Современные социологические теории.

Теория социальной энтропии объединяет конкретную, реальную и абстрактную системы на основе изоморфизма, где изоморфизм -соответствие между объектами, выражающее тождество их структуры (строения). Данная теория предлагает использовать энтропию как меру состояния социальной системы. В физике максимальная энтропия системы в целом свидетельствует о термодинамическом равновесии, для которого характерно равенство макроскопических параметров (температуры, давления и т. д.). В социологии энтропия в качестве статистической меры системной структуры предлагается как интегративное понятие. А теория социальной энтропии — как интегративная для социологии. Применительно к обществу нельзя говорить об определенной оптимальной энтропии. Можно только предполагать, что она будет ниже максимума, и, в зависимости от конкретных условий, может колебаться в каких-то пределах, что требует эмпирического анализа. Теория социальной энтропии предлагает набор ключевых системных характеристик (уровень жизни, население, пространство, техника, организация, информация и др.), разные значения и соотношения, которых влияют на социальный порядок, и соответственно, на значение социальной энтропии. Таким образом, социальная энтропия является показателем разупорядоченности общества. Социальный порядок —не абстрактное понятие, оно отражает положение людей в системе, их отношения между собой. Порядок - это отклонение от максимальной энтропии, т.е. от случайного распределения реального положения людей или его показателей. Степень порядка определяется регулярностью в повторении действий, что зависит от следования нормам по привычке или из страха их нарушить, т.е. социальный порядок - это, прежде всего, жизнь в соответствии с системами ценностей и норм, принятыми в обществе.

У функционалистов (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Т. Парсонс и др.) порядок скорее абсолютен, чем относителен. Он предполагает отсутствие борьбы. Конфликт - это антипорядок. В равновесном обществе не должно быть борьбы и конфликтов. Они -отклонение от нормы, патология. Концепции конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Р. Дарендорф и др.) рассматривают социальную жизнь иод углом зрения различий, борьбы, вражды и насилия, признавая конфликт в обществе как часть реальности, приводящей систему к позитивным изменениям.

С позиции системного подхода все общества имеют не абсолютный порядок, а только степень его, и это - норма. А патология - степень за границами оптимума, который может быть определен только эмпирически. Таким образом, конфликт должен иметь место в любом «порядочном» обществе. Высокий уровень конфликта обратно пропорционален низкому уровню порядка. Уровень энтропии как меры разупорядоченности - высок. Максимальная энтропия свидетельствует о максимальной разупорядоченности (хаотизации) общества или о состоянии анархии, после которой может наступить разрушении социальной системы, если только из хаоса не родится новый порядок (в результате самоорганизации произойдет переход системы на новое неравновесное состояние). Социальная система приобретет новую структуру и, следовательно, новое значение параметров. Этапы универсального процесса самоорганизации более полно рассматриваются другой новейшей социологической концепцией -синергетикой.

Противоречивость научного знания по проблемам порядка и хаоса привела к необходимости глобального методологического синтеза в этой исследовательской области. Такая модель присутствует в синергетике — молодом научном направлении, представляющем междисциплинарную универсальную теорию самоорганизации процессов самой различной природы, где самоорганизация — это способность системы на основании информации о внешней среде и о своем внутреннем состоянии таким образом менять свою структуру или значения параметров, чтобы в наибольшей степени соответствовать своемуцелевому назначению. Другими словами самоорганизация - это целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Явление самоорганизации разной природы и уровня сложности исследовались в работах И. Пригожина, И. Стенгерс, С. П. Курдгомова, Е.Н. Князевой, К. Майнцера, Н.Н.Моисеева и других.

Синергетика различает два типа устойчивости (равновесности) систем. Первый связан с термодинамической необратимостью, когда система находится в состоянии, близком к равновесию. Это касается идеальных закрытых систем и открытых систем с высоким уровнем энтропии. Эволюция таких систем имеет одно неизбежное направление — она ведет к установлению макроскопического состояния хаоса. Другой тип устойчивости связан с эволюцией реальных (наиболее часто встречающихся в мире) сложных систем, которые, будучи открытыми, активно контактируют с не менее сложным и непредсказуемым окружением. Таким образом, синергетика связывает порождение порядка с обоюдно действующей работой хаоса в неравновесных состояниях открытых систем: с одной стороны, хаос «поставляет» флуктуации («сигналы хаоса» - единичные, незначительные процессы, самопроизвольно происходящие с системой в неравновесном состоянии) в открытую систему, с другой —- через диссипацию (рассеивающее термодинамическое начало) отсекает все лишнее и нежизненное. Рождение порядка в синергетической модели лишено жесткого детерминизма, оно связано с бифуркационной ситуацией неопределенности и непредсказуемости. Зона бифуркации (критическая точка в развитии системы) ассоциируется с катастрофическими изменениями и конфликтами, которые сопровождают момент критического выбора системой своего дальнейшего пути развития.

Синергетическая интерпретация порядка как процесса позволяет разрешить противоречия в понимании порядка и хаоса. Синергетическая модель порядкообразования как интегративная и универсальная в современном мироописании, позволяет придать новую трактовку многим социальным процессам и феноменам, в частности, разрешить многовековую дилемму о характере социального порядка. Те социальные процессы, которые в обыденном сознании отождествляются с беспорядком, деструкцией (усиление социальной неоднородности, экономической и политической дифференциации, борьба противоположных общественных сил, стремительная социальная динамика и т.п.), есть не исчезновение порядка, но, напротив, показатель тенденции зарождения нового порядка. Те же социальные процессы, которые обычно связывают с проявлениями социального порядка (рост социальной однородности, устойчивая социальная иерархия, централизм и авторитаризм, отсутствие кардинальных перемен и т.п.), есть не- столько «вечный образ порядка», сколько временный этап сохранения порядка в социальной системе, который неизбежно уступит место следующему этапу исторического процесса социального порядкообразования. В результате такого подхода формируется новая система социальных понятий, и обнаруживаются новые социальные закономерности, открыть которые без учета этих понятий было бы невозможно. Надо отметить, что современные социологические концепции, находясь на определенной стадии своего развития, предлагают лишь приблизительные методы количественного определения хаотизации общества. Необходимость разработки более точных математических моделей здесь очевидна. Создание математических моделей с нелинейной динамикой и хорошо определенными социо-экономическими параметрами моделей может существенно помочь в решении сложных проблем организации, прогнозирования и принятия решений. Существует мнение, что синтез естественнонаучного и социологического знания с учетом интенциональных особенностей человеческих обществ является основой развития социологии в XXI веке.