Мысль о том, что начало становления любой науки неизбежно взаимосвязано с интуитивными принципами познания проходит практически через всю историю философии. Так, например, уже Платон в своих диалогах пишет о том, что только непосредственное (а значит интуитивное) мышление предшествует всем последующим отвлеченным формам мысли и, будучи первичным, дает наиболее целостное знание о предмете.
Точку зрения Платона разделяют такие авторитетные европейские мыслители, как Николай Кузанский, Ф. Якоби, Фр. Баадер, Ф.В.Й. Шеллинг и даже абсолютный рационалист и панлогист Г.В.Ф. Гегель. Все они отдают дань духовно-мистическому, непосредственному постижению предмета
Колоссальную роль интуитивного мышления в математических и естественно-научных исследованиях убедительно показывают А. Пуанкаре, Н. Бор, В. Гейзенберг, П. Фейрабенд и др.
Не является исключением и начало становления такой науки, как социология. Уже в первых трудах её основателя О. Конта идея позитивистской методологии общественных наук имеет преимущественно интуитивный или дорефлек-тивный характер, что с особенной силой проявляется в кон-товской мистике Прогресса и религии "Верховного Существа".
Как и на Западе, история российской социологической мысли также начинается с формирования первых интуитивно-философских учений (Чаадаев, славянофилы, русские писатели). В этих учениях, берущих своё начало из религиозного опыта средневековой Руси (историософские концепции митрополита Илариона, летописца Нестора, монаха Филофея, Григория Сковороды) впервые намечаются те идеи,которые, впоследствии, составят мировоззренческое содержание русской философской и социологической мысли серебряного века. В качестве таковых выступают интуиции христианского провиденциализма и мессианизма, принципы универсализма, соборности и софийности, учение о религиозном призвании русского народа и т.д. Именно они образуют духовную основу отечественной социологии как опыта цельного знания об обществе.