Психологическое направление в социологии. Е. Де Роберти, Н. Кареев.

Евгений Валентинович де Роберти (1843-1915 г.г.) (точнее - Де Роберти де Кастро де ла Серда) - представитель позитивистской философии. Развил концепцию, получившую название "робертизма": гносеология - часть социологии как основа науки о разуме. Стремился "поднять эмпи­рическое знание общественных фактов на высоту точной теории".

С его точки зрения, социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Предметом психологии является пси­хическая деятельность людей, определяющая их социальную деятель­ность.

Психическая деятельность развивается под влиянием:

ü биологических факторов;

ü социальной деятельности (ведущее звено, по мнению Де Роберти).

Де Роберти выделял:

ü индивидуальную психику;

ü коллективную психику - совокупность чувств, восприятий, образа мыс­лей тех или иных социальных групп, национальных общностей.

 

Коллективная психология - психология народов и масс. Коллективная психика, проявляясь в поведении людей, воплощается в их морали, нравственных нормах и принципах человеческой жизнедеятельности.

Основные труды: “Социология” (1880 г.), “Новая постановка основных вопросов социологии” (1909 г.).

Николай Иванович Кареев(1850 – 1931 г.г.)историк и социолог. Он указывал на две основные стороны социологии:

ü социология - система взглядов "на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу";

ü социология решает, какие методы применяются к изучению обществен­ных явлений.

Социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), ко­торая создается социальной философией. Она опирается на факты, науку. Н.И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия:

ü интеллектуальная (ум);

ü эмоциональная (чувства);

ü волевая.

В общественной деятельности людей эти стороны одинаково важны.

Основные труды: “Введение в изучение социальных наук” (1903 г.), “Введение в изучение социологии” (1907 г.).

3. Современная социология представлена множеством научных школ и направлений. Всех их можно разделить на две большие группы:

ü макросоциологические теории;

ü микросоциологические теории.

Макросоциологические теории описывают социальные закономерности надиндивидуального порядка. Логика исследования предполагает движение от общего к частному (от “общества” к “индивиду”).

Микросоциологические теории пытаются объяснить общесоциологические закономерности через анализ человека и способностей его социального взаимодействия с другими людьми. Методология этих теорий предполагает движение от частного к общему (от “индивида” к “обществу”).