ПРИЧИНЫ ОБОСТРБНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИМИ ОБЩНОСТЯМИ

Распад Советского Союза послужил одной из фундаментальных причин напряженности во взаимоотношениях между различными народами, населяющими его огромную территорию,

Чтобы удовлетворить свои узконационалистические интересы, определенные силы и в России, и в бывших союзных республиках начали муссировать проблему (еще до распада страны): кто кому должен? кто ha кого работает? По существу, речь (как и всегда) шла и идет о доступности социальных благ, достижений культуры, что предопределяется, как известно, степенью развития экономики и всех других сторон жизни общества. Национальные (или шире, социально-этнические) конфликты в этом случае выступают как форма социального и психологического протеста против существующих неблагоприятных условий жизни, в чем нередко обвиняют другие народы.

И здесь нельзя забывать корни прошлого, а именно различный уровень общественного развития огромного числа социально-этнических общностей нашей страны до революции, имевшие место национальную рознь между ними, социальный и национальный гнет. В этом плане обвинение русских в эксплуатации в советское время других народов не выдерживает критики. Наоборот, именно Россия по своему жизненному уровню находилась, и об этом свидетельствуют статистические данные, на одномиз последних мест в СССР как раз в силу многоплановой и порой безвозмездной помощи другим республикам. Однако имеющиеся социальные, экономические, экологические и другие проблемы в регионах, национальных республиках послужили поводом для обвинения именно России, русского народа в этих бедах. В своей борьбе за независимость националистические элементы использовали шовинизм, национализм и другие неприглядные приемы.

Конечно же, в обострении межэтнических отношений сказались крупные просчеты и ошибки в решении национальных проблем в годы культа личности. Имеются в виду, в частности, репрессии, переселение целых народов из их традиционных мест жительства, преследование многих партийных и государственных работников республик, представителей национальной интеллигенции. Напомним, что насильственно переселено было около миллиона человек, 12 наций и народностей (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкар-цев и др.). Это не могло не сказаться на отношении этих народов к центру, России, а косвенно (или даже прямо) и к русскому народу.

Безусловно, необходимо учитывать упущения, недостатки и просчеты в экономическом, социальном и духовном развитии советского общества, в развитии национальных культур, национальных языков и т.д.

Обострение межнациональных, межэтнических отношений вызвано также тем, что не были должным образом согласованы интересы государства, центра и регионов, республик, министерства и ведомства ущемляли интересы союзных республик и других территориально-государственных образований.

Однако если говорить о современном этапе (90-х годах), то главной причиной обострившихся взаимоотношений явилось кризисное состояние нашего общества, по существу системный кризис, охвативший всю территорию бывшего СССР. Кризис экономики, нере-шенность социальных проблем, гиперинфляция, обнищание наро-дов„разгул преступности не только осложнили отношения между народами, но и привели, в конечном счете, к полномасштабным войнам в ряде регионов некогда единой страны. Особенно опасна была например, война в Чечне, в чем повинны как центральная власть России, так и национально-коррумпированные группы в самой Чечне.

Среди других причин социальных конфликтов в межэтнических отношениях следует назвать дискриминационную политику (в бывших советских республиках) лидеров и парламентов ныне самостоятельных государств, суть которой — утверждение приоритета коренной нации над всеми другими социально-этническими группами (Прибалтика, Грузия, Казахстан и др.).

Это проявляется, в частности, в дискриминационном характере законодательства в ряде государств СНГ, в фактах увольнения с работы по национальному признаку, закрытии русских школ, переводе делопроизводства и вузовского образования исключительно на национальные языки, ущемлении прав некоренного населения, их социальной незащищенности, в бытовом шовинизме, в противодействии решению вопросов о двойном гражданстве, получении и обмене жилья, компенсации за оставленное жилье, вывозу движимого и недвижимого имущества, в моральном унижении семей бывших военнослужащих (например, в Прибалтике) и т.д.,

К сожалению, неблаговидную роль в решении общественно-политических проблем сыграли в ряде регионов националистически настроенные лидеры различных общественно-политических движений, национальная интеллигенция, что нашло свое выражение в проводимой ею идее превосходства одной общности над другой, в подталкивании народов к национальным конфликтам.

Позорную роль в разжигании межэтнических конфликтов сыграли и играют ныне многие средства массовой информации. По су-

Чтобы удовлетворить свои узконационалистические интересы, определенные силы и в России, и в бывших союзных республиках начали муссировать проблему (еще до распада страны): кто кому должен? кто на кого работает? По существу, речь (как и всегда) шла и идет о доступности социальных благ, достижений культуры, что предопределяется, как известно, степенью развития экономики и всех других сторон жизни общества. Национальные (или шире, социально-этнические) конфликты в этом случае выступают как форма социального и психологического протеста против существующих неблагоприятных условий жизни, в чем нередко обвиняют другие народы.

И здесь нельзя забывать корни прошлого, а именно различный уровень общественного развития огромного числа социально-этнических общностей нашей страны до революции, имевшие место национальную рознь между ними, социальный и национальный гнет. В этом плане обвинение русских в эксплуатации в советское время других народов не выдерживает критики. Наоборот, именно Россия по своему жизненному уровню находилась, и об этом свидетельствуют статистические данные, на одном^из последних мест в СССР как раз в силу многоплановой и порой безвозмездной помощи другим республикам. Однако имеющиеся социальные, экономические, экологические и другие проблемы в регионах, национальных республиках послужили поводом для обвинения именно России, русского народа в этих бедах. В своей борьбе за независимость националистические элементы использовали шовинизм, национализм и другие Неприглядные приемы.

Конечно же, в обострении межэтнических отношений сказались крупные просчеты и ошибки в решении национальных проблем в годы культа личности. Имеются в виду, в частности, репрессии, переселение целых народов из их традиционных мест жительства, преследование многих партийных и государственных работников республик, представителей национальной интеллигенции. Напомним, что насильственно переселено было около миллиона человек, 12 наций и народностей (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкар-цев и др.). Это не могло не сказаться на отношении этих народов к центру, России, а косвенно (или даже прямо) и к русскому народу.

Безусловно, необходимо учитывать упущения, недостатки и просчеты в экономическом, социальном и духовном развитии советского общества, в развитии национальных культур, национальных языков и т.д.

Обострение межнациональных, межэтнических отношений вызвано также тем, что не были должным образом согласованы интересы государства, центра и регионов, республик, министерства и ведомства ущемляли интересы союзных республик и других территориально-государственных образований.

Однако если говорить о современном этапе (90-х годах), то главной причиной обострившихся взаимоотношений явилось кризисное состояние нашего общества, по существу системный кризис, охвативший всю территорию бывшего СССР. Кризис экономики, нере-шенность социальных проблем, гиперинфляция, обнищание народов,, разгул преступности не только осложнили отношения между народами, но и привели, в конечном счете, к полномасштабным войнам в ряде регионов некогда единой страны. Особенно опасна была например, войнавЧечне, в чем повинны как центральная власть России, так и национально-коррумпированные группы в самой Чечне.

Среди других причин социальных конфликтов в межэтнических отношениях следует назвать дискриминационную политику (в бывших советских республиках) лидеров и парламентов ныне самостоятельных государств, суть которой — утверждение приоритета коренной нации над всеми другими социально-этническими группами (Прибалтика, Грузия, Казахстан и др.).

Это проявляется, в частности, в дискриминационном характере законодательства в ряде государств СНГ, в фактах увольнения с работы по национальному признаку, закрытии русских школ, переводе делопроизводства и вузовского образования исключительно на национальные языки, ущемлении прав некоренного населения, их социальной незащищенности, в бытовом шовинизме, в противодействии решению вопросов о двойном гражданстве, получении и обмене жилья, компенсации за оставленное жилье, вывозу движимого и недвижимого имущества, в моральном унижении семей бывших военнослужащих (например, в Прибалтике) и т.д..

К сожалению, неблаговидную роль в решении общественно-политических проблем сыграли в ряде регионов националистически настроенные лидеры различных общественно-политических движений, национальная интеллигенция, что нашло свое выражение в проводимой ею идее превосходства одной общности над другой, в подталкивании народов к национальным конфликтам.

Позорную роль в разжигании межэтнических конфликтов сыграли и играют ныне многие средства массовой информации. По су-

ществу, они способствуют формированию подсознательной неприязни представителей одних народов кдругим народам. Именно средства массовой информации, как правило, создают образ врага в национальных отношениях.

Кризис межэтнических отношений на современном этапе предопределяется прежде всего неэффективностью управления общественными процессами, несогласованностью и даже противопоставлением различных ветвей власти, ослаблением роли административных органов в решении прежде всего социальных проблем, технологией разрешения назревающих противоречий, а порой и нежеланием (фактически) их разрешения.