Функция социальной сферы. Важнейшие принципы.

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям и жизни. Так как экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску. Поэтому наряду с выражениями «экономические явления», «экономическое развитие» широко используются словосочетания «социально-экономические процессы», «социально-экономические проблемы», «социально-ориентированная экономика».

Экономика – это тот аспект социальной системы, который функционирует не только для социального упорядочивания технологических процедур, но и для включения их в социальную систему и для контроля за ними в интересах социальных элементов (индивидов и коллективов). Важными интегрирующими элементами здесь являются институты собственности, договорных отношений и регулирования условий занятости. Как отмечал, Т. Парсонс, экономика выступает главной структурой, обеспечивающей связь с социетальным сообществом. Главная ее функция – размещение ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей, существующих в обществе; а возможности их удовлетворения должны размещаться между разными группами населения.

Трудовое, материальное и духовное производство, распределение и потребление невозможны без определенной организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления.Социальное управление-это воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Это свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной жизни. Управлению с необходимостью подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Каждое общество всегда предъявляет определенные требования к человеку, социальным коллективам.

В обществе сложились два типа механизма управления – стихийный и сознательный. Пристихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов. Такое воздействие автоматично по своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, например, рынок – основной регулятор экономики, главная определяющая сила производства и определяемой им степени общественных отношений. Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознательные факторы управления, постепенно формируются специфические общественные институты – субъекты управления, то есть система организаций, осуществляющих целенаправленное воздействие на общество. Границы управления, его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в обществе экономических отношений, характера социально-политического строя.

 

32. Трактовки и концепции социальной справедливости

 

социальная справедливость -понимание того, что есть благо для общества, к чему надо стремиться, какова в этом роль государства, насколько соблюдены право, соотношения его и гражданского общества.

В процессе выработки и принятия тех или иных законов в большинстве европейских стран определяется, какой общественный резонанс вызовет то или иное действие властей в социальной сфере, или насколько законы, права соотносятся с реалиями социальной справедливости.

XIXв - Л. фон Штейн, разрабатывавший теорию социального государства, будучи под сильным влиянием Гегеля, французских социалистических доктрин, полагал, что идея государства заключается прежде всего в восстановлении свободы и равенства, в служении интересам народа

Наиболее радикальную теорию социального государства выдвинул немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер; его социально-правовая концепция предусматривала превращение буржуазного государства в "государство культуры и всеобщего благоденствия", национализацию железных дорог, горных предприятий, банков и страховых компаний, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций. И, конечно, нельзя не упомянуть здесь идеи О. Бисмарка об обязательном социальном страховании, основанном в том числе на солидарной взаимопомощи работников и работодателей. Среди немецких ученых нельзя не упомянуть и современного исследователя В. Окенфельза, выделяющего с позиций ведущих подходов к организации справедливого общественного устройства три основополагающих принципа: солидарность, всеобщее благо и субсидиарность

Один из путей достижения социальной справедливости в современном обществе был предложен Дж. Роулсом. Концепция представляет собой расширенную концепцию справедливости как честности. Роулс вводит понятие правильности, как некого свода правил, которые честно выполняются принявшими их сторонами.Дж. Роулс полагает важными не только естественные свободы, обеспечивающие равные стартовые возможности, но и обеспечение равенства на всех стадиях распределения, включая результаты, за которы ми необходим и общественный контроль.

Чарльз Эндрейн в ходе сравнительного анализа различных политических систем, , пришел к выводу, что на уровень человеческого развития влияет не только наличие ресурсов; уровень развития экономики, государственности, но и в целом государственная политика, прежде всего, социальная. "Нации, характеризующиеся высоким равенством в доходах, имеют более здоровых и образованных граждан, чем общества, находящиеся на том же уровне развития экономики, но с меньшим равенством"

Проблема социальной справедливости у Дж. Стиглица. Эта концепция исходит из теории Д. Роулса и является ее развитием. Но у Стиглица социальная справедливость является нравственной обязанностью. Ценность социальной справедливости определяется, по его мнению, прежде всего, тем, что она способствует консолидации общества, в то время как социальная поляризация ведет к подрыву социальной стабильности. Вместе с тем, Дж. Стиглиц переносит акцент проблемы на равенство возможностей. Он обращает внимание на положительную связь между равенством возможностей и экономической эффективностью: «Большее равенство возможностей означает, что страна будет лучше использовать свои основные людские ресурсы, обеспечив каждому возможность полного использования своего потенциала. Повысятся и эффективность, и справедливость распределения»

33. Идея утилитаризма Г. Сиджуик и А. Пигу

Все современные западные теории справедливости исходят из справедливости с точки зрения и по отношению к отдельно взятому индивидууму.

Такой является и теория утилитаризма. Хотя она получила многочисленные варианты развития, в данном случае имеет смысл рассмотреть классический утилитаризм, что позволяет лучше понять его принципиальную основу.

Основная идея утилитаризма заключается в том, что поведение людей носит исключительно целеориентированный характер. Отсюда возникает принцип оценки явлений, действий, событий с точки зрения только того, насколько они способствуют достижению данной цели или целей. Мерой этого является польза или выгода. Отсюда вырастает этическая теория, считающая выгоду основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Применительно к проблеме справедливости идею утилитаризма разрабатывали Г. Сиджвик и А. Пигу

Предложенная Сиджвиком формула гласит: «Общество правильно устроено и, следовательно, справедливо, когда его основные институты построены так, чтобы достигнуть наибольшего баланса удовлетворенности для всех индивидуумов этого общества». Иногда этот критерий формулируется как «максимум счастья для максимума людей»

 

Пигу вошел в историю экономической мысли как мыслитель, завершивший создание неоклассической теории благосостояния. Он не скрывает, что многими идеями обязан Сиджвику. Оригинальность Пигу проявилась сперва в том, что упор он делает не на состояние общего равновесия, а на отклонения от такого состояния. Причины таких отклонений лежат в области расхождений между частными и общественными интересами. Пигу указал, что понятие индивидуального благосостояния шире, чем чисто экономические его аспекты. Помимо максимума полезности от потребления, оно включает и такие вещи, как характер работы, условия окружающей среды, взаимоотношения с другими людьми, положение в обществе, жилищные условия, общественный порядок и безопасность. В каждом из подобных аспектов человек может чувствовать себя удовлетворенным в большей или меньшей степени. Сегодня подобные вещи объединены в понятие «качество жизни».

34. Интуитивистский подход к пониманию социальной справедливости.

По мнению Д. Ролза, он отмечается, прежде всего тем, что отводит существенное место нашим интуитивным способностям при отсутствии конструктивных и распознавательных этических критериев. Интуитивизм отрицает, что существует какое-либо полезное и точное решение проблемы приоритета. Достоинством подхода является то, что он косвенным образом признает существование ценностноориентированных механизмов, вводя их в виде качественных социальных целей: эффективности, полной занятости, выбора между оптимизирующим механизмом распределения национального дохода и полностью эгалитарным распределением дохода.

 

35. Три аспекта социального равенства

Понятие социального равенства включает в себя три главных аспекта.

1. Юридическое равенство социальных субъектов перед законом.

2. Материальное равенство, представляющее собой самый спорный аспект понятия социального равенства. Полное материальное равенство не существовало ни в одной социальной системе в истории человечества. Более того, его буквальная реализация не соответствует принципу социальной справедливости, поскольку уравнивает людей, по-разному относящихся к труду (труженика и бездельника). Очевидно, что реализация принципа материального равенства в рамках понимания социальной справедливости возможна лишь в его соответствии количеству и качеству трудового вклада индивида в жизнь социума, что предполагает соответствующую дифференциацию доходов и уровня жизни.

3. Политическое равенство, предполагающее наличие реальных и сопоставимых между собой возможностей социальных субъектов оказывать влияние на разработку и реализацию государственной политики (в том числе и социальной), право индивидов избирать и быть избранными в органы государственной власти, право отзыва дискредитировавших себя представителей законодательной и исполнительной власти.