Направления и школы буддизма

Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления и школы буддизма, которые развивают исходное учение и стремятся ответить на вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые направления ассимилируют многочисленные элементы других религий, в частности индуизма, провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских.

Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна («малая колесница»), в котором путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Хинаяна является философски первоначальным буддизмом. Суть учения: нирваны человек может достичь только путем личного совершенства, независимо от внешних сил. Ключом добродетели является мудрость. Идеалом - архат (достигший высшей стадии совершенства, или освобождения, букв, перевод "достойный"). В связи с этим большое значение в буддизме приобрело пребывание в монашестве. Основой которого - являются не понятия - души" и "божественного", а само религиозное учение. Хинаянисты считают Будду исторической личностью и полагают, что он не обладает божественной силой, а является, скорее, высшим образцом для человека, который может стать таким же путем познания. Хинаянисты делится на ряд школ: тхераваду, вайбхашику, саутрантику. В настоящее время Хинаянистов нередко называют тхеравадой (учением старейших).

Обрядовость в Хинаянизме очень простая - в первую очередь связана с культом Будды, почитанием священных мест, поклонением реликвиям.

Махаяна («большая колесница») являет собой широкий путь спасения. Создатели учения стремились ослабить различие между буддистами-мирянами и монахами. Идеалом является бадхисатва (просветленный, тот, чья сущность - просветление), это ступень к достижению нирваны.

Ответвления: в Центральной и Восточной Азии восприняв многое от местных религиозных традиций, Махаяна впоследствии трансформировалась и разбилась на ряд сект. Так, в V в. в Китае на основе учения "дхьяна" (санскр. - созерцание, размышление) возникла секта чань (япон. дзен). В основе учения лежит утверждение, что бадхисатвой можно стать путем созерцания (самосозерцания) с помощью состояния медитации. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из них только одно проявление Будды – в образе человека – наполняет все живое.

Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения (например, некоторые ступени восьмеричного пути) наполняется новым содержанием.

Кроме хинаяны и махаяны – этих главных направлений – существовал и целый ряд других школ. В V в появилось особое направление в махаянистском Буддизме - ваджраяна (алмазная колесница), которое восприняло многие черты, элементы религиозной практики индуистского тантризма (эзотерические ритуалы, йогическая практика). Нередко это направление называют тантрическим Буддизмом Ваджраяна в Центральной Азии и Тибете получила название ламаизм. В ламаизме бадхисатвы выступают и как божества, помогающие верующим в мирских делах, большое место отводится магии, с помощи которой можно достичь нирваны. Отличается более усложненной культовостью и религиозной практикой.

Всего в мире 6% населения планеты исповедуют Буддизм страны Центральной Азии - Монголия, Калмыкия, Бурятия, Тува. В Китае насчитывается 500 тыс. монахов (40 тыс. монастырей), буддизм исповедует 34% населения Юго-Восточной Азии (более 115 млн буддистов).

Буддизм вскоре после возникновения распространился на Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.

В Китае буддизм принял форму чань-буддизма, в Японии – форму дзен-буддизма. [kgl]

Рекомендуемая литература:

Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. — М. «Литературный фонд РСФСР», 1991.

Сутта-нипата. Сборник бесед и поучений. Буддийская каноническая книга. — М. «Алетейа», 2001.

Дхаммапада / Пер. В.Н. Топорова. — Рига: УГУНС, 1991.

Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.

Буддизм. Четыре благородных истины. — М.: «Эксмо-пресс»; Харьков: «Фолио», 2001.

Буддийская мудрость / Сост. В.В. Лавский. — Мн.: «Лотацъ», 2000.

Рокотова Н. (Е. Рерих). Основы буддизма. — СПб, 1992.

Притчи человечества / Сост. В.В. Лавский. — Мн.: «Лотацъ», 1997.

Альбедиль М.Ф. Индия. Беспредельная мудрость — М.: «Алетейа», 2003.

Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб.: «Наука», 1991.

Туркевич Г.Б., Туркевич Е.Б.. Мифы древней Индии.— СПб.: «Респекс», 1997.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. — М.: «Наука» главная редакция восточной лит-ры, 1985.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. — СПб.: «Алетейя», 2001.

Энциклопедия для детей. — Т.6: Религии мира. Ч.1: Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. — М.: «Аванта», 2002.

Энциклопедия для детей. — Т.21: Культуры мира. Ч.2.: Общество. — М.: «Аванта», 2004.

Ливрага Х.А. Введение в мудрость Востока. — М.: «Новый Акрополь», 2005.

 

[gl]Тема № 8. Христианство[:]

Цель:

Структура лекции:

1. Христианство – религия Спасения

2. История Христианства

2.1 Возникновение Христианства

2.2 Иисус Христос как основатель Христианства

2.3 Гонения на христиан

2.4 История Христианства, начиная с 4 века

3. Священное Писание

4. Основы вероучения Христианства. Главные догматы Христианства

5. Церковь

5.1 Иерархия

5.2 Богослужение

5.3 Молитва

6. Основные христианские течения

 

Содержание лекции:

1. Христианство – религия Спасения

Христианство - мировая монотеистическая авраамическая религия. Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Название «Христианство» происходит от греческого слова «христос», что означает «помазанник». Христом называется Иисус, живший в первом веке нашей эры. Последователи Его учения называются христианами. Христианство настолько повлияло на мировую историю, что от рождения ее Основателя стали отсчитывать новую мировую эру. В настоящее время Христианство - самая многочисленная религия в мире, насчитывает около 2,1 миллиарда последователей.

Христианство является религией Откровения, то есть основана на явлении Бога человеку. Это Богоявление произошло в воплощении Бога в виде человека. Бог стал человеком Иисусом Христом. Слово Божие было со временем частично зафиксировано в Священном Писании Нового Завета.

Христианство не отвергает и Ветхозаветного Откровения, но считает его единым целым с Новым Заветом.

Христианство – религия спасения, и спасение происходит через Иисуса Христа. Смысл христианской жизни заключается в обожении, т.е. богоуподоблении.

Главные заповеди: возлюбить Бога всем сердцем, разумом и волей, а также возлюбить ближнего как самого себя. Причем, если человек не любит своего ближнего, то тем более он не может любить Бога.

Сущность Христианства полагается в Самом Иисусе Христе, воплощенном Боге. Он пришел на землю, дабы спасти людей от власти греха над человеком, исцелить человеческую природу, зараженную грехом. Бог воспринял человеческую природу, но Сам не имел личных грехов, а исцелил Он ее Своим воскресением в котором произошло преображение человеческой природы. По этой причине, учение о Воскресении Иисуса Христа является центральным догматом Христианства, и без этого догмата Христианство теряет свой смысл.

Основы христианской веры зафиксированы в документе принятом на 1-2 Вселенских соборах – «Символе веры». Символ веры, кроме сказанного выше, утверждает: