Б) методологический плюрализм;

в) отказ от научности социологии;

г) отказ от познания истины.

 

 

§2. Социология классического периода до Первой мировой войны.

Конт Огюст (1798—1857). Конт рассматривает общество как естественное продолжение природы. Общество, по его мнению, необходимо сравнивать с организмом. В его развитии и функционировании существует закономерность, которую и необходимо выявить. Социологию Конт разделил на два уровня. Социальная статика изучает универсальные, устойчивые, инвариантные, воспроизводящиеся во времени связи, свойства, отношения в обществе. Социальная динамика должна изучать закономерности развития, изменения и порядок процессов в обществе. Спенсер Герберт (1820—1903). Центральное ядро его теории – принцип эволюционизма. Всю природу он рассматривает как единое развивающееся целое и выделяет три основные этапы этого развития: неорганическую, органическую и надорганическую эволюцию. Предмет социологии – законы надорганической эволюции. Впервые предметом социологии он объявил социальные институты. Социал-дарвинизм: Л. Гумплович (1838—1909), У. Самнер (1840—1910), А. Смолл (1854—1926). Все они считали, что в обществе продолжается борьба за существование, понимая ее очень однобоко – как целенаправленное подавление одних людей другими. Дарвиновский принцип приспособленности организма к среде обитания как условия выживания они толковали как принцип выживания сильнейшего. Психологизм в социологии сводится к следующим основным направлениям. 1. Индивидуалистические течения, объясняющие общество из особенностей индивидуальной психологии. 2. Групповое, изучающее психологию социальных групп. 3. Социетарное, рассматривающее психологию человека в общесоциальном контексте, как продукт общества. 4. Этнопсихология, утверждающая, что каждому народу присуща от природы собственная психология, отличная от психологии других. Маркс Карл (1818 – 1883). Общество – это организованная деятельность людей с целью собственного воспроизводства. Труд как производство жизненных благ есть базовый процесс этого взаимодействия. Структура общества и система социальных институтов возникают посредством складывающихся отношений между людьми и способа их жизнедеятельности в процессе экономического производства. Развитие общества – изменение и совершенствование способов производства и производственных отношений между людьми. Дюркгейм Эмиль (1858—1917). Его теорию называют социологизмом, поскольку он трактовал общество как качественно особый объект исследования, требующий особой методологии. Одни социальные факты Дюркгейм объяснял посредством других, не прибегая к психологическому или физиологическому толкованию. Он утверждал, что предметом социологии должна стать вся совокупность социальных фактов. Несмотря на то, что социальная реальность включена в общеприродную реальность и подчинена универсальным законам, она есть реальность особого рода, несводимая к другим видам. Вебер Макс (1864—1920). В концепции Вебера можно выделить следующие моменты 1) Стремление к синтезу эмпирической социологии и исторической. 2) Утверждение первичности социокультурных факторов (религии, морали) при объяснении основных сфер человеческой жизни, таких как экономика и политика. 3) Использование понятия «идеальный тип» в качестве общих понятий социальных наук. 4) Принцип отнесения к ценности. Изучение, использующее такой подход, предполагает понимание ученым субъективного содержания человека и мотивов его поведения. Поэтому концепция Вебера называется «понимающей социологией», а метод – субъективным.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

Социология. Курс лекций. Под редакцией В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 1998. С. 30—52.

Общая социология. Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М., 2004. С. 54—63.