Вопрос 1. Объект и предмет социальной антропологии

Различие взглядов наблюдается в понимании объекта и пред­мета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие — культуру, третьи — общество, четвертые — народы, населяющие те или иные регионы. Например, Ф.И. Минюшев объектом социальной антропологии считает человека (взятого в контексте его культуры), жизнедея­тельность которого протекает совместно с другими. Следователь­но, в объект этой дисциплины включается также природное, социальное и искусственное окружение человека. Соответствен­но предметом социальной антропологии, по его мнению, явля­ются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Согласно другой точке зрения объектом социальной антропологии является социокультурный процесс, т.е. процесс трансформации культуры, а предметом — законы, ко­торым подчиняется такой процесс.

С разнообразием представлений об объекте и предмете связа­но значительное количество вариантов названия социальной ан­тропологии и ее определений. Вот лишь некоторые из них:

Ÿ обобщающая и сравнительная наука, которая стремится к исследованию общих законов социального и культурного разви­тия человека и человечества;

Ÿ сравнительное изучение дописьменных народов;

Ÿ наука, исследующая в сравнительном плане различные типы культур и пути их преобразования при социальной (а не чисто биологической) передаче информации от поколения к по­колению; система описания фактов культуры (культурная ан­тропология);

Ÿ раздел социологи и, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы (этноло­гия);

Ÿ наука, традиционно изучающая эволюцию общества и чело­века путем сравнительного анализа различных культур (культурная антропология);

Ÿ наука о динамике культуры как искусственного, неприрод­ного мира человека;

Ÿ наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных обществ;

Ÿ наука, призванная исследовать социальную фазу развития человека в общем контексте космодинамики его экзистенции

Объект антропологии – человек, взятый в контексте его культуры. Человек рассматривается как родовое существо, прошедшее историко-культурную эволюцию.

Объектом социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими, в обществе как социокультурной системе. В объект дисциплины также включается природное, социальное и искусственное окружение человека. Все вместе можно представить в виде статического и динамического состояний. Статическое - система взаимоотношений человека, динамического - процессы его взаимодействий с ним. В обоих есть нечто, упорядочивающее эти состояния. Этим является культура как первичное опосредование между человеком и его социумом.

В объект также входит географическая среда формирования и развития той или иной культуры.

Подводя итог можно сказать, что объектом социальной антропологии является человек, взятый в его социальном и природном окружении и рассмотренный через призму культуры его общества (среды).

Предметом социальной антропологии являются её закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Окружение изучается в функциональных и символических аспектах.