятием социальной роли. Роль – это набор ожиданий, характеризующих…

Прочтите фрагмент из работы П. Бурдье «Начала».

«Социальная реальность», о которой говорил Дюркгейм, есть ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по… Можно сравнивать социальное и географическое пространство, внутри которого… Как можно конкретно зафиксировать эти объективные связи, несводимые к взаимодействиям, в которых они проявляются?…

Глоссарий

Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил и норм, приведение их в систему, которая способна действовать в… Явные функции – легко распознаются как часть признанных целей института. Латентные функции – часть функций социального института, которые трудно распознаются, осуществляются непреднамеренно…

Тема 8: Личность и культура

  Основные понятия по теме: культура, личность, социальное взаимодействие,…  

Уровень личности как системы, где соединяются интересы общей психологии, социальной психологии и социологии.

Подобных взглядов придерживался и Ч.Кули. "Подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, – пишет Кули, – и они… Еще одна школа в изучении личности - понимающая психология Представитель… Дальнейшее развитие понимающая психология получила у немецкого психолога Э. Шпранглера. Основными положениями…

Составьте таблицу основных теорий социализации личности: З. Фрейд, Дж. Г. Мид, Жан Пиаже.

5. Докажите, что повседневное поведение является предметом микросоциологии, а не макросоциологии 6. Напишите письменную работу на тему: «Культурные унификации и культурное… 7. Произведите анализ казахстанского общества как общества имеющего традиционные и современные черты

Акцентуированнная личность - личность, особенности характера которой предрасположены к неврозам и психопатиям.

Анормальная личность - индивид с ярко выраженными особенностями, отклоняющимися от типичных для данной социально-культурной системы характеристик, структур и уровней развития личности.

Базовая личность - совокупность типических личностных черт, характерных для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации.

Контркультура – субкультура (нормы, ценности и образ жизни), которая находится в противоречии с нормами и правилами более крупного общества.

Культура бедности – концепция, в соответствии с которой неимущие воспроизводят свой стиль жизни, отличающийся нерешительностью, потерей… Культурное отставание – концепция, согласно которой нематериальная культура… Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.

Культурный релятивизм – не имеющий оценочных суждений (нейтральный) подход, при котором поведение людей рассматривается с позиций их собственной культуры.

Материальная культура – физические артефакты или предметы, созданные членами общества.

Модальная личность - совокупность относительно устойчивых характеристик личности, типичной в данной общности.

Мотивационное ядро личности - совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности. Мотивационное ядро определена для каждого человека и характеризуется устойчивостью.

Надстройка – понятие, введенное Карлом Марксом и заключающееся в том, что политические идеологии, религия, институт семьи, образование и правительство составляют уровень социальной жизни, который формируется под воздействием экономического базиса общества.

Нематериальная культура – созданные членами общества абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи.

Современная личность - по А.Инкелесу - совокупность определенных личностных характеристик: инициативность, стремление к автономии, к планированию… Тип личности - абстрактная модель личностных характеристик, присущих… Интроверт - человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем…

Примерные тесты по курсу

«СОЦИОЛОГИЯ»

1. Объектом анализа в социологии выступают:

1. Физические тела, живые организмы и человек

2. Объективный мир

3. Определенная сфера объективного и субъективного мира

4. Результат познавательных действий исследователя

5. Человек и общество

 

2. Что является предметом социологии?

1. Социальное в различных своих проявлениях

2. Формы общественного сознания

3. Поведение индивидов

4. Общество

5. Социальные нормы и ценности

 

3. Что понимал под социологией М.Вебер?

1. Научное изучение общества как социальной системы

2. Наука о социальном действии, социальном поведении

3. Позитивная наука об обществе

4. Наука о законах развития общества как целостной системы

5. Изучение социальной структуры общества

 

4. В чем заключается специфика социологического подхода к изучению общества в отличии от других социальных наук?

1. Изучение конкретных социальных явлений в их временной последовательности

2. Осмысление качественного своеобразия общества в его отличии от природы

3. Изучение культурной специфики различных видов общества

4. Осмысление общества как единой целостной системы

5. Изучение смысла и цели существования общества

 

5. Выберите правильное продолжение определения: «Социология - наука, которая изучает...».

1. Социальные взаимодействия между группами и индивидами

2. Природу человека и происхождение различных форм его поведения

3. Инструменты, регулирующие поведение людей, групп, организаций

4. Общие законы развития общества и природы

5. Методы познания социального во всех его проявлениях

 

6. Понятие «социетальное» используется:

1. Для характеристики качественного отличия общества от природы

2. Для обозначения всей системы общественных отношений

3. Для анализа природы отношений людей друг к другу

4. Для выявления эмпирических значений социальных фактов

5. Для характеристики отношений между людьми как результата их общения и взаимодействий

На основе чего различают фундаментальную и прикладную социологии в структуре социологического знания?

2. По разграничению знания и средств его получения 3. По задачам исследования 4. По подходу к изучению социального целого

К какому типу относится теория социального действия М.Вебера?

2. Общему 3. Микросоциологическому 4. Специальному

Что такое «социальный факт»?

1. Научно зафиксированный фрагмент социальной действительности

2. Часть объективного и субъективного мира

3. Сумма знаний о социальной действительности

4. Средства получения знания о социальной действительности

5. Поведенческие акты индивидов и социальных общностей

 

Как Э.Дюркгейм определял общество?

2. Как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях 3. Как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются… 4. Как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной…

Какое положение является лишним в данном перечне основных характеристик общества?

2. Общая территория как основа социального пространства, где происходит консолидация социальных связей 3. Способность поддерживать устойчивость внутренних взаимосвязей через… 4. Автономность и высокий уровень саморегуляции общества

Кто из социологов придерживается функционалистского подхода к исследованию общества?

1. Г.Спенсер

2. Л.Козер

3. Т.Парсонс

4. Первый и третий ответы

5. Дж.Мид

 

Что понимается под устойчивой связью элементов в обществе?

2. Социальная общность 3. Социальное взаимодействие 4. Социальная структура

Что такое социальный статус?

1. Социальное положение человека в обществе;

2. Предписание определенного поведения в обществе, соответствующего позиции индивида в обществе;

3. Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его;

4. Фактическое поведение индивида, который играет роль;

5. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, удаче.

 

Что подразумевается под статусным набором?

1. Социальное положение человека в обществе;

2. Положение индивида, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы;

3. Совокупность всех статусов данного индивида;

4. Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его;

5. Динамическая характеристика статуса.

 

Какой статус называют достигаемым?

2. Положение индивида, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы; 3. Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в… 4. Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют…

Что выступает средством социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка

2. Социальная общность 3. Социальный контроль 4. Социальный закон

Перечислите основные признаки присущие всем главным институтам общества

2. наличие взаимодействий между ее членами; появление разделяемых ожиданий каждого члена относительно других членов; 3. территория; способность поддерживать и воспроизводить высокую… 4. целевая природа; система социальных позиций и ролей; иерархичность; внутриорганизационные нормы;

Укажите какой категории соответствует следующее определение: «Это совокупность общественных отношений данного общества. интегрированная в процессе совместной деятельности индивидов».

1. Социальная связь

2. Социальная интеграция

3. В.Социальное

4. Г.Социальная система

5. Д.Социетальная система

 

36. Специфика социологического подхода заключается в том, что каждое проявление человеческой жизнедеятельности социология изучает:

1. Через призму единичного восприятия

2. В социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон и уровней общества

3. В контексте поступательного развития человечества

4. Путем выявления количественных параметров социальных процессов

5. Через призму межчеловеческих отношений

Что из перечисленного относится к особенностям изучения общества социологией?

1. Анализ общества как единой целостной системы

2. Конкретное изучение общества через события, локализованные во времени и пространстве

3. Изучение конкретных социальных явлений через призму целого - общества

4. Первый и третий ответы

5. Изучение проблем смысла и цели существования общества

 

Кто из социологов полагал, что социология - это наука об институтах, их генезисе и функционировании?

1. Э.Дюркгейм

2. М.Вебер

3. П.Сорокин

4. Ф.Теннис

5. О.Конт

 

Что не относится к понятию «социальный факт»?

1. Поведенческие акты индивидов и социальных общностей

2. Индивидуальное и коллективное сознание

3. Материальные и духовные продукты человеческой деятельности

4. Вербальные действия людей

5. Ни один ответ не подходит

 

Что изучает микросоциология?

1. Механизмы индивидуального поведения

2. Социальная структура

3. Межличностное поведение людей

4. Структура личности

5. Крупномасштабные социальные явления

 

41. Какую главную задачу ставит перед собой социология как наука?

1. Идеологическую

2. Познавательную

3. Методологическую

4. Контрольную

5. Прогностическую

Кто из социологов определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях?

1. М.Вебер

2. К.Маркс

3. Т.Парсонс

4. Э.Дюркгейм

5. Г.Зиммель

 

43. Способность к социализации новых поколений людей, интегрирования новых социальных образований свидетельствует о следующем признаке общества:

1. Устойчивость

2. Пространственная организация

3. Самовоспроизводство

4. Саморегуляция

5. Самодостаточность

 

Кто из исследователей рассматривает общество с позиций конфликтологического подхода?

1. Г.Блумер

2. Р.Мертон

3. Дж.Мид

4. Р.Дарендорф

5. Г.Спенсер

 

45. Взгляды Т.Парсонса об обществе относятся к такому подходу как:

1. Конфликтологический

2. Функционалистский

3. Системный

4. Индивидуалистский

5. Детерминистский

 

Что из перечисленного является компонентом социальной структуры?

1. Социальное поведение

2. Социальный состав

3. Социальные связи

4. Социальные общности

5. Все ответы, кроме первого

 

Что понимается под социальной структурой?

2. Устойчивая связь элементов в социальной системе 3. Набор социальных элементов 4. Целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения

– Конец работы –

Используемые теги: Социология0.028

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИОЛОГИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социология. Краткий курс Социология. Краткий курс. : ООО Питер Пресс ; Санкт-Петербург; 2007 Социология. Краткий курс Предмет и история социологии Борис Акимович Исаев
Социология Краткий курс... RU http www litru ru bd b Социология Краткий курс ООО Питер Пресс Санкт Петербург...

Социология: Психология и социология личности
ХРЕСТОМАТИЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯ... Магнитогорск Часть Психология и социология личности...

Социология. Социология в строительной и автодорожной сферах.Учебное пособие
Социология Социология в строительной и автодорожной сферах Учебное пособие... К ф н Сорокин Геннадий Вениаминович... Рецензент к ф н доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи...

Социология образования методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения по программе специалитета специальности «Социология»
Утверждаю... Ректор университета...

ЛЕКЦИИ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА О границах социологии и ее истории
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Социология. Социология личности
Ответственный за разработку учебно методического комплекса модуля дисциплин магистр социальных наук ст преподаватель Аязбаева... КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Программа учебной дисциплины Социология
Программа учебной дисциплины Социология Москва... Содержание... Содержание модулей и разделов модулей Модуль Социология как...

СОЦИОЛОГИЯ
Социология как наука об обществе Объект и предмет социологии Этимологически... Классические социологические теории Социология... Классификация групп...

О ПОНЯТИИ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Христианская социология серебряного века XIX в...

0.023
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • По дисциплине Социология Федеральное агентство по образованию... Сыктывкарский лесной институт...
  • СОЦИОЛОГИЯ На сайте allrefs.net читайте: СОЦИОЛОГИЯ.
  • СОЦИОЛОГИЯ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ...
  • СОЦИОЛОГИЯ ЧАСТЬ 2 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... ББК я... Oacute Шиняева О В Гоношилина И Г Зосименко И А и др...
  • Социология и другие науки об обществе План... Объект изучения социологии и его особенности... Задачи социологии поиск закономерностей или понимание...