Интерес - ключевой элемент социальной психологии

 

Слово интерес многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это разные понятия, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен. Учитывая важность данного понятия для понимания особенностей функционирования и развития социальных систем, необходимо рассмотреть его психологическую основу.

Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.[3] Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. При этом под помыслом понимают сложное и неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Интерес нередко ассоциируют с потребностью, но это неверно. Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в которой первоначально проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (переходящей в желание), а не интересом.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Вместе с тем, интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Интерес к тому или иному предмету побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Однако возможно и противоречие между склонностью и интересом, так, например, интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к инженерной деятельности.

Сила интереса часто, хотя и не обязательно, сочетается с его устойчивостью. Но связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т. е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности. Таким образом, главной предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если же ее нет, то нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.

При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие, и производные, более частные. Более общий интерес обычно является и более устойчивым. Наличие такого общего интереса не означает, что данный интерес всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым. Общие интересы - латентные интересы, которые легко актуализируются. Данное свойство общих интересов имеет очень большое практическое значение для социальных систем.

Необходимо также отметить, что формируясь на основе потребностей, интерес в психологическом смысле слова никак не ограничивается предметами, непосредственно связанными с потребностями. Так склонность обезьяны манипулировать со всяким предметом превратилась у человека в любознательность, принявшую со временем форму теоретической деятельности по получению научного знания. Будучи мотивами, побуждениями к деятельности, направленной на создание науки и искусства, интересы являются вместе с тем и результатами этой деятельности. В частности, интерес к технике формировался у человека по мере возникновения и развития техники.

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков. Довольно часто бывает так, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых нас только что так волновала, теряет всякую актуальность. Становится даже непонятно, как мы могли принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы. Но вот беда миновала, и оказывается как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, так снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы. «Пустяки» снова стали важными, снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны наши заботы и надежды.

Таков общий закон - пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные. По мере того как первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим, прежде всего, определяется бóльшая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль; над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают для него эти высшие интересы.

Рассмотренные характерные психологические особенности и закономерности интереса личности нельзя однозначно переносить на интересы социальных групп и тем более на социальные системы.