В социологии используется несколько терминов отношения к человеку: индивид,
личность, индивидуальность. Индивид – представитель рода человеческого,
имеющий качества, присущие всем людям (единица измерения человека). Личность
– это человек с такими психологическими характеристиками, которые
социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях,
определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для
него самого и для окружающих. Индивидуальность – это сочетание
индивидуальных и личностных черт человека, которые отличают его от других
людей. Личность характеризуют следующие элементы: мотивация, способности,
темперамент, характер, эмоции и чувства, воля.
Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. В
человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.
1.Направленность личности: потребности: биогенные (еда, жилище, секс),
безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии
(самореализации); мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации;
иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы. Все это
формируется воспитанием и социальным общением. 2.Жизненный опыт личности:
умения; навыки; привычки. Социальное играет здесь главенствующую роль и
формируется через обучение. 3.Особенности психический процессов: чувства;
восприятие; мышление; память; воля. Социальность может наложить отпечаток на
психические процессы, изменить их через тренировку. 4.Биологические свойства:
строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент (тип
нервной системы); половые и возрастные свойства. Понятие “человек”
используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей,
отличающих нас от животного мира. Индивид - единичный представитель
человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его
характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус,
роль. Что бы отразить совокупность целостных психических и культурно
исторических особенностей индивида, используют понятие “личность” - ее
характеристиками в социологии являются - активность, мотивы, ценности,
культура, архетип. Социология чаще оперирует понятием “индивид”. Эта
традиция сложилась в рамках классической социологии Э.Дюркгейма. Еще М.
Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание
личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и
основанных на них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед -
ввел в социологию понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута
личностного. Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в
социологии, как заметил П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению
категории “свободы”: Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и
его действия определяются только интенциями его психики, то социология
тереяет свой предмет - сводится к психологии. Если человек не свободен
(“движение по аллеям парка”), а его действия определяются действием общих
законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология
теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к
культурологии или экономической теории. Синтез этих направлений возможен на
пути признания следующих концептуальных положений: объективные пределы
свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых
культурой. Иначе: человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не
представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является
врожденным, врожденны только предпосылки развития человека в личность
(феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностному
бытию - превращается в “животное”. Культура же не может быть представлена вне
ее носителя - как личностного субъекта. Это означает, что процесс усвоения
культуры отнюдь не напоминает запись программы в вычислительную машину.
Ценности и культурные нормы изначально воспринимаются в смыслах личности их
носителя. Личность же является феноменом психического, включая и
бессознательное. Основным фактором трансформации культуры являются содержания
коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает
конкретный культурный архетип и культура. В результате “аллеи парка”
превращаются в “извилистые русла рек”.