Индуистские школы и направления

Вишнуизм (вайшнавизм) - представляет собой направление в современном Индуиме, приверженцы которого признают верховным божеством Вишну. Вишнуиты почитают его главным образом в двух воплощениях (аватарах) - рамы и Кришны. Вишну и его аватары связаны с народными культами плодородия. Божество это благожелательное. Вишнуизм распространен главным образом в северных районах Индии. В свою очередь Вишнуизм распадается на ряд сект (например, шривайшнавов). У вишских жрецов и аскетов-садху имеются отличительные знаки - на лбу рисуют двузубец или трезубец белой или красной краской, волосы на голове бреют оставляя на макушке лишь прядь волос и т.д. В Юго-Восточной Индии вишнуиты встречаются среди выходцев из северной Индии. Также их можно встретить в Бирме, Малайзии, Сингапуре. Их численность в ЮВА гораздо меньше числа приверженцев другого направления Индуизма - шиваизма.

Шиваизма (или шайваизма) придерживаются главным образом население Южных районов Индии. Шиваиты признают верховным божеством Шиву и его аватары - Садашиву, Ишвару, Махитвару и др. Шиваизм распадается на ряд сект: лингаяты и шактисты.

Секта лингаятов (ХП в.) не признает кастовую систему брахманов: объектом почитания является Шива в образе мужского начала.

Шактисты почитают женское начало в лице богини Деви (или Махашакти) и делятся на две подсекты: дкшиначара (культ правой руки), сторонники которой почитают Деви и Шиву и вамагара (культ левой руки - приверженцы которой признают только Деви).

Индуизм оказал значительное влияние на формирование многих народов ЮВА. Например, в Бирме, Таиланде, Кампучии, Индонезии очень популярны театрализованные представления на темы древнейших эпосов "Махабхарата" и "Рамаяна", правда уже в местной интерпретации; буддистские церемониалы в Таиланде и Кампучии имеют сильную печать влияния Индуизма; при тайском королевском дворе сохранились специальные служители-брахманы, которые занимаются всеми королевскими церемониями и т.д.