Позитивизм

В России, как и в Европе, начало становления социо­логии в самостоятельную отрасль социально-гуманитарных наук неразрывно взаимосвязано с позитивистской методо­логией. Провозглашенная в своё время О. Контом, Г. Спен­сером и Э. Дюркгеймом в качестве положительной и "един­ственно научной" основы социологии, она заняла прочное место в трудах мыслителей аналитического этапа россий­ской социологической мысли. Первыми в этом ряду высту­пили представители анархистской и субъективной школ: М.И. Бакунин и П.А. Кропоткин; П.Л. Лавров и Н.К. Ми­хайловский. Своими научными изысканиями они выражали идеи народничества, которое, как известно, отстаивало мысль о самобытности русского пути общественного разви­тия. При этом народники опирались на позитивистские принципы волюнтаризма и субъективизма, социальным вы­ражением которых выступал безусловный индивидуализм. В связи с этой методологической установкой они отрицали возможность объективной интерпретации общественной жизни и подчеркивали необходимость личностного, ценно­стно-этического подхода в понимании социально-исторических фактов.

М.А. Бакунин (1814-1876) по праву считается родона­чальником анархистского направления в русской общест­венной мысли XIX в. В своем социальном учении он абсо­лютизирует свободу человеческой личности. Основным за­коном прогресса Бакунин считает постоянное возрастание её свободы. Последняя выступает и как цель социального прогресса, и как его неизменный критерий. Всё, что препят­ствует освобождению личности, имеет разрушительный ха­рактер. В силу того, что основной преградой для безуслов­ной свободы является государство, именно оно, по мнению Бакунина, должно быть уничтожено. Для этого необходима социальная революция, непосредственное осуществление которой теоретик анархизма связывает с так называемым "метафизическим бунтом".

Будучи позитивистски ориентированным мыслителем Бакунин рассматривает общество как «социальное тело», развивающееся по естественным законам. Соответственно и социология понимается им как "наука о законах, управ­ляющих развитием человеческого общества". Как наука о

человечестве в мире она включает в себя антропологию, психологию, логику, этику, социальную экономику, эстети­ку и даже теологию с метафизикой.

Развивая идеи анархической социологии Бакунин от­мечал, что уничтожение государства имеет своей целью ус­тановление общественного устройства, основанного на на­чалах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Солидаристская на­правленность такого общества должна, по мнению русского мыслителя, избежать крайностей индивидуализма и коллек­тивизма, так как "свобода без социализма - это несправед­ливость, а социализм без свободы - это рабство".

Продолжателем идей Бакунина был П.А. Кропоткин (1842-1921). В своих трудах он предпринял попытку систе­матизировать анархическое учение, придать ему большую философско-социологическую основательность. Кропоткин полагал, что социальный прогресс определяется двумя ос­новными факторами: общественным (самоутверждение со­циальных групп) и индивидуальным (самоутверждение от­дельной личности). Противоречие между этими двумя со­циальными тенденциями образует движущую силу истори­ческого процесса. Само же общество, тем не менее, стано­вится возможным только благодаря "инстинкту общежи-тельности", который Кропоткин выводит из закономерно­стей природного мира. С помощью биологических аналогий он обосновывает и центральную для анархизма мысль об относительной независимости индивида от общества и го­сударства. Все живое, по утверждению Кропоткина, обхо­дится без какого-либо "всеобщего управляющего центра". Биологический мир представляет собой совокупность абсо­лютно замкнутых автономных систем - простейших клеток, клеточных организмов, сложноорганизованных тел и т.д. А из этого, в свою очередь, следует, что и каждый индивид будучи биологическим организмом изначально обладает абсолютной свободой и независимостью. Именно они и обеспечивают достижение счастья, которое является конеч­ной целью и истинным критерием прогресса.

Как и Бакунин, Кропоткин называет государство глав­ным социальным злом, которое противостоит обществу как искусственно созданная организация, из-за которой все страдают. Противоречие между свободным обществом и деспотическим государством неизбежно порождает сле­дующую трагическую альтернативу: "или государство должно быть разрушено, или оно раздавит личность и всю социальную жизнь". Обращаясь к истории социально-этической мысли Кропоткин постоянно находит в ней пред­посылки анархической теории общества и связывает по­следнюю с коммунистическим идеалом. Согласно его уче­нию анархическое общество представляет собой федерацию автономных производственных общин (ячеек, коммун, коо­пераций), в рамках которых создаются все условия для сча­стья и творческого самораскрытия личности. В этом обще­стве наиболее полно реализуется принцип солидарности, который, как мы знаем, играл определяющую роль для всей народнической социологии.

Идея солидарности занимает центральное место и в трудах представителей субъективной школы. Один' из её основателей - П.Л. Лавров (1828-1900) определял социоло­гию как науку, "исследующую формы проявления усиления и ослабления солидарности между индивидами". Рост соли­дарности в культурном, социально-экономическом, полити­ческом и иных видах взаимодействия составляет основное содержание прогресса личности и общества. Социологиче­ское изучение данного процесса становится возможным благодаря субъективному методу, который позволяет более точно понять, реконструировать и интерпретировать соци­альные факты в соответствии с нравственными и мировоз­зренческими идеалами исследователя.

По мнению Лаврова рост солидарности осуществляет­ся в тесной взаимосвязи с развитием сознания личности, способной к критическому осмыслению окружающей соци­альной действительности. Именно "критически мыслящие личности" являются подлинными творцами истории. Они создают культуру и определяют магистральные пути разви­тия всего общества.

Конечной целью прогресса является социалистическое общество, в котором, согласно Лаврову, реализуется сама идея свободного и справедливого человеческого бытия.

Другой, не менее известный представитель субъектив­ной школы - Н.К. Михайловский (1842-1904) продолжил разработку принципов субъективного метода. Как и Лавров, он придерживался этико-антропологической ориентации, полагая, что основная цель социологии - увидеть сквозь ка­тегорию личности логическую взаимосвязь частей всего общественного организма. Соответственно предметом дан­ной науки выступает выяснение отношения разнообразных социальных взаимодействий к судьбам личности.

По мнению Михайловского социология должна про­следить историческую эволюцию форм общественности, среди которых на первом месте стоит кооперация. Будучи необходимым результатом дифференциации труда она оп­ределяет все стороны общественной жизни и тем самым существенно влияет на личность. Простая (естественная) кооперация приводит к необходимому разделению трудо­вых и производственных функций, выражает начало соли­дарности и создает условия для гармоничного развития личности, что, собственно, и является основной целью об­щественного прогресса.

Характеризуя этико-антропологические основы мето­да социологии Михайловский отмечает, что высшая цель социального познания заключается в постижении целостной правды общественной жизни. Её объективный аспект - "правда-истина", а субъективный - "правда-справедливость". Как убежденный сторонник субъективи­стской традиции Михайловский отдает предпочтение "правде-справедливости". Ведь именно она позволяет уче­ному не только познавать, но и интерпретировать социаль­ные процессы, вкладывая в них свои мировоззренческие смыслы. При этом русский социолог вовсе не отрицает зна­чимость объективного метода «правды-истины», полагая, что он может быть с успехом использован при отборе, опи­сании и вскрытии причин социально-исторических явлений.

Ключевым моментом социологического учения Ми­хайловского выступает концепция "борьбы за индивидуаль­ность". Суть этой концепции заключается в положении о том, что в историческом процессе личности (т.е. индивиду­альности) непрерывно конфликтуют, что обусловлено стремлением каждой расширить сферу своего жизненного пространства и влияния. В силу того, что общество (т.е. сложная совокупность личностей разного порядка) посто­янно пытается подчинить каждую отдельно взятую лич­ность, последняя должна отстаивать свою свободу и инди­видуальность. Только в таком случае возможно гармонич­ное сочетание "правды-истины" и "правды-справедливости", а следовательно, и сам социальный про­гресс.

Существенным достижением социологии Михайлов­ского можно считать и его теорию толпы, в которой он за несколько лет до выхода в свет соответствующих трудов Г. Тарда заложил основы для всех последующих социально-психологических работ в этой области.

В последней четверти XIX в. классический позити­визм в России вступает в новую стадию своего развития. В это время в русской мысли появляется несколько антипози­тивистских направлений (неокантианство, христианская со­циология), поставившие под сомнение саму возможность

социологической парадигмы, основанной О. Контом. Суще­ство критики сводилось к недопустимости той крайней на­турализации общественной жизни, которая отличала клас­сическую позитивистскую социологию. Попытка преодо­леть этот действительный недостаток была предпринята в трудах родоначальников так называемой неопозитивист­ской школы - ЕВ Де-Роберти (1843-1915), Н.И. Кареева (1850-1931), М.М -Ковалевского (1851-1916) и КМ. Тахта-рева (1871-1925)

Е.В. Де-Роберти одим из первых увидел ограничен­ность этико-субъективного направления в народнической социологии Он прекрасно понимал, что сама идея субъек­тивного метода, разработанная в трудах П. Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, противоречит объективистской логике на­учного исследования и во многом дискредитирует только зарождающуюся российскую социологическую мысль. Де-Роберти стремился предельно четко сформулировать науч­ные основы социологии, определить её логико-методологические принципы. Он полагал, что действитель­но научная социология должна исходить только из "фило­софии опыта". Она должна отказаться от каких бы то ни было "метафизических" спекуляций (в духе "теории трех стадий развития человечества" О. Конта ) или субъективи­стских идей (как, например, учение о "правде-справедливости" Н. Михайловского) и встать на путь пони­мания общества как объективного бытия, жестко детерми­нированного законами развития человеческого разума.

По словам Де-Роберти, социология - это естественная наука, познающая законы, управляющие строением и разви­тием человеческого общества. Её предмет заключается в изучении фактов психологического взаимодействия между людьми. Последнее представляет собой область особого, "надорганического", бытия как части мировой действитель­ности. Будучи единым и целостным организмом общество является надорганической (т.е. сверхбиологической и сверхпсихической) реальностью, в основе которой" лежит непрерывное межличностное взаимодействие. Оно имеет духовную природу и вытекает из "соборного" опыта чело­веческой жизни. Де-Роберти считает, что этот соборный опыт порождает всё бесконечное многообразие социально-психических и культурных форм взаимодействия, в кото­рых реализуется внутреннее единство человечества. В связи с этим в своих поздних работах русский социолог предлага­ет энергетическую трактовку социальности. Он полагает, что общество преобразует мировую энергию из простейшей биологической - в наиболее совершенную - социальную форму. Именно она и является тем высшим духовным бы­тием, которое должна изучать неопозитивистская социоло­гия. Для выполнения столь сложной задачи (ведь количест­венное измерение нематериальной, т.е. сверхпространст­венной и надвременной действительности всегда может дать лишь приблизительные результаты и вероятностные выводы) необходим выверенный и адекватный научный ме­тод. Таковым, по мнению Де-Роберти, является метод опи­сания фактов социального бытия. Индуктивистская природа социологического метода предполагает выявление некото­рой эмпирической закономерности в социальных процессах с последующим детерминистским объяснением установ­ленных исследователем социальных фактов. Указанный ме­тодологический механизм определяет универсальную зна­чимость социологии как объективной науки о законах об­щественной жизни.

Универсалистская тенденция неопозитивизма харак­теризует творчество другого, не менее крупного, представи­теля этой школы - Н.И. Кареева. В своих трудах он пере­сматривает многие основополагающие принципы субъекти­вистской методологии Лаврова и Михайловского, пытаясь придать им объективно-научный характер. Кареев вводит

понятие "законного субъективизма", в котором, по его мне­нию, раскрывается помологическая сущность позитивист­ской социологии. Задача последней заключается в том, что­бы, интегрируя социально-гуманитарные науки (историю философию истории, социальную психологию, антрополо­гию, этнографию т.д.), открывать законы развития общест­ва. Как и Де-Роберти, Кареев рассматривает общество в ка­честве "надорганической среды", состоящей из сложной системы психических и практических взаимодействий лич­ностей. Данные формы взаимодействия подразделяются на культурные группы и социальные организации. Первые включают в себя духовные и ценностные представления и идеалы людей, а вторые состоят из социальных форм и ин­ститутов, в которых происходит непосредственное психи­ческое взаимодействие между личностями.

Кареев полагает, что решающим фактором эволюции общественной жизни является духовная культура. Она оп­ределяет социальное поведение индивидов, регулирует их теоретическую и практическую деятельность. Духовная природа межличностного взаимодействия как раз и позво­ляет социологии открывать законы развития общества, ибо закон - это всегда логическая целесообразность, которая может иметь только нематериальный характер.

Предметное своеобразие социологии получает * своё выражение в соответствующем методе данной науки. Его номологическое содержание раскрывается в принципе по­нимания социального прогресса. По словам Кареева иссле­дователь должен не только знать объективные социальные факты, но и понимать социальные мотивы поведения чело­века. Это понимание становится возможным через феноме­нологический акт сопереживания личности, взятой в какой-то конкретной жизненной ситуации. В этом и заключается суть «законного субъективизма» как методологического принципа неопозитивистской социологии. В своих теоретико-методологических построениях Ка-реев уделяет особое внимание вопросу о соотношении со­циологии и исторической науки. Несмотря на достаточно очевидную общность этих дисциплин, каждая из них имеет свою специфику. Будучи помологической наукой социоло­гия устраняет все индивидуальное, несущественное и слу­чайное из исторического бытия людей и выделяет, прежде всего, его логические основания. История же напротив со­средотачивает своё внимание на уникальном и неповтори­мом в событиях социально-исторической жизни, не пытаясь постичь их внутренние духовные причины. Для этого суще­ствуют такие науки, как философия истории и историология (теория исторического процесса). Анализу этих тесно взаи­мосвязанных с социологией наук русский мыслитель по­свящает целый ряд своих фундаментальных работ.

Попытку систематизации социологических теорий по­зитивизма и неопозитивизма предпринимает известнейший русский ученый М.М. Ковалевский. Он был одним из наи­более универсальных мыслителей своей эпохи и потому ак­тивно занимался не только собственно социологическими, но и историческими, этнографическими и правоведческими исследованиями. Будучи неизменным приверженцем мето­дологии классического позитивизма Ковалевский стремился к тому, чтобы включить русскую социологическую мысль в европейскую академическую традицию. Он активно препо­давал в ведущих университетах Европы и США, достойно представляя отечественную социологию в кругах мирового научного сообщества. Вместе с Е.В. Де-Роберти Ковалев­ский организовал Русскую высшую школу общественных наук в Париже, а затем и возглавил первую в России кафед­ру социологии в Психоневрологическом институте им. Бех­терева.

Основные направления творчества Ковалевского за­ключались в разработке сравнительно-исторического мето-

да, многофакторной теории общества, концепции прогресса и проблеме происхождения основных социальных институ­тов (так называемая "генетическая социология"). По мне­нию русского мыслителя социология представляет собой синтетическую науку, которая обобщает и систематизирует эмпирические данные, полученные конкретными социаль­ными дисциплинами. Она использует материал таких наук, как история государственных и правовых учреждений, эт­нография, антропология и т.д. Уточняя и модернизируя контовскую дефиницию социологии, Ковалевский опреде­ляет последнюю как «науку об организации и эволюции че­ловеческого общества». Характеризуя преимущества срав­нительно-исторического метода (основного, по мнению Ко­валевского, для социологии) русский мыслитель подчерки­вает, что он опирается на принцип единства и целостности человечества и потому способен открыть объективные за­коны социального развития, наметить основные направле­ния эволюции общества. Сущность этого базового метода заключается в том, чтобы посредством типологизации у различных народов сходных юридических, политических, историко-культурных и иных институтов достичь объек­тивного и универсального знания об обществе.

В своем понимании социального бытия Ковалевский исходил из плюралистического истолкования общественной жизни как целостной системы, включающей в себя множе­ство разнообразных связей и факторов. Он полагал, что об­щество нельзя редуцировать, т.е. соотносить с частными формами человеческой жизнедеятельности - психологиче­скими, экономическими, географическими и т.д. Чтобы из­бежать подобной ошибки нужно синтезировать положи­тельные достижения различных социологических школ. Развивая эту мысль, Ковалевский использовал идею сис­темного подхода к пониманию общества, высказанную его предшественниками - Контом, Спенсером, Марксом и др. Согласно ей между общественными явлениями и процесса­ми существует всеобщая и необходимая взаимосвязь, обу­словленная целостностью социального бытия человека. В различные исторические эпохи могут преобладать какие-то определенные факторы (например, экономические или по­литические), но в целом все они уравновешиваются в еди­ной системе эволюции общества. Именно в этом заключает­ся существо социального прогресса, который русский уче­ный-позитивист рассматривает в качестве основного закона социологии Внутреннее содержание прогресса он отожде­ствляет с расширением солидарности, т.е. непрерывного роста социального единства людей.

Следует отметить, что в своем учении о солидарности Ковалевский выражает одну из наиболее характерных идей русской общественной мысли. Источником этой идеи вы­ступает принцип соборности, сформулированный ещё в трудах ранних славянофилов и прошедший через всю исто­рию отечественной мысли XIX- начала XX в. В рамках по­зитивистской традиции он трансформировался в ту самую солидарность, о которой говорили Лавров, Михайловский, Де-Роберти. Будучи преемником и, в каком-то смысле, про­должателем их позитивистских идей, Ковалевский сумел придать закону возрастания солидарности широкое и убе­дительное эмпирическое обоснование, чем способствовал укреплению пошатнувшихся было теоретико-методологических устоев позитивистской социологии.

Одним из последних представителей неопозитивист­ской парадигмы российской социологии выступает К.М. Тахтарев. Как преданный ученик Де-Роберти и Ковалевско­го (мыслителей, всегда стремившихся систематизировать идеи того научного направления, к которому они принад­лежали), Тахтарев предпринимает попытку обобщить бога­тый опыт позитивистской социологии, определить её место в истории отечественной и мировой науки. В своей книге

"Социология как наука о закономерности общественной жизни" он пишет, что социология - это наука, которая изу­чает общественную жизнь, ее явления и закономерность. Будучи универсальной социальной наукой она должна стремиться к выработке целостного общественного миросо­зерцания, с помощью которого человечество сможет про­гнозировать социальные процессы и управлять ими. Основ­ные задачи данной науки заключаются в том, чтобы: 1) ана­лизировать явления общественной жизни; 2) выяснять их естественные соотношения; 3) раскрывать соответствующие закономерности. Указанные проблемы определяют трех­уровневую структуру системы социологии, истинная цель которой заключается в том, чтобы изучить общественную жизнь, взятую в максимальной целостности. Для того, что­бы её достичь, социология должна ответить на вопрос о том, что определяет внутреннее единство общества. Тахта­рев полагает, что основополагающим фактором социально­го бытия может быть только общение между людьми. Именно этот фактор обуславливает как развитие каждой от­дельной личности, так и каждого человеческого сообщест­ва. Его составляющими выступают такие социологические категории, как социальное взаимодействие, солидарность, разделение труда, сотрудничество, творчество, дифферен­циация общества, личность, прогресс и закономерность об­щественных явлений.

Характеризуя многообразие методов социологическо­го исследования, Тахтарев уделяет особое внимание стати-стико-социологическому методу, полагая что он представ­ляет собой удачное сочетание принципов количественного и качественного измерения социальных явлений и процес­сов.

Итак, позитивистское направление безусловно оказало огромное влияние на становление социологической науки в России. Развивая и дополняя теории европейского позитивизма, оно внесло ряд новых и оригинальных идей, с кото­рыми не могла не считаться классическая социология Запа­да. Однако несмотря на все свои достижения русский пози­тивизм был не в силах преодолеть те действительные про­тиворечия и недостатки, которые были имманентны данной социологической парадигме. Указанную задачу попытались решить марксистская и неокантианская школы, анализу ко­торых посвящены следующие разделы настоящей главы.