Теоретико-методологические достижения советской школы

В настоящее время мало у кого из исследователей вы­зывает сомнение тот факт, что определение места и роли советской социологической школы в истории российской социологии представляет собой непростую проблему. Её трудность заключается в противоречивости той социокуль­турной и идейно-научной среды, в которой она развивалась. С одной стороны - достаточно жесткий партийно-идеологический контроль, утрата былой полипарадигмаль-ности, кризисные тенденции в процессе преемственности зарубежной и отечественной теоретико-методологической традиции, отсутствие системы социологического образова­ния и т.д , с другой - довольно прочная институционализа-ция крупномасштабных прикладных исследований, спрос на них со стороны государства, ведомств, хозяйственных и других организаций, развитые научные контакты с зару­бежными научными организациями и т д.

Важно отметить, что несмотря на все эти многочис­ленные противоречия, советская социология не "выпадает" из общего смыслового контекста развития российской со­циологической мысли. В лучших своих достижениях она продолжает её идейные традиции. В качестве основных ар­гументов в пользу этого тезиса приведем следующие досто­верные факты:

1) эмпирические исследования советских социологов сохранили взаимосвязь с философской онтологией и соци­альной философией (хотя и в их весьма односторонних вер­сиях диалектического и исторического материализма),

2) теоретические изыскания в целом ориентировались на диалектику (пусть и в марксистской трактовке), т.е. ме­тодологию цельного знания об общества.

Необходимым следствием указанных тенденций стала трехуровневая концепция социологического знания, при­знанная большинством ведущих советских социологов: со­циально-философская теория (исторический материализм) -частные и отраслевые социологические теории - конкретно-эмпирические (прикладные) исследования. Она продолжала

классические традиции европейской и отечественной науки, придавала социологии целостность и систематичность.

Следует признать, что логико-историческое своеобра­зие советской социологии определялось всё же не теорети­ко-методологическими достижениями (последние характе­ризовали дореволюционную школу), а практикой широко­масштабных прикладных исследований. Именно они были своего рода камнем преткновения для интуитивного и ана­литического этапов истории российской социологии, пред­ставители которых часто увлекались философскими обоб­щениями и явно недооценивали значимость эмпирического изучения общества. Как это ни парадоксально, но именно социально-философская увлеченность мешала отечествен­ной социологии обрести статус того самого "цельного зна­ния" об обществе, к которому она в силу своей интеграли-стской природы всегда стремилась. Будучи основным мето­дологическим ориентиром русской мысли, классическая диалектика постулирует равноправие теории и практики, смысла и факта, исключая крайности и схоластической от­влеченности, и слепого эмпиризма.

Возникшее противоречие требовало своего "снятия", орудием которого и явилась советская социологическая школа Несмотря на жесткую политико-идеологическую цензуру и контроль она предприняла небезуспешную по­пытку наполнить теоретическую проблематику конкретным содержанием полевых исследований. Выполнялись крупные исследовательские проекты динамического характера: про­ект "Человек и его работа" в Ленинграде продолжался 12 лет (1965-1977 гг.); проект "Таганрог-1, 2 и 3" - 14 лет (1975 -1989 гг.), проект "Методология системного изучения советской деревни" в Новосибирске - 15 лет (1967-1982 гг.).

В советскую эпоху появились стимулы для серьезного изучения социальных проблем В 1960-е гг. в социологию шли математики, инженеры, кибернетики, лингвисты, юри­сты, историки, педагоги, врачи, руководители предприятий. Приходили люди, искренне желавшие понять устройство общества, его трудности и проблемы, стремившиеся прак­тически участвовать в решении этих проблем.

Именно в советское время сформировалась методоло­гия исследований, основанная не только на опросах обще­ственного мнения, но и на "поведенческих" проектах, ка­сающихся миграции, ориентации и поведения в сфере тру­да, в личном подсобном хозяйстве, в жилищном вопросе. Изучались конкретные категории населения (например, по­тенциальные мигранты, владельцы личных подсобных хо­зяйств и т.п.). Их мнения о ситуации соотносились с дан­ными об их намерениях и действиях, с госстатистикой.

Советская социология продуктивно работала на про­мышленных и других предприятиях, решала социальные проблемы многих трудовых коллективов страны. Разрабо­танная социологами методология социального планирова­ния, безусловно, была полезной и с принципиальной сторо­ны (как форма заботы об интересах работников), и в прак­тическом смысле. Социальное планирование усиливало стимулы к труду, улучшало обстановку на предприятиях, помогало управлять коллективами.

В условиях тоталитаризма и огосударствленной экономики в начале 1960-х гг. стали возникать и сформиро­вались крупные, продуктивно работавшие научные коллек­тивы, выполнявшие значительную социальную функцию, так или иначе связанную с народнохозяйственными задача­ми. Социология тех лет была макросоциологией. Это выра­жалось в анализе крупных проблем - таких, как межрегио­нальные различия в условиях жизни населения, сельско-городского различия, социальные проблемы в отраслях на­родного хозяйства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.). Помимо Москвы, наиболее крупными

центрами социологических исследований тех лет стали Ле­нинград (разработка методики сбора первичной полевой информации), Новосибирск (изучение математических ме­тодов в социологии), Горький (исследование различных проблем социологии труда и города), Таллин (использова­ние ЭВМ для обработки социологических данных). Актив­ную роль в процессе возрождения советской социологии (так называемый "ренессанс 60-х годов") сыграли Г.М. Ан­дреева, А.Г. Здравомыслов, Т.Н. Заславская, И.С. Кон, Г.В. Осипов, А.Т. Харчев, В.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин, В.Э. Шляпентох, Б.М. Фирсов, В.А. Ядов и др.

Принимая во внимание все указанные моменты, мож­но предположить, что по своему историко-концептуальному содержанию и смысловой направленности, советская со­циология (особенно в период 1960-х гг.) представляла собой эмпирическую фазу в системе синтетического этапа разви­тия российской социологии. Несмотря на всю свою неза­вершенность (последняя и не могла быть достигнута в усло­виях тоталитарного режима) она сыграла важную роль в процессе подготовки искомого русской мыслью синтеза за­падных социологических парадигм на основе диалектиче­ского миропонимания. Этот синтез предстояло осуществить известному русско-американскому ученому, творцу совре­менной социологической системы интегрализма - П.А. Со­рокину.