Материальные блага.

 

Идея материальных благ, став когда-то предметом научного анализа, получила признание в цивилистической науке. Одновременно она породила настолько серьезные теоретические разногласия, что оказалась по сути тупиковой. Когда вчитываешься в тексты научных статей, отдельных монографий, страницы учебников, посвященных понятию материальных благ, то нетрудно заметить этот неизбежно возникающий тупик, когда автор не может, сохраняя логику, «свести концы с концами».

В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть эту проблему, в связи с чем, проанализируем ее исторические корни, современные тенденции развития и, самое главное, влияние на законодателя в России.

Прежде всего, обратим внимание на общее определение конструкции материальных благ. Насколько оно удачно?

Наиболее распространенные дефиниции, предлагаемые в гражданско-правовой литературе, основаны на одном из трех подходов. Согласно первому, материальным благом является то, на что направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. В соответствии со вторым – материальным благом признается то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение. Сторонники третьего подхода под материальными благами то, на что правомочие и обязанность оказывает или может оказать воздействие.

Вторым аспектом проблемы материальных благ является их конкретный перечень. По этому вопросу в литературе можно найти многочисленные точки зрения. К материальным благам были отнесены действительно самые разные явления жизни – от материальных вещей, имеющих физическую форму, до денег и ценных бумаг.

О.С. Иоффе, опираясь как на зарубежную, так и на советскую гражданско-правовую литературу, попытался систематизировать высказанные взгляды. В результате почти аксиомой нашей цивилистики стало выделение трех направлений. Первое получило название «множественности материальных благ». В соответствии с ним в качестве объектов прав выступают самые разнообразные явления не только внешнего, но и внутреннего мира человека, включая его самого. Второе направление основано на теории «единого объекта». Здесь в качестве объекта прав была выдвинута только определенная группа явлений, на которую распространяется действие предоставленных личности субъективных прав. К такого рода объектам одни авторы отнесли вещи, другие – человеческие действия. Третье направление объединяет авторов, выделяющих объекты первого рода – человеческие действия, на которые, прежде всего, направляются права, и второго рода – вещи, на которые эти действия распространяются уже впоследствии.

Целью настоящей работы является рассмотрение всего разнообразия материальных благ, как объектов гражданских прав.

 

 

15. Социальные блага. Атрибуты социальных благ:

Категория «товар» связана с категорией «благо», являющейся более широким, чем товар, теоретическим обобщением.

Благо представляет собой предмет, услугу, явление, продукт труда в котором человек испытывает необходимость, нуждается в нем.

Для того, чтобы предмет стал благом требуется выполнение следующих условий:
- человеческой потребности;

- свойств предмета, делающих его годным для удовлетворения этой потребности;

- познание человеком связи между потребностью и свойствами предмета;

- возможность распоряжаться данным предметом (предмет не принадлежит индивиду; находится вне пределов его досягаемости; стоит слишком дорого).

Предмет перестает быть благом, если не выполняется хотя бы одно из этих условий. Например, человек ощущает потребность во вкусной пище (первое условие); существует соль, которая может помочь ему удовлетворить эту потребность (второе условие); однако человек не знает о взаимосвязи своей потребности и соли (третье условие) или соль находится на территории, которая ему недоступна (четвертое условие).

Блага можно разделить на материальные и нематериальные. К материальным благам относятся полезные материальные вещи и права на владение ними. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним нематериальным благам относятся собственные качества и способности человека (например, деловые способности, профессиональное мастерство, способность получать удовольствие от чтения и музыки).

К внешним нематериальным благам можно отнести репутацию, а также деловые и социальные связи людей (например, отношения с коллегами по работе, одноклассниками, одногруппниками, соратниками, друзьями, соседями, родственниками).

Блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми. К непередаваемым благам относятся личные качества и способности человека к действию и наслаждениям, часть деловых связей, зависящих от доверия к личности, а также благоприятные климатические условия, воздух, гражданские привилегии и права, возможность пользоваться общественной собственностью. Все остальные блага относятся к передаваемым.

Кроме этого выделяют блага первого, второго, третьего и т.д. порядков. ^ Блага первого порядка человек использует непосредственно для потребления; блага высших порядков (второго, третьего и т.д.) – для производства благ первого порядка. Например, молоко является благом первого порядка, корова безрогая – второго, коровница строгая (точнее, ее труд) – третьего, пастух, который бранится с коровницей строгою – четвертого и т.д.

Одно и то же благо может быть одновременно благом первого и более высокого порядка (второго, третьего и т.д.). Например, молоко, используемое для непосредственного потребления является благом первого порядка, а молоко, применяемое для изготовления простокваши и молоко для каши является благом уже второго порядка.

Блага подчиняются следующим законам:

- Благо высшего порядка нельзя использовать для удовлетворения потребностей, если не располагать комплементарными (дополнительными) благами низшего порядка (например, пшеница, не может быть использована для приготовления хлеба, если нет орудий, позволяющих изготовить из нее муку);

- Блага высшего порядка являются благами, потому что они используются для производства благ первого порядка.

- Блага также можно разделить на экономические (или хозяйственные) и неэкономические.

Экономическими являются блага, надобность в которых превышает доступное распоряжению количество, т.е. их меньше, чем потребность в них. Соответственно, неэкономические блага – это блага, надобность в которых меньше количества, доступного распоряжению. Одно и то же благо в разных условиях может быть и экономическим и неэкономическим. Например, вода в обычных условиях является неэкономическим благом, но в местности, испытывающей недостаток во влаге, становится благом экономическим.