Мир социальных систем

 

Необходимо отметить, что термин социальная система используется давно и учеными и практиками, включая чиновников, по отношению к самым различным системам, имеющим между собой нередко очень мало общего. Однако во всех этих системах всегда обязательно есть один элемент - это человек или группа людей. Социальные системы, пожалуй, единственный вид в бескрайнем мире систем, где человек является не только главным, но и обязательным элементом.

Без людей социальные системы, в отличие от биологических, кибернетических и других, не существуют, по крайней мере, в этом мире. Мир, в котором мы живем, правомерно назвать миром социальных систем. Конечно, наряду с социальными есть в нашем мире и другие системы, в том числе и живые, но человек это единственная система, которой даны разум и сознание. Поэтому человек - сложная система, становясь элементом других систем, вносит в них свои особые свойства.

Следует сказать, что проблема развития социальных систем всегда находится в поле зрения не только ученых, но и общества в целом. Существуют различные попытки выделить уровни развития человека и общества. Например, применительно к обществу профессор Санкт-Петербургского государственного технического университета В. А. Жуков предлагает выделять следующие, более детализированные уровни развития человека и сообщества [1]:

· ситуативное пространство смыслов, в котором каждый индивид (или социальная группа, народ, регион, страна) рассматривает другого (другую общность) инструментально, т. е. как средство достижения своих целей;

· социальное пространство, в котором личность стремится ставить социально значимые цели (достижение власти, должности, богатства и т. п.), а цели сообщества могут признаваться выше индивидуальных и возможно даже подавление локальных подцелей ради достижения общей цели (такую модель системы или общины, стремящейся к идеалу, предлагают, в частности, Р. Акофф и Ф. Эмери [18]);

· пространство культуры, в котором другой человек (другое сообщество) рассматривается как партнер по воспроизводству культуры и ее развитию; каждый начинает считаться с правом на существование другого и строить модели своего поведения с учетом этого факта; отношения между людьми (сообществами) решаются не большинством голосов, а взаимным дополнением, во взаимных добровольных уступках, на основе диалога, отвергающего оценочное отношение к партнеру и допускающего право на ошибку;

· пространство «вечных смыслов», в котором другой человек, народ, страна воспринимаются как неповторимое самобытное творение, самоценность; для этого пространства характерно не только признание права на существование других, но и интерес к другому, к его системе ценностей, и даже потребность в их заимствовании, объединении в совместных моделях.

Здесь можно отметить, что первому из вышеназванных пространств вполне соответствует классический капитализм, регламентируемый первой американской конституцией, основанный на философии Т. Гоббса (которому принадлежит высказывание «человек человеку волк»), на индивидуализме и конкуренции.

Мечтая об общине, стремящейся к идеалу, Р. Акофф и Ф. Эмери в указанной работе предложили принципы, соответствующие социальному пространству, формулируя на их основе рассмотренную выше систему ценностей.

Можно выразить сомнение в адекватности применения в данном случае термина пространство. По мнению автора, на всех четырех описанных выше уровнях развития человека и сообщества мы фактически видим социальные системы. Эти системы могут быть очень большими. Например, система мировое сообщество включает в себя все без исключения страны и народы. Страны и народы в свою очередь тоже социальные системы, состоящие из элементов, которые на более низком уровне иерархии являются социальными системами и так вплоть до отдельной семьи и отдельного человека. Правильнее это называть «мир социальных систем», поскольку все системы, находящиеся в этом мире, имеют некоторые специфические особенности и даже элементы, отличающие социальные системы от всех других систем. Мир социальных систем это суперсистема, которая образует вместе с другими видами суперсистем некое единое безграничное и многомерное пространство систем. Мир социальных систем может считаться подпространством данного пространства систем, но трудно сказать, имеет ли это научный или практический смысл для развития теории систем и ее приложений.