Интегральная социология П.А. Сорокина

Как было отмечено, творчество П.А. Сорокина (1889-1968) - высшая точка синтетического этапа истории рос­сийской социологии. Оно логически завершает долгий и трудный путь развития русской общественной мысли XX в. в сторону синтеза классической и современной социологии в рамках системы интегрального знания об обществе. Раз­работанная Сорокиным теория интегрализма представляет собой продолжение русской философии всеединства сереб­ряного века, основанной на христианской интуиции "цель­ного знания".

В историко-социологической литературе принято раз­граничивать два этапа в творчестве Сорокина — русский и американский. Оба этих этапа достаточно непохожи друг на друга по кругу исследуемых проблем и характеру их реше­ния. Однако очевидно то, что синтетическая сущность всех работ русского мыслителя всегда оставалась постоянной. Социально-философское мировоззрение Сорокина изна­чально содержало в себе интуицию интегрализма, которая со временем дала столь пышные всходы в "Социально-культурной димамике" и ряде других "зрелых" и "поздних" работ.

Как считает большинство исследователей, социологи­ческая эволюция Сорокина может быть разделена на три основных этапа. На первом, "российском" (до 1922 г.), Со­рокин создает концепцию позитивистской системы социо­логии, основанную на методологии бихевиоризма. Социо­логическое творчество этого периода формировалось под влиянием идей О. Конта, Э. Дюркгейма, М.М. Ковалевско­го, Е.В. Де-Роберти, Л.И. Петражицкого, Г. Зиммеля, а так­же В. М. Бехтерева и И.П. Павлова. В этот период Сороки­ным написаны следующие работы: "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Самоубийство как общественное явление" (1913), "Предмет и границы социологии" (1913), "Общедоступный учебник по социологии" (1920), "Система социологии" (1920), "Голод как фактор" (1921).

Второй этап (1922 - 1930 гг.) характеризуется творче­ской эволюцией учений первого периода. Сорокин сохраня­ет неопозитивистскую ориентацию, на основе которой раз­рабатывает очень важные отраслевые теории "социальной стратификации» и "социальной мобильности", изложенные в книгах "Социология революции" (1925) и "Социальная мобильность" (1927). Однако уже в конце этого периода под влиянием неокантианства, феноменологии Э. Гуссерля и ряда других направлений западноевропейской и отечественной мысли Сорокин все больше обращается к проблемам философии и социологии культуры, резко критикуя слепой эмпиризм. Эта научно-мировоззренческая тенденция нашла свое отражение, в частности, в работе "Современные социо­логические теории" (1928).

Третий этап (1930-1960-е гг) характеризуется реши­тельным пересмотром его взглядов, отходом от социологии бихевиоризма и эмпиризма. На первый план выдвигаются проблемы культуры, которым отводится роль решающего фактора общественной жизни человека.

Следует отметить, что на 1930 - 1950- гг. приходится пик научного творчества Сорокина. В составе большого творческого коллектива он принимает участие в создании фундаментального труда по социологии крестьянства (1930—1932), пишет обширное исследование "Общество, культура и личность" (1947). Всемирную известность Соро­кину приносит его знаменитая четырехтомная монография "Социальная и культурная динамика" (1937 - 1941).

Отдельными книгами выходят "Социокультурная при­чинность, пространство и время" (1943), "Кризис нашего времени" (1943), "Преобразование человечества" (1948), "Человек и общество в опасности" (1942), "Причуды и за­блуждения современной социологии" (1956), "Социологи­ческие теории современности" (1966), "Основные черты русской нации в двадцатом столетии"(1967).

Ранние социологические работы Сорокина писались на основе неопозитивистско-бихевиористической методоло­гии. В своей первой крупной работе "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных фор­мах общественного поведения и морали" (1913) Сорокин рассматривает социальный факт (т.е. сферу "надорганиче-ского бытия") как "социальную связь, обладающую психи­ческой природой и реализующуюся в сознании индивидов". По его мнению, любое психическое взаимодействие - суть

социальное явление. Такое явление будет обладать как внутренне-психологической, так и внешне-символической природой. Сорокин полагает, что, игнорируя индивидуаль­ные внутрипсихологические процессы, социолог должен описывать только внешние факты, а не всю социальную жизнь. Отсюда Сорокин выводит три основных формы ак­тов поведения людей - дозволенные, должные и рекомен­дуемые. Каждая из этих форм существует в единстве с про­тивоположной ей оппозиционной санкцией: рекомендуе­мым актам (подвиг или услуга) — награды; запрещенным (преступление) — кара; дозволенным — "должные реак­ции". Социально-историческое взаимодействие актов реак­ций составляет сущность всего цивилизационного процесса.

Основной труд Сорокина в российский период творче­ства - это "Система социологии", первые два тома которой, посвященные "социальной статике", вышли в свет в 1920 г. Созданная в духе "умеренного бихевиоризма" с опорой на эмпирическую методологию, эта система, по мысли автора, позволяла разложить всю общественную жизнь на "явления взаимодействия двух и более людей" и обратно по такому взаимодействию воссоздать полную картину общественного бытия, сочетая различные процессы взаимодействия, "полу­чить любые события, начиная с увлечения танго и футуриз­мом и кончая мировой войной и революцией, смоделиро­вать любую социальную группу, начиная с трамвайных по­путчиков и кончая Лигой Наций".

Модель социального взаимодействия включает в себя три составляющие: индивиды, акты поведения, проводники взаимодействия. Анализ каждого элемента, соответственно таким характеристикам, как потребности людей, осознан­ность и интенсивность поведения, материальность или сим­воличность проводников, позволил Сорокину классифици­ровать виды взаимодействия на антагонистическое и соли­дарное, стереотипное и нешаблонное и т.д. Он также подробно исследовал факторы, способствующие как сохране­нию, так и разложению системы социального взаимодейст­вия: обычаи, мораль, законы, благосостояние, качество пи­тания и т.д. В этой концепции заметно влияние Г. Зиммеля, а сама она во многом предвосхитила многие теоретические положения символического интеракционизма, в становле­ние которого труды Сорокина внесли значительный вклад.

Во втором томе рассмотрена структура общества в це­лом, исходя из тезиса о том, что устоявшиеся воспроизво­димые системы взаимодействий служат основой для фор­мирования социальных групп. Человек одновременно явля­ется абонентом множества социальных групп, слоев, конг­ломератов, классификация которых на односторонние и многосторонние, закрытые и открытые и т.п. позволяет Со­рокину перейти к более подробному анализу классов, пар­тий, конфессиональных групп, элит.

Третий том в полном объеме не был напечатан, но в "Общедоступном учебнике социологии" содержится его краткое изложение под названием "социальная механика".

Следует особо подчеркнуть, что именно в "Системе социологии" можно обнаружить едва ли не все идеи, позд­нее глубоко разработанные Сорокиным на качественно ином мировоззренческом и теоретико-методологическом уровне. Это касается социологии революций, теории элит, концепций социальной мобильности и стратификации, фи­лософии социально-культурной динамики.

Собственную концепцию понимания предмета и задач социологии русский мыслитель сформулировал в пяти принципах "построения и изложения социологического ма­териала": «Во-первых, социология как наука может и долж­на строиться по типу естественных наук, различны объекты изучения тех и других дисциплин, но методы изучения этих объектов одни и те же. Ни о каком противоположении "наук о природе" и "наук о культуре"... не может быть и речи.

Во-вторых, социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть. Всякий нормативизм из социологии как науки должен быть изгнан...

В-третьих, социология должна быть объективной дис­циплиной - объективной не только в смысле отсутствия оценочных норм и в смысле методов изучения явлений, но и в более специальном... значении этого термина... Задача времени - освободиться от... психологического субъекти­визма...

В-четвертых, поскольку социология хочет быть опыт­ной и точной наукой, она должна прекратить "философст­вование" ..

В-пятых, разрыв с философствованием означает и раз­рыв с несчастной идеей "монизма" — незаконным детищем незаконного брака социологии с философией... Система со­циологии (построенная на основе перечисленных теорети­ческих принципов. - П.Б.) должна показать, что социоло­гия... есть... наука цельная, законченная, имеющая вполне определенные очертания и вполне определенное построе­ние, обуславливаемое ее природой».

Поскольку в подходе к природе социологии, ее струк­туре, интерпретации основных понятий преобладают разно­чтения и разнобой, постольку "первой задачей всякого тео­ретика социологии является задача определения предмета и границ социологии как науки", что позволит избежать "не­ясности и неопределенности своего построения". Однако, как считает Сорокин, границы предмета социологии, будут очерчены лишь в том случае, если будет дан ответ на сле­дующие три вопроса: "1) какие явления социология изучает; 2) почему эти явления для своего исследования требуют создания специальной дисциплины; 3) каково взаимоотно­шение социологии с другими сосуществующими научными дисциплинами, в частности с науками социальными". На первый и второй вопросы Сорокин отвечает с позиции единства онтологического и гносеологического принципов, взятых в их тождестве и различии. Но это тождество и раз­личие устанавливается им не только внутри социологии, но и между социологией и другими науками. Для Сорокина единство онтологического и гносеологического уровней оп­ределения предмета социологии означает зафиксировать "тот разряд фактов, который является предметом ее изуче­ния, или, иными словами, установить особую точку зрения на изучаемый рад явлений, отличную от точки зрения дру­гих наук".

Выявив "особую точку зрения" социологии, сопоста­вив ее предмет с предметами физики, химии, биологии, изу­чающих взаимодействие в неорганическом и органическом мире, и с предметами индивидуальной и коллективной пси­хологии и отдельных социальных наук, изучающих тот или иной аспект человеческого взаимодействия, Сорокин при­ходит к закономерному выводу, что социология представ­ляет собой универсальную, или "генерализирующую", нау­ку. Используя принцип аналогии, он делает следующий вы­вод: "Положение социологии по отношению к частным дисциплинам то же самое, что и положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, сис­тематике и к другим специальным биологическим отраслям знания; положение общей части физики — к акустике, элек-трологии, учению о свете и т.д.; положение химии по отно­шению к химии органической, неорганической и т.д.".

С точки зрения Сорокина, предметом социологии вы­ступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе. Из того факта, "что явления взаимодействия людей суть яв­ления §ш §епеш, отличные от других видов взаимодейст­вия", следует, по мнению Сорокина, необходимость пони-

мания социологии как самостоятельной научной дисципли­ны.

Определив общую предметную сферу социологии, обосновав практическую и теоретическую необходимость социологии в качестве самостоятельной науки, Сорокин пе­реходит к анализу ее внутренней структуры. Он полагает, что теоретическая социология распадается на три основных раздела: 1) социальную аналитику (социальная анатомия и морфология); 2) социальную механику (ее объект — соци­альные процессы); 3) социальную генетику (теория эволю­ции общественной жизни).

Практическая социология, или социальная политика, "должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социаль­ными силами". Социальная аналитика, изучающая структу­ру социального явления и его основные формы, сама распа­дается на два подотдела: 1) подотдел, изучающий строение простейшего социального явления (в том числе определяет и разлагает социальное явление на элементы, классифици­рует его основные формы) и 2) подотдел, изучающий строение сложных социальных единств, образованных пу­тем той или иной комбинации простейших социальных яв­лений (их разложение на простейшие социальные явления, классификация основных видов сложных социальных со­единений).

Социальная аналитика изучает структуру социальных явлений, взятых в пространстве, т.е. статистически. Соци­альная механика (социальная физиология) изучает процесс взаимодействия людей, их поведение и те силы, которыми оно определяется. Каждый изучаемый процесс должен быть рассмотрен в контексте социального целого. Перед соци­альной механикой стоят следующие конкретные практиче­ские задачи: 1) классификация факторов (причин, условий) поведения и 2) определение влияния каждого фактора на поведение человека, группы.

Социальная генетика (социальная динамика): 1) оп­ределяет исторические тенденции, или линии развития, об­наруживающихся вне повторяющегося во времени развития как всей социальной жизни, так и отдельных ее сторон или институтов и 2) объясняет отклонения и отступления от этих тенденций. В рамках социальной генетики "Социоло­гия... формулирует лишь наиболее общие тенденции раз­вития, данные во времени".

Что касается прикладной социологии (социальной по­литики), то она должна быть дисциплиной научного управ­ления обществом. Анализируя её, Сорокин пишет, что эта дисциплина должна реализовать известный афоризм О. Конта: "Знать - чтобы предвидеть; предвидеть - чтобы мочь". На основе законов, установленных теоретической социологией, она дает "человечеству возможность управ­лять социальными силами, утилизовать их сообразно по­ставленным целям". Человечество успешно будет бороться с социальными бедствиями (глупостью, преступностью, безволием, злом, искушением) только тогда, когда оно соз­даст особую "социально-психологическую медицину". В роли последней и призвана выступить прикладная социоло­гия, которая "должна быть системой рецептуры, указываю­щей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни (в экономической, по­литической, правовой, религиозной, научной, педагогиче­ской и т.д.), для наилучшего использования социально-психологической энергии". Обоснование необходимости социологии как самостоятельной дисциплины Сорокин свя­зывает с выявлением специфики и содержания понятия "на-дорганическая реальность", которая обнаруживается только

в сфере взаимодействия индивидов, обладающих сознани­ем, и в продуктах взаимодействий.

Сорокин дает следующее определение феномена взаимодействия: "Явление взаимодействия людей дано то­гда, когда а) психические переживания или Ь) внешние ак­ты, либо с) и то и другое одного (одних) из людей представ­ляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов. Иными сло­вами, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживания­ми и внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы го­ворим, что эти индивиды взаимодействуют".

Строго определив феномен взаимодействия, Сорокин конкретизирует определение социологии: "Социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимо­действия, и о результатах такого поведения".

Анализ структурных компонентов социального взаи­модействия Сорокин ведет с учетом достижений естествен­ных и социальных наук своего времени, в частности, приво­дятся последние данные биологии и психологии о психофи­зиологических особенностях приспособления индивида к среде. Особое внимание он акцентирует на роли потребно­стей как мотива поведения и деятельности человека. При этом Сорокин разработал систему потребностей, среди ко­торых выделил потребности: 1) удовлетворения голода и жажды; 2) половую (размножения); 3) индивидуальной са­мозащиты; 4) групповой самозащиты; 5) движения; 6) ды­хания, обмена веществ, сна, разряжения избыточной энер­гии (игры) и другие физиологические потребности; 7) об­щения с себе подобными; 8) интеллектуальной деятельно­сти; 9) чувственно-эмоциональных переживаний и 10) воле­вой деятельности.

Акты (второй компонент взаимодействия) носят двой­ственный характер. С одной стороны, они - внутренняя реализация психической энергии индивида, с другой - сти­мул, раздражитель, вызывающий ту или иную реакцию у другого индивида. Акты-раздражители подразделяются на: 1) акты делания и неделания (терпение, воздержание); 2) акты продолжительного и мгновенного действия; 3) интен­сивные и слабые акты; 4) сознательные (целевые) и бессоз­нательные акты (рефлексы, инстинкты).

Значение третьего компонента взаимодействия - про­водника (материального и символического) - состоит в пе­редаче реакции одного индивида другому. В качестве про­водника может выступать язык, письменность, живопись, обряды, традиции, предметы быта и т.п., представляющие собой процесс объективации цепи "стимул (8) —реакция (К)". Являясь элементом общества, они способны изменить характер и содержание социального взаимодействия.

Поскольку общество представляет собой единство разнообразных типов взаимодействия, постольку необхо­димы соответствующие критерии их классификации. Тако­выми выступают количество и качество самих элементов взаимодействия. В зависимости от первого структурного компонента, взаимодействия подразделяются на: 1) взаимо­действия между двумя индивидами; 2) взаимодействия ме­жду одним индивидом и многими индивидами; 3) взаимо­действия между многими индивидами с той и с другой сто­роны или между двумя группами индивидов.

Качественные характеристики взаимодействующих индивидов или групп индивидов являются условием суще­ствования различных видов процессов социального взаимо­действия.

В зависимости от природы акта взаимодействия могут быть: а) односторонними и двусторонними; б) длительны­ми и временными; в) антагонистическими и неантагонисти-

ческими (солидаристическими); г) шаблонными и нешаб­лонными; д) сознательными и бессознательными; е) интел­лектуальными, чувственно-эмоциональными и волевыми.

В зависимости от природы проводника Сорокин выде­ляет механические, тепловые, звуковые, свето-цветовые и т.п. взаимодействия.

Но что является условием интеграции социальных яв­лений в единую социальную систему (общество)? На этот вопрос Сорокин отвечает следующим образом: «Взятое в целом, явление взаимодействия представляет... определен­ную систему, где в течение процесса взаимодействия суще­ствует тесная функциональная связь между центрами взаи­модействия: поведение или состояние одного из них тотчас же отражается на поведении и состоянии другого, измене­ния одного (обуславливающего) индивида влекут за собой те или иные изменения в поведении и состоянии его контр­агента. Такая зависимость может быть и взаимной... Образ­но говоря, взаимодействующие индивиды представляются как бы связанными друг с другом веревкой. Движения од­ного, в силу этой связи, "дергают" другого - и обратно».

Итак, начав социологический анализ с простейшей клетки общества — социального взаимодействия, - разложив ее на составные компоненты, Сорокин приходит к выводу о том, что причинно-функциональная связь всех частей соци­ального взаимодействия приводит к образованию коллек­тивного единства. Как и в любой социологической концеп­ции, перед Сорокиным стоит проблема решения дилеммы "общество - личность". Если реализм (Дюркгейм) эту про­блему решал в пользу целого (общества), а номинализм (Вебер) в пользу личности, то Сорокин решал ее по-своему: «Общество, или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности зш §епеш оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может оыть в сумме изоли­рованных индивидов. Но, вопреки реализму, общество су­ществует не "вне" и "независимо" от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов. Тер­мины, подобные "социальному сознанию", "душе народа", "национальному духу" и т.д., могут фигурировать только в качестве поэтических, образов; взятые же в своем букваль­ном смысле, они не соответствуют действительности».

Показав, что социальная интеграция детерминирована космическо-географическими, биолого-физиологическими и социально-психологическими факторами, Сорокин пере­ходит к построению системы иерархии интеграции соци­альных явлений. Строит ее он в зависимости от организаци­онного уровня среды (статики), выделяя в ней три уровня взаимодействия. Первый уровень взаимодействия - это ме­жиндивидуальные отношения, построенные на индивиду­альных биологических и психологических импульсах. Эти отношения становятся социальными в "элементарных" (не­посредственных) группах. С точки зрения Сорокина, соци­альная группа есть, прежде всего, форма взаимодействия индивидов. "Элементарная" группа есть единение людей по какому-либо одному из общих признаков (например, по признаку пола, возраста, языка, профессии, веры, дохода и т.п.). Второй уровень - это различные комбинации "элемен­тарных" групп, отношения между которыми создают свое­образные исторические условия, в которых факторы социа­лизации (географические, биолого-физиологические и со­циально-психологические) либо интегрируют и образуют коллективное единство, либо дезинтегрируют и спо­собствуют распаду социального агрегата. Третий уровень — это отношения между "кумулятивными" группами, объеди-

ненными вокруг нескольких признаков (примеры "кумуля­тивных" групп: классы, нации, элиты и т.д.).

Сложный социальный агрегат (общество, население) есть совокупность "кумулятивных" и "элементарных" групп. Общество расслаивается на слои по горизонтали и вертикали. Индивид оказывается одновременно членом множества социальных групп - "элементарных" и "кумуля­тивных", - которые бывают либо закрытыми (пол, раса, на­ция), либо открытыми (партия, научные, религиозные, про­фессиональные и т.п. группы), либо полузакрытыми (класс, сословие).

Обобщая классовую структуру большинства развитых стран, он выделяет в их структуре четыре класса - крестьян, пролетариев, землевладельцев и капиталистов, - объеди­ненных в две "кумулятивные" группы: "1) классов привиле­гированных богатых, по профессии носителей интеллекту­ального труда и 2) классов обделенных бедных, по профес­сии носителей физического труда".

Но общество, кроме стратификации, характеризуется определенной социальной перегруппировкой (мобильно­стью), которая также бывает двух видов — горизонтальная и вертикальная. Она выражает собой изменение объема "элементарных" и "кумулятивных" групп в обществе, ис­чезновение одних групп и возникновение новых. Но наряду с географической и территориальной перегруппировкой в обществе есть межгрупповая и внутригрупповая мобиль­ность (горизонтальная и вертикальная).

Социальная стратификация и социальная мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по сво­им физическим силам, умственным способностям, наклон­ностям, потребностям и, кроме того- самим фактом совме­стной деятельности, которая невозможна без наличия опре­деленной организации. Организация же немыслима без ру­ководителей и подчиненных. Следовательно, неравенство -родовая черта общества, но оно должно быть разумным. Его смягчение возможно только при помощи реформ.

Сам Сорокин о своем раннем мировоззрении и стрем­лении интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую унифицированную систему многими годами позже напишет: "С точки зрения философии, складывающаяся си­стема была скорее разновидностью эмпирического неопози­тивизма или критического реализма, основанного на логи­ческих и эмпирио-научных методах. Социологически - раз­новидностью синтеза конто-спенсеровской социологии эво­люции и прогресса, дополненной и скорректированной тео­риями Н. Михайловского, П. Лаврова, Е. Де-Роберти, Л. Петражицкого, М. Ковалевского, М. Ростовцева, П. Кро­поткина (среди русских социальных мыслителей) и теория­ми Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето и других западных обще­ствоведов. Политически - видом социальной идеологии, ос­нованной на этике солидарности, взаимовыручки и свобо­ды".

Американский период творчества Сорокина открыва­ется книгой "Социология революций" (1925). Написанная в духе методологических установок "Системы социологии", она дает на примере 70 революционных ситуаций анализ трехфазового изменения поведения индивидов в условиях перемешивания и ломки устоявшихся социальных групп, слоев, структур. Кроме того, в работе дан анализ изменений в языке, одежде, семейно-брачных отношениях, питании, генетическом коде нации, ее отношении к своей истории и т.п.

При разработке социологии революции Сорокин от­талкивается от идеи социальной стратификации и социаль­ной мобильности. Для русского ученого стратификация -это способ измерения статуса той или иной социальной группы в различных сферах жизнедеятельности общества,

распределение слоев внутри класса, позволяющая прово­дить более точный анализ социальной структуры. Согласно Сорокину, стратификационное измерение следует произво­дить в трех социальных пространствах - экономическом, политическом и профессиональном. Само социальное про­странство - это порядок размещения социальных групп в обществе и иерархическое размещение статусов в некото­рых из этих групп. Оно есть социальная дистанция между субъектами. Основными компонентами социального про­странства выступают социальная структура и социальная стратификация. Социальная структура является межгруппо­вой дифференциацией и включает в себя: 1) скопления или конгломераты, 2) группы и 3) социальные институты. Если скопления характеризуются чисто пространственной близо­стью случайных людей, то группы образуются на основе какого-либо признака. Они могут быть либо реальными, ли­бо квазиреальными (нормальными). Реальные группы, в свою очередь, могут быть либо полуорганизованными, либо организованными. Если в полуорганизованных группах (например, очередь) преобладает равенство, то в организо­ванных - неравенство. Последние могут создаваться на ос­нове одного или комбинации многих признаков.

Социальные институты (организации) отличаются от конгломерата и группы тем, что они представляют собой такие образования, которые характеризуются: 1) наличием нескольких социальных групп, имеющих общие ценности и удовлетворяющие потребности; 2) единым этосом (духов­ной культурой); 3) наличием материальной культуры; 4) специальными социальными действиями в рамках данного института. Как в социальных институтах, так и в обществе в целом, между людьми могут складываться различные соци­альные связи: консенсус, конфликт (борьба). Переход от одной социальной структуры к другой осуществляется лбо через революцию, либо через реформу.

Сорокин справедливо отмечает, что социальное про­странство общества многомерно. Главным в нем являются вертикальная и горизонтальная мобильность. По горизонта­ли все люди равны, тогда как по вертикали выделяются слои. Следовательно, нестратифицированное обществ принципиально невозможно.

Поскольку общество может быть закрытым или от­крытым, постольку мобильность отдельных индивидов и групп может быть либо горизонтальной, либо вертикальной. Сама мобильность осуществляется с помощью "лифтов", например выгодный брак, занятие бизнесом, служба в ар­мии, получение образования и т.п. Если "лифты" забиты, перегружены или не работают, то возникает революция, ко­торая в своем развитии проходит три фазы: прелюдия - по­ловодье - конструктивная. Последняя фаза, действие кото­рой сродни смирительной рубашке, приводит социальную структуру общества к новому состоянию.

Одной из вершин творчества Сорокина в эмиграции является, несомненно, фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика». Её основная мысль заключается в положении о том, что сверхорганиче­ская система ценностей, или "истин", "нормо-законов", яв­ляется решающим фактором детерминации всех общест­венных явлений. Система эта развивается по имманентным ей законам, а люди и общественные отношения как зависи­мые переменные истории являются носителями и провод­никами системных ценностей, или "нормо-законов", как на­зывал их Сорокин вслед за одним из своих учителей - Л.И. Петражицким. Историческая действительность является ие­рархией определенным образом интегрированных культур­ных и социальных систем от мелких до самых крупных -суперсистем, охватывающих массы людей и формы их взаимодействия, существующих веками и определяющих

все виды духовно-нравственной деятельности - религию, науку, искусство, язык, философию, этику, право и т. д.

Каждая суперсистема ценностей — это специальный вид исторической целостности, интегрированный в некий духовный идеологический стиль. Этот стиль определяется ответом на четыре фундаментальных вопроса: каковы пре­валирующие представления о природе бытия, каковы ос­новные потребности человека, степень их реализации и ме­тоды их удовлетворения. В зависимости от способа получе­ния ответов на эти вопросы вычленяются два основных сти­ля, два типа культуры: чувственная, или сенситивная, и умозрительная, или рассудочная.

«Каждый тип культуры имеет свою собственную мен-тальность; собственную систему знаний, философию и ми­ровоззрение; свою религию и стандарты "святости"; собст­венные представления о том, что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, зако­ны, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию; и, наконец, свой собственный тип человече­ской личности с особым менталитетом и поведением».

Два противоположных культурных типа — "умозри­тельный" и "чувственный". Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как "идеали­стическая", или "интегральная".

Умозрительная культура характеризуется следующи­ми признаками: 1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (на­пример, Бог, нирвана, дао, Брахма); она вечна и неизменна; 2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности); 3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. От­сюда вытекают, по меньшей мере, два вывода: истина по­стигается лишь посредством внутреннего опыта (открове­ния, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и по­тому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нема­териальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брах­мой).

Посылки второго типа ("чувственной культуры") пря­мо противоположны: 1) реальность по своей природе мате­риальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: "Становление, процесс, изменение, поток, эво­люция, прогресс, трансформация"; 2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт); 3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Отсюда так­же вытекают два вывода: истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и от­носительный характер. Добро коренится в чувственных, эм­пирических, материальных ценностях (удовольствие, на­слаждение, счастье, полезность) и потому моральные прин­ципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, "идеалистическая культура" пред­ставляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна, потребности и цели лю­дей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окруже­ния. Короче, "признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или нега­тивной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценно­стью".

На основе этой типологии разрабатывается соответст­вующая периодизация исторического процесса. Её принци­пом выступает флуктуация доминирующих типов культур­ного менталитета и культурных систем: повторяющаяся по­следовательность умозрительной, идеалистической и чувст­венной культур.

По мнению Сорокина, интегралистская философия ис­тории должна исходить из тезиса о том, что в пределах, за­данных относительно константными физическими условия­ми (климат, географическое положение), наиважнейшим фактором социокультурных изменений (собственно дина­мики) становится распад той или иной доминантной куль­турной сверхсистемы. Именно в этом смысле тождественны социология и философия истории, ибо они сосредотачивают свое внимание на проблематике генезиса, эволюции, распа­да и кризиса доминантных систем, в результате чего прояс­няются вопросы «как?», «почему?» и «когда?», происходят те или иные социокультурные изменения.

В каждый исторический момент господствует одна из суперсистем, хотя на периферии ее ценностного ядра можно обнаружить как осколки предыдущей, так и ростки новой суперсистемы. Каждая суперсистема относительна, ее цен­ности лишь частично объясняют бытие, а имманентное че­ловеческой природе развитие познания ведет к динамике суперсистем, к их флуктуации, в основе чего лежит прин­цип лимита. Кульминация развития одной из них означает достижение предела ее познавательных возможностей, и дальнейшее существование суперсистемы лишь увеличива­ет относительность ее истин и ценностей. Одновременно расширяется поиск новых ценностей, так что в целом разви­тие общества представляет собой непрерывную флуктуа­цию от сенситивных к умозрительным суперсистемам с от­носительно короткими периодами баланса между ними в виде идеальных ценностных суперсистем. Кризис современного общества с его сенситивным типом культуры, по Сорокину, - это один из этапов флуктуации, который будет преодолен с наступлением господства умозрительной су­персистемы.

Современное состояние западной культуры Сорокин диагностировал как кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпенглеровского субъективизма - кон­ца ее исторического существования, смертельной агонии всей западной цивилизации. Нынешняя "чувственная" куль­тура, считал он, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека, в превращении ценностей в простые релятивные конвенции.

В последние годы своей жизни Сорокин сумел осуще­ствить своего рода "духовное возвращение" к русской фи­лософской культуре серебряного века (которая в начальные - позитивистско-бихевиористские периоды творчества ка­залась мыслителю совершенно чуждой). Как справедливо отмечает современный исследователь наследия Сорокина В.В. Сапов, «...заключительный аккорд мировоззренческой эволюции Сорокина - "интегрализм" (или философия инте-грализма) корнями своими тоже уходит в российскую поч­ву. Это не что иное, как попытка (и, на наш взгляд, успеш­ная) реализовать идею "философии всеединства" В.С. Со­ловьева. У Соловьева под "всеединством" понимался орга­нический синтез философии, искусства и религии; у Соро­кина ... интегральная философия вбирает в себя положи­тельные стороны всех частных истин (научных, философ­ских, эстетических, религиозных и т.д.), что позволяет го­ворить об Истине с большой буквы».

Добавим, что фактическим подтверждением обраще­ния "позднего" Сорокина к христианской идее всеединства стало создание в Гарвардском университете центра по изу­чению творческого альтруизма, в рамках деятельности ко­торого исследовались самые разнообразные социологиче-

ские вопросы духовной жизни, особенно альтруистической любви. Обращение русского мыслителя к социальным ас­пектам этого духовного первоначала (см. например его бле­стящую статью "Мистическая энергия любви") с логиче­ской необходимостью следовало из самой сути христиан­ской социологии, для которой именно любовь является высшей силой и определенностью как человеческого, так и Божественного бытия, ибо: "Бог есть любовь"(1 Ин.:4, 8; 16,), или: "Любовь есть совокупность совершенства" (Кол.:3, 14).

Социология любви и творчества стала достойным за­вершением долгого пути "философа интегрализма" - П.А. Сорокина, мыслителя, богатейшее наследие которого ещё ждёт своего духовного возвращения на Родину.