Общность и личность. Проблемы взаимодействия

Основным психологическим механизмом социализации является идентификация - способ осознания человеком принадлежности к той или иной общности.

Общество - это самая сложная из всех известных людям систем. Оно представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой главную роль играют многообразные отношения, связывающие между собой отдельных индивидов, причем не только непосредственно, но и, прежде всего, как представителей различных общественных групп. В обществе действуют люди, наделенные разумом и преследующие собственные цели, далеко не во всем совпадающие с целями данного общества как целостной системы. Так происходит потому, что человек в процессе своей жизнедеятельности руководствуется многообразными потребностями, удовлетворение которых является необходимым условием его существования. Но удовлетворить данные потребности он может лишь в процессе взаимодействия с другими людьми, с которыми он связан функциональной зависимостью.

В конкретном обществе человек одновременно принадлежит к нескольким социальным группам, что отражает многообразие его потребностей. Такие группы, в которые люди объединяются в процессе своей деятельности и которые определяют особенности и возможности удовлетворения их наиболее существенных потребностей в рамках общественной системы, называются социальными группами. Каждая социальная группа, взаимодействуя в общественной системе с другими группами, всегда стремится улучшить условия удовлетворения своих потребностей, зачастую за счет других групп. Благодаря социальным противоречиям общество представляет собой динамическую систему, находящуюся в процессе непрерывного развития. Ни одна социальная группа не может целиком реализовать свои интересы, поскольку она взаимодействует с другими группами и, следовательно, зависит от них. Но каждая группа может улучшить свое положение в обществе путем увеличения своего вклада в совокупное благосостояние, способствуя тем самым общественному прогрессу.

Социальная идентификация субъекта с различными общностями может производиться через систему таких стратификационных показателей, как экономическая, политическая или культурная стратификации, а также через функции и социальные роли, которые выполняет индивид в данной общности. Функционирование и развитие социальных общностей происходит на основе взаимодействия или социальных связей. Поэтому не менее, важное значение имеет вопрос, что заставляет людей вступать во взаимодействие, чем определяется ценность и необходимость самого взаимодействия.

С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.).

В противоположность макросоциологическому взгляду "сверху вниз" микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Микросреда различна у каждой

личности в зависимости от ее социального происхождения, местонахождения, статуса и т.д.

Группа выступает для человека социальной нишей, обеспечивающей ему определенный уровень комфортного существования. Индивид сохраняет свою принадлежность к группе до тех пор, пока условия такого существования (конкретный вид деятельности; необходимые межличностные связи; количество и качество поступаемой информации;

установки, цели и т.д.) соблюдаются. Если что-то перестает удовлетворять человека, выступает причиной дискомфортного состояния, он покидает группу или старается в ней что-то изменить. Идеальную модель группы человек представляет всегда как источник поддержки, одобрения и никогда как источник угрозы [5].

Особенность непосредственного взаимодействия в рамках малой группы состоит в том, что в ней происходит "встреча" индивидуального и общественного сознания, индивидуального "Я" и социальной самости, зарождаются и передаются моральные нормы и общественные традиции [6]. Именно поэтому, с точки зрения Ч.Кули, изучение структуры личности, процессов взаимодействия личностей в рамках первичных коллективов с последующим выходом на анализ общесоциальных явлений и должно стать объектом социологической теории.

Первичной ячейкой социализации личности остается семья. Она влияет не только на социальные ориентации человека, но и формирует активного или пассивного участника социального процесса, наделяя его социальными или антисоциальными, по сути, ценностями. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы социальной среды. К сожалению, снижение социально-экономического потенциала семьи вызвало деформации в стиле ее жизни. Стали реальностью приспособленчество, агрессивность и другие черты сознания и действий человека.

По мнению известного социолога Чикагского университета Эрнеста Берджесса, вследствие индустриализации и урбанизации, с упадком традиционной семьи супружеские отношения становятся относительно "бесструктурными", большее значение приобретает индивидуальная

способность к адаптации, а прочность брака становится зависимой главным образом от психологических усилий супругов, т.е. семья изменяется, утрачивая все признаки социального института, и превращается в свободную ассоциацию лиц, взаимодействующих ради своих личных желаний и потребностей, в "товарищеское общение", содружество [7].

Труд, как бы мы не стремились это отрицать, является первопричиной развития человека. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Хотя функциональная, трудовая сторона личности является ведущей в ее развитии, однако данной стороной личность не исчерпывается. Ведь личность многомерна, как многомерна отражаемая ею социальная жизнь общества. Невозможно представить себя ее вне нравственных, правовых, экологических, политических, идеологических и других социальных отношений, относящихся к непроизводственным сферам общественной жизни. И чем в большей степени деятельность и поведение человека в системе этих отношений соответствует важнейшим интересам общества, тем выше и уровень развития его личности. Ведь определяет этот уровень не только, и даже не столько сам индивид, сколько окружающие его люди, находящиеся с ним в социальном взаимодействии.

В процессе социального взаимодействия личность стремится одновременно и слиться с социальной общностью, и обособиться от нее, проявить свою творческую индивидуальность. В первом случае человек предстает в качестве продукта социальных отношений, во втором - в качестве их субъекта, активного преобразователя как своей собственной жизни, так и жизни общества в целом. Такое противоречие, внутренне присущее личности, является условием ее развития.

. Главное социальное следствие наличия свободы в обществе - преследование всеми личных интересов, стремление к достижению личных целей, отстаивание личных убеждений, столкновение воль т.е. острая конфликтность.

Человек-индивид не может не черпать свои мотивы из материальной и духовной культуры общества, в котором он живет, не может не выражать в них и свою общность с другими людьми. Но он - инстиктивно или сознательно - все сильнее стремится выразить в них и свое собственное, неповторимое "Я". Социальный опыт современного человека, его знания о мире котором он живет, неимоверно усложнился по сравнению с миром предшествующих поколений. В ситуации, в которой возрастают автономия положения и деятельности индивида, неустойчивость и множественность его социально-групповых связей неизбежно более индивидуализированными, автономными становятся его познавательные и мыслительные процессы. Необходимо отметить, что интеллектуальная самостоятельность, как и другие аспекты индивидуализации, чаще всего проявляется преимущественно в негативной форме - в недоверии к интеллектуальной компетентности общественных и политических институтов и к распространяемой ими информации.

Общество как система социальных отношений никогда не находится в состоянии покоя. Оно состоит из индивидов, каждый из которых постоянно стремится к осуществлению своих личных целей, реализации собственных интересов. А поскольку интересы у всех разные, каждый человек сталкивается в процессе их реализации с препятствиями, создаваемыми другими людьми. Ему приходится общаться с другими людьми, тесно сотрудничать с ними или же конфликтовать. Человек - существо общественное и активное. Он не может оторваться от всех людей, живущих рядом с ним, и оставаться равнодушным на ухудшение условий своей жизни. Чтобы жизнь становилась лучше, нужна сознательная, совместная деятельность всего общества в целом. Поэтому взаимодействие является основой нашего существования.