рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История социологии

История социологии - раздел Социология, Социология. Краткий курс Социология. Краткий курс. : ООО Питер Пресс ; Санкт-Петербург; 2007 Социология. Краткий курс Предмет и история социологии Борис Акимович Исаев   Изучение Социальных Явлений И Процессов Имеет Давнюю Традицию...

 

Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Уже в трудах философов Древнего мира были предприняты первые попытки решения таких проблем, как построение идеального государства и совершенствование социальной структуры общества (Платон), политическая стабильность в небольших (Аристотель) и сверхбольших государствах (Полибий, Цицерон), воспитание и социализация личности (Сократ) и др.

Социальные проблемы в эпоху античности решались в рамках таких наук, как история, философия, софистика, этика, право, а также в литературе, поэзии и мифологии. В Средние века сложными социальными вопросами занималось в основном богословие, которое многое взяло из Античности, но при этом отталкивалось в первую очередь от христианских догматов. Проблемы повседневной жизни решались на основе традиций, привычек и предрассудков.

В Новое время с расширением географических и интеллектуальных границ познанного мира значительно расширяется и круг социальных проблем. Особую остроту они приобретают в эпоху бурного развития капитализма в начале XIX в. Третьему сословию, представлявшему собой наиболее активную и предприимчивую часть общества, кроме религиозных потребовались и научные представления об обществе.

Идею возможности разработки естественных законов бытия впервые высказал Сен-Симон (1760–1825) с позиций «физических» (т. е. естественных) наук, противопоставляя их теологии и метафизике. Ученик и последователь Сен-Симона О. Конт развил идею своего учителя и разработал концепцию позитивной науки, которая должна занять место богословия и старой философии. Он считал, что позитивная наука об обществе должна зиждиться на тех же принципах, что и физика, физиология, биология, и сначала называл ее «социальная физика». В своем капитальном труде «Курс позитивной философии», состоящем из шести томов, выходивших последовательно с 1830 по 1842 г.,[1]Конт создает стройную теорию зарождения науки об обществе, доказывает необходимость ее построения на позитивных принципах, определяет ее место в иерархии наук и, наконец, дает ей название. Если Сен-Симона можно считать «предтечей» социологии, то Конта мы с полным правом можем назвать ее «отцом».

По аналогии с физикой Конт свою «социальную физику» разделяет на социальную статику, т. е. науку об устройстве, структуре общества, и социальную динамику, задачей которой является изучение процесса развития общества. Общество рассматривается О. Контом как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Эти части — общественные институты (семья, религия, государство) – своим существованием способствуют «всеобщему согласию», объединению общества. Они помогают преодолеть эгоизм людей и разъединяющее их разделение труда, воспитывают молодое поколение в альтруистическом духе, передают традиции, опыт и моральные нормы старших поколений. Социальная динамика, по мысли Конта, должна изучать теорию общественного прогресса.

В литературе можно встретить разночтения по поводу зарождения науки социологии. Если речь идет о науке, то наиболее точной датой ее основания следует считать 1826 г., когда Конт начал читать публичные лекции по курсу позитивной философии. Большинство авторов указывают на 1830 г. как на начало издания «Курса…», другие считают (например, А. Радугин и К. Радугин) годом рождения социологии 1839-й, так как тогда был издан 3-й том «Курса…», в котором Конт впервые употребил термин «социология».

Необходимо учитывать, что по своему философскому мировоззрению Конт был идеалистом. Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Конт отождествляет прогресс с развитием человеческого знания, которое проходит три стадии; каждой из них соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний). «Первая стадия, – отмечает Конт, – хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».[2]Представим этот закон в виде таблицы (табл. 1).

 

Таблица 1

Закон трехсостояний О. Конта

 

 

Именно позитивная (положительная) наука, по мысли О. Конта, является «единственной прочной основой общественного преобразования, имеющему положить конец тому критическому состоянию, в котором так давно уже находятся наиболее цивилизованные народы»2. Данная наука поможет осуществить переход к промышленному, мирному обществу.

Развитие науки, знания идет от простого к сложному, от общего к специфическому. Каждая новая наука имеет, полагал О. Конт, более высокий порядок изучаемых явлений и включает как необходимую часть предыдущую. Иерархия наук (закон классификации наук) выглядит следующим образом (рис. 2).

 

Рис. 2. Закон классификации наук

Место социологии, по мнению О. Конта, на вершине этой иерархии, ибо она изучает самые сложные явления взаимодействия индивидов. Закон трех состояний сочетается с законом классификации наук в том смысле, что положительное мышление, сформировавшееся в математике, астрономии, физике, химии и биологии, должно охватить и социальную сферу и привести к созданию положительной науки об обществе — социологии. Предметом этой науки Конт считает общество в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития носят точный и строгий характер, как и законы математики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм Конта носит идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Маркса — способом производства, то у О. Конта — образом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе человека и объясняет Конт историческое движение человеческой цивилизации.

В 40-е гг. XIX в. возникло материалистическое направление всо-циологии, основателем которого стал К. Маркс (1818–1883). Он был знаком с трудами Сен-Симона и О. Конта и соглашался с ними в том, что мир — это объективная реальность и что можно открыть точные законы его развития. Но развитие человеческого общества, по К. Марксу (в этом он расходится с позитивистами), происходит не на основе развития знания, духа; оно детерминировано материальным производством (материалистический детерминизм). Именно материальное производство определяет так называемые производственные отношения, т. е. связи между людьми, возникающие в процессе производства. Все связи в обществе (общественные отношения) являются производными производственных отношений. Основу любого общества составляет экономический базис, который определяет политическую надстройку, духовную жизнь, все процессы, происходящие в обществе, в том числе и развитие науки, которое обусловлено потребностями материального производства. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».[3]Человек для К. Маркса — активное социальное существо, поведение которого изменяется в зависимости от окружающей его действительности. С изменением общества меняется не только образ мышления, но и сама природа человека, из которой вытекает его образ действий. Следовательно, считал Маркс, развивая производство и изменяя социальные отношения, быт, можно изменить и человека. Таким образом, общество переходит на новую, более высокую ступень (общественно-экономическую формацию). «Ни одна общественная формация не гибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества».[4]

Взгляды К. Маркса на общество оказали влияние на развитие общественных наук в XX в., но в социологии XIX в. продолжал господствовать позитивизм. Социологи-позитивисты в отличие от философов-метафизиков представляли окружающий мир, в том числе и природу, как объективную реальность. Человеческое общество для них — продолжение, историческая часть природы. В нем действуют те же природные законы движения и развития, которые движут уже не неорганической материей, не растениями и животными, а людьми. Но принципиального отличия проявления природных законов в человеческом обществе нет. Таким образом, принципами позитивистской социологии являются:

натурализм . Для позитивизма человеческое общество — часть природы (nature);

органицизм . Социолог-позитивист под человеческим обществом понимает живой организм, каждый орган которого функционирует таким образом, чтобы обеспечить целостность и развитие системы в целом;

эволюционизм . Общество, по представлениям позитивистов, находится в постоянном движении и развитии. Движущими силами этих изменений являются природные законы: борьба за существование, естественный отбор и др.

Отсюда следует, что социология должна быть такой же «естественной наукой», как астрономия, физика, биология, а человеческое общество развивается по естественным законам. Никаких специфических «социологических» законов не существует, а методы социологии должны быть в отличие от умозрительных приемов метафизики точными, строгими, описываемыми количественно и проверяемыми экспериментально.

Последователь О. Конта английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903), создатель биологического направления в позитивной социологии, положил в основу своего учения об обществе аналогию с организмом, развивающимся по законам эволюции.

В своем труде «Основания социологии» (1886) Спенсер утверждает, что эволюция общества заключается в его дифференциации (как у животных и растений — увеличение числа видов). Вместе с тем эволюция толкает отдельные части-органы общества к большей интеграции, ибо только так можно сохранить целостный общественный организм.

Однако между сообществом животных и человеческим обществом существуют различия. Так, животная особь «конкретна», т. е. реально единична, а человеческая — «дискретна», так как обладает абстрактным мышлением и свободой действий. Отсюда следует, что прогресс состоит в том, чтобы от состояния, в котором личность подчинена целому, общество переходило к состоянию, в котором социальная организация служит составляющим его индивидам. Причем в первом состоянии общества интеграция является принудительной, а во втором — добровольной. Поведение людей, как и животных, по Спенсеру, определяет закон силы.

Еще одно отличие между сообществом животных и человеческим обществом состоит в том, что «регулятивная система» человеческого общества держится на «страхе перед живыми и мертвыми», т. е. на уважении таких социальных институтов, как государство и церковь. Повседневное общение регулируется «церемониальными инструкциями», т. е. традициями, нормами, отражающими статусы и роли людей. В экономической системе общества роль естественного отбора органического мира, открытого Ч. Дарвиным, играет, по мысли Г. Спенсера, конкуренция.

Отсюда берет свое начало направление социологического позитивизма, получившее название «социальный дарвинизм». Социологи-дарвинисты развитие индивидуалистических тенденций в обществе объясняли выживанием наиболее приспособленных (инстинкт самосохранения), а усиление социальной солидарности, морали и нравственности — проявлением альтруистического инстинкта продолжения рода.

Социальный дарвинизм дал пищу для размышления многим социологам и послужил социологической базой для таких разнородных течений политической мысли, как анархизм (П. Кропоткин), социализм (Э. Эванс, У. Клиффорд), фашизм (Б. Муссолини, А. Гитлер).

Другой английский социолог, Генри Бокль (1821–1862), основал географическое направление позитивистской социологии. Он представлял прогресс человеческого общества не как предопределенный провидением или как результат действия свободной воли исторических деятелей, а как проявление природных факторов. Такими факторами являются: климат, пища, почва, ландшафт. На юге пища более дешевая, почва более плодородная, климат более благоприятен для жизни. Отсюда большая численность населения в странах Востока, нищета основной его массы и огромное богатство немногих правителей. Ландшафт умеренных широт формирует рациональный, логический тип деятельности. Этим объясняется, что «в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы подчинение человека природе».[5]

Позитивизм дал мощный толчок в становлении и развитии социологии. Но он рассматривал общество механистически, т. е. находящимся, несмотря на внутреннюю борьбу за существование, в равновесном состоянии, которое определялось сбалансированностью и строгим функционированием частей-органов в рамках определенных задач. Несмотря на лозунг О. Конта «Порядок и прогресс», общество для позитивистов оставалось по сути своей неизменным. Они не смогли объяснить многих социальных явлений второй половины XIX в., в том числе таких, как революции, рост рабочего движения и классовой борьбы. Все это к 80-м гг. XIX в. привело к кризису позитивизма.

Антипозитивизм (1880–1920) не стремился объяснить мир социальных явлений биологической борьбой за существование или влиянием природной среды. Наоборот, родоначальники антипозитивизма немецкие философы и социологи Вильгельм Виндельбанд (18481915), Генрих Риккерт (1863–1936), Вильгельм Дильтей (18331911) видели свою задачу в том, чтобы разграничить природу и человеческое общество, которое, по их мысли, живет по своим собственным законам, отличным от природно-физических. Не объяснить общество с точки зрения всеобщих законов физического мира, а понять смысл социальных явлений, структур и процессов — вот в чем они видели свою задачу. Антипозитивисты считали главным не приобретение объективного знания об обществе, а понимание социальных фактов. Философской основой такого понимания они избрали неокантианство. Неокантианцы критиковали философию Иммануила Канта «справа», с позиций субъективного идеализма. Главным достижением гносеологии И. Канта они считали субъективность мира и существование «вещей-в-себе», а главными заблуждениями — объективный характер последней. В. Виндельбанд и Г. Риккерт исходили из трансцендентально-психологического подхода к учению И. Канта, т. е. на место объективной истины ставили трансцендентальные ценности, которые хоть и существуют идеально, но имеют значение для людей, оказывают воздействие на их мышление и поведение. Причем «практическое», приближенное к жизни истолкование социальных факторов имеет большее значение, чем теоретические схемы.

Другими словами, антипозитивисты в отличие от позитивистов, признавших мир как объективную реальность, утверждали, что законы, по которым развивается природа и общество, различны, что дойти до сути общественных законов невозможно, что сущность, лежащая в основе социальных процессов и явлений, в принципе непознаваема.

Если для естественных наук характерен генерализирующий (обобщающий) метод познания, то для социальных наук — индивидуализирующий, означающий установление индивидуальных неповторимых фактов действительности. Эти неповторимые, своеобразные социальные факты могут быть идентифицированы соотнесением с устойчивыми идеальными представлениями-ценностями.

В. Дильтей считал, что мир, жизнь создаются представлениями людей. И задача социолога-антипозитивиста не пытаться вскрыть сущность социальных фактов, а понять их.

Концепцию «понимающей социологии» разработал немецкий социолог Макс Вебер. Понимание как прямое постижение противопоставляется М. Вебером свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию, объяснению. Важно не объективное знание, а понимание социальных действий. На место оценки социальных явлений М. Вебер выдвигает принцип свободы от оценочных суждений. Данный принцип означает, что достоверность и истинность социальных явлений и их значимость для социального поведения есть вещи совершенно различные и подчас несовместимые. Отсюда следует, что нет плохого или хорошего, положительного или отрицательного социального действия, что любое социальное поведение следует понимать из его соотнесения с теми социальными ценностями, которые присущи данной социальной группе (принцип отнесения к ценностям).

«Понимающая социология» активно развивалась в первой половине XX в. в Европе (в том числе и в России) и в США. Ее сторонниками становятся Г. Зиммель, А. Фиркандт, Ф. Знанецкий, Г. Блумер, Э. Хьюз, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Струве, Н. Кареев и др.

Одним из влиятельных направлений антипозитивизма было антропологическое, основанное Максом Шелером (1874–1929). Он считал, что человек занимает особое положение на «лестнице существ». У него отсутствуют некоторые необходимые инстинкты, например способность ориентироваться в лесу, в темноте, слабо развитое обоняние, осязание и т. д. Человек разорвал свою прямую связь с природой, и как единичное существо, индивид, он не самодостаточен. Свои недостатки он компенсирует культурой, т. е. знаниями и навыками, которые он получает от общества.

Дальнейшее развитие цивилизации будет только увеличивать разрыв человека с природой. Отсюда вытекает задача развития социальных институтов — семьи, школы, церкви, государства, которые насыщают индивида культурой и регулируют его поведение.

Кризис позитивизма в 80-х гг. XIX в. дал толчок развитию не только различным направлениям антипозитивизма. Примерно в эти же годы социологическая наука испытывает влияние развивающейся психологии. Социологи, сторонники психологического подхода, стремились объяснить социальные события исходя из психических явлений. Это течение социологии можно подразделить на такие направления:

психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддинс), который развитие общества рассматривал как часть космической эволюции, в отличие от природной эволюции, базирующейся на техническом (целенаправленном), сознательном управлении социальными процессами. Социальное воздействие людей становится возможным на основе так называемого «сознания рода», «телезиса», – психического ощущения общности целей развития человеческой цивилизации;

инстинктивизм (У. Мак-Дугал), который искал основу жизни в инстинктах и эмоциях, представляющих собой проявления психического склада индивида;

психология масс (Г. Лебон, Г. Тард), которая стремилась объяснить поведение больших неорганизованных групп людей с помощью таких групповых свойств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость, психическое заражение. Отсюда неуправляемость, иррациональность, быстрая смена настроения толпы;

бихевиоризм (Э. Торндайк, Д. Уотсон) объясняет поведение животных и человека, которое представляет собой совокупность двигательных и вербальных реакций, как ответ на стимулы (воздействия) внешней среды. Методологической базой бихевиоризма стало положение позитивизма о том, что социология должна основываться на опыте, эксперименте. Отсюда бихевиористы делают вывод, что социология (и психология) должна изучать поведение, а не психику и сознание. Согласно бихевиоризму, в каждом человеке заложено определенное количество «схем поведения» (дыхание, принятие пищи и др.). Над этими элементами в процессе научения надстраиваются более сложные. Научение основано на принципе проб и ошибок, но результативная эффективная реакция закрепляется. Таким образом, регулируя стимулы, можно получить определенные реакции индивидов и групп. Однако результаты у бихевиористов получались неадекватными затраченным усилиям. Основным недостатком этой теории явилось исключение из цепочки поведенческого акта человека сознания.

В 20-е гг. XX в. возрождается позитивистская традиция. Неопозитивизм базируется на достижениях технических и естественных наук, новых разработках философии, логики, социологии науки.

Принципы неопозитивизма заключаются в следующем:

натурализм , т. е. подчинение социальных явлений природным законам;

сциентизм , т. е. методы социологии должны быть точными, строгими, объективными, как и методы естественных наук;

бихевиоризм , т. е. мотивацию социального поведения можно исследовать только через открытое поведение;

верификационизм , т. е. истинность научных утверждений должна утверждаться на основе опыта и эксперимента;

квантификация , т. е. все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

объективизм , т. е. социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологических схем.[6]

Неопозитивистские установки разделяют такие видные социологи, как П. Лазарсфельд, Г. Зеттербергер, Г. Блейлок, К. Поппер, Дж. Холтон, Р. Кит, Т. Бентон.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология. Краткий курс Социология. Краткий курс. : ООО Питер Пресс ; Санкт-Петербург; 2007 Социология. Краткий курс Предмет и история социологии Борис Акимович Исаев

Социология Краткий курс... RU http www litru ru bd b Социология Краткий курс ООО Питер Пресс Санкт Петербург...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История социологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, функции и методы социологии
  Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas,

Место социологии в системе наук
  Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельн

Функции социологии
  Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как нау

Методы социологии
  Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др. Кроме того, социология выработала и со

Социология в России
  В России социология начала завоевывать свои позиции с 60-х гг. XIX в., когда научная общественность и читающая публика смогли познакомиться с переводами книг и статей О. Конта. Расп

Вопросы для самоконтроля
  Что представляет собой объект социологии? Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии? Сформулируйте понятие предмета социологии.

Основные направления современной социологии
  Современная социология преодолела споры приверженцев позитивизма и антипозитивизма. Различия социологических направлений в наши дни носят не фундаментально-философский, а практическ

Сущностьфункционального анализа заключается в выделении элементов социального взаимодействия и определении их роли и значения, т. е. функции.
Основы функционального анализа были заложены Г. Спенсером, который, как нам известно, представлял человеческое общество как аналог живого организма, каждая часть которого выполняет свою роль в инте

Структурно-функциональный анализ
  Мы намеренно представили Р. Мертона как сторонника и структурного, и функционального подходов. Действительно, в 1949 г. он опубликовал работу «Парадигмы для функционального анализа»

Системный анализ
  Системный подход к анализу общества явился результатом применения к социальной жизни теории систем. Одним из первых это осуществил Т. Парсонс (1902–1979). В 1951 г. он опубликовал к

Символический интеракционизм
  Это направление социологической мысли опирается на труды американских социологов Джорджа Мида (1863–1931) и Чарльза Кули (1864–1929), творивших в первой трети XX в. Сам термин «симв

Феноменология
  Основы феноменологического видения мира заложил немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938), который, с одной стороны, рассматривал мир как субъективный процесс, воздействующий на

Психологическое направление
  В первой трети XX в. создал свою теорию психоанализа австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856–1839). Он частично перенес свои психологические представления и в социологию. По Фрейду

Вопросы для самоконтроля
  Какие два основных подхода существуют в современной социологии? В чем сущность структурного анализа общества К. Леви-Стросса? Что такое динамическая структура обще

Общество как социокультурная система
  Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков о

Культура как система ценностей, норм, образцов поведения
  Термин культура происходит от латинского colere, что означает «возделывать почву» (отсюда — «культивация»). В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальн

Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества
  Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.

Общество как система
  Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент — природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, р

Вопросы для самоконтроля
  Что понимается под культурой в социологии? Каковы структурные элементы культуры? Что такое культурные универсалии? Каковы функции культуры в обществе?

Социализация личности
  Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет

Вопросы для самоконтроля
  Чем отличается индивид от личности? Какие стороны включают в себя процесс формирования личности? Что означает гетерохронный и гомохронный подход к формированию лич

Биологическое объяснение
  Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определ

Психологическое объяснение
  Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отч

Социологическое объяснение
  С точки зрения этого подхода, девиантное поведение формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.

Преступность
  Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов. Преступниками считаются лица, осужденные судом. В этом случае судьи выполняют функцию стигматизации, т. е. наклады

Преступность без жертв
  Другой формой девиации, не связанной с тяжкими преступлениями, является так называемая преступность без жертв. Это такие виды преступлений, как проституция, наркомания, азартные игр

Самоубийство
  Самоубийство (суицид) – это вид девиантного поведения, заключающийся в умышленном лишении себя жизни. Это осознанное прекращение своей жизни, поэтому не признается суицидом лишение

Психические отклонения
  Следующим видом девиации являются различные психические отклонения. Психические расстройства имеют различную природу. К эндогенным, т. е. обусловленным внутренними факторами конкрет

Вопросы для самоконтроля
  Что понимается под девиантным поведением? В чем различие между положительной и отрицательной девиацией? Какие четыре типа преступников выделил Ч. Ломброзо?

Социология семьи
  Социология семьи — одна из важнейших отраслей социального знания. Интерес к семье в современном обществе обусловлен многими причинами, в том числе и тем, что большинство общественны

Историческое развитие института семьи
  Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второ

Понятие и категории семьи
  Семья — самый фундаментальный универсальный социальный институт. Ученые изучают семью много десятилетий. Социологи дают свое определение понятия «семья». Например, Джордж Мердок, ис

Особенности и основные проблемы современной семьи
  Современная семья характеризуется следующими особенностями. Во-первых, она является нуклеарной, т. е. ее образует только семейное ядро: жена, муж, дети. Другие родственники

Детоцентристская и супружеская семья
  В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции, что, в свою очередь, вызвало новые подходы к ее изучению. Об этом обычно судят на основании динамики де

Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.
Отсюда следует его институциональный характер, симметричность прав и ответственности обоих супругов. Это, кстати, и указывает на исторически недавнее происхождение данного феномена. В само

Альтернативные формы семьи
  За последние десятилетия возникало несколько различных альтернатив семейной жизни. Так, например, в Швеции с 1988 г. наряду с гражданским и церковным браком узаконена форма

Будущее семьи
  Одни социологи считают, что семья достигла состояния глубокого кризиса и этот процесс необратим. Другие полагают, что семья скорее находится в процессе трансформации, чем в упадке.

Вопросы для самоконтроля
  Какие фазы прошла семья в своем историческом развитии? Назовите разновидности домовой общины. Дайте определение семьи. Какие стороны семьи изучает социоло

Социальная структура и социальная стратификация общества
  Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества. Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальны

В социологии под элитой понимают высший привилегированный слой, осуществляющий управление обществом и развитие его культуры.
В. Парето делит все общество на элиту, психологически предрасположенную к управлению, и не элиту — управляемое большинство. Г. Моска считает, что управляющему классу (элите) необходима опо

Социальная мобильность общества
  В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения межд

Социальная мобильность-это переход индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую.
Социальную мобильность различают по типам, видам и направлениям. Существуют два типа социальной мобильности: горизонтальная мобильность — это перемещение внутри своей страты. Напр

Вопросы для самоконтроля
  Что такое социальная структура общества? В чем заключается марксистский подход к социальной структуре? Дайте определение класса. Что такое страта? Каковы

Понятие социальных организаций и институтов
  К определению организаций можно подойти с разных позиций. Психологический подход: изучение мотиваций работников исходя из их психики и на этой основе — принятие управленчес

Вопросы для самоконтроля
  Перечислите основные теории (модели) организаций. В чем их различие? Какие характеристики бюрократических организаций вы знаете? Как проходит процесс образования о

Социальный контроль
  Под социальным контролем понимается групповое и индивидуальное, организованное и неорганизованное отслеживание поведения с целью предотвращения, недопущения отклонений от социальных

Структура и функции управленческой деятельности
  Разделение труда в любом обществе идет по двум различным направлениям: 1) горизонтальное разделение, которое дифференцирует весь объем труда, выполняемый организацией, на о

Социальное управление — это общественная деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.
По мере разрастания и дифференциации общества деятельность по его управлению все труднее осуществлять непрофессионально, «походя». Отсюда необходимость выделения управленческой деятельности. Даже в

Стили управления
  Стили управления (лидерства) как социологическая проблема изучаются с начала XX в. Систематические исследования с применением эмпирических методов ведутся с 1930-х гг. В настоящее в

Вопросы для самоконтроля
  Что понимается под социальным контролем. Какие типы неформального контроля вы знаете? Каковы типы формального социального контроля по Парсонсу? Из каких э

Разрешение социальных конфликтов
  Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.

Вопросы для самоконтроля
  Дайте определение социальному конфликту. Каковы взгляды на конфликт классиков конфликтологии Зиммеля, Спенсера, Маркса, Вебера? Разъясните точку зрения представите

Религия как социальный институт
  Определение религии. Религия — один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, института семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные с

Типы религиозных организаций
  По мнению большинства современных социологов, существует четыре основных типа религиозных организаций, которые различаются по источнику членства и вовлеченности прихожан в церковную

Религиозное поведение
  Люди по-разному относятся к религии и церкви. Одни истово исполняют все обряды, регулярно посещают храм, соблюдают все посты. Другие полагают, что бог должен быть внутри человека, ч

Функции религии
  Религия как социальный институт существует тысячи лет. Она играет важную роль в обществе и на деле доказала свою необходимость или функциональность. Социологи выделяют следующие фун

Перспективы религии
  Мы рассмотрели историю и современное состояние религии как социального института и церкви как социальной организации. Теперь попробуем поразмышлять над будущим религии. Являясь атри

Перспективы религии в России
  В XX в. Православная церковь, как и религия вообще в России, пережила тяжелое время. Из фактически государственного института императорской России церковь при большевиках — воинству

Вопросы для самоконтроля
  Какие подходы используют социологи для определения религии? Из каких элементов и уровней состоит структура религии? Какие виды культовых действий она включает?

Фазы научного исследования
  Процесс научного исследования состоит из определенных фаз, в рамках которых предпринимаются действия, в известной мере гарантирующие истинность и объективность как в сборе фактов, т

Основные методы социологических исследований
  Социологи имеют в своем арсенале и используют все разнообразие методов научных исследований. Рассмотрим основные из них: 1. Метод наблюдения. Наблюдение — это прям

Виды и техника опросов
  1. Интервью — это беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (ответчиком). Равновидностью такой беседы является так

Анализ эмпирических данных
  На этом этапе используются специальные методы анализа. Такими методами анализа являются: группировка и типологизация информации; поиск взаимосвязей между переменны

Вопросы для самоконтроля
  Назовите фазы научного исследования. Каким требованиям должна удовлетворять научная гипотеза? Что включает план исследования? В чем заключаются объективны

Возможные пути развития общества
  Не надо быть особенно проницательным, чтобы заметить: человеческое общество — подвижная динамическая система, оно движется, развивается. В каком направлении развивается общество? Ка

Теории прогресса
  Теории прогрессивного развития общества имеет смысл начать рассматривать с марксистского учения, так как авторы последующих теорий (особенно в XX в.) строили свои рассуждения на сра

Циклические и волновые теории жизни общества
  Рассматривая циклические (т. е. подразумевающие движение по кругу) теории социальной жизни, о развитии говорить уже не корректно. Скорее следует вести речь о жизни общества, которая

Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире
  Двадцатый век характеризовался значительным ускорением социокультурных изменений. Произошел гигантский сдвиг в системе «природа-общество-человек», где важную роль теперь играет куль

Вопросы для самоконтроля
  Перечислите возможные пути развития общества. Назовите основные теории прогресса. Укажите главные, сущностные черты марксистского взгляда на развитие общества.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги