И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ

Сам ос охранительное поведение выражается а системе действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полно­го жизненного пикла, на установку продления срока жизни в преде­лах этого цикла Социологические исследования по данной тематике начались в 80-е годы в рамках кафедры демографии экономического факультета Московского государственного университета имени Ло­моносова (МГУ) Автор данной книги имел к этой работе прямое от­ношение В основу изучения поведения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье и продолжительность жизни, была положена кон­цепция диспозиционной регуляции социального поведения В общих чертах казалось ясным, что конечные результаты исследования свя­заны с сохранением здоровья и жизни членов семьи, обусловлены (разумеется, при прочих равных условиях) состоянием семейных от­ношении и спецификой определения ситуации образа жизни Но ос­тавалось совершенно неизвестным, как организовать изучение эле­ментов диспозиционной системы

Медицинские и демографические сведения о структуре заболе­ваний, ведущих к смерти, о выходе на первый план сердечно-сосу­дистых и онкологических «причин» смерти (а также несчастных слу­чаев на транспорте, производстве и т д ) свидетельствовали о росте эндогенных факторов смертности, т е не связанных с внешними факторами., как-то эпидемиями, стихийными бедствиями и война­ми Все это говорило о влиянии внутренних факторов социального поведения на состояние здоровья, на ту или иную степень риска заболеть, особенно в результате поражения сердечно-сосудистой системы Однако врачи, концентрируя внимание на профилактике заболевании, на программах оздоровления населения и пропаганде

Антонов А И , Медков В М Второй ребенок М , 1987 С 264-265


здорового образа жизни, недооценивали все направления самосох-ранительного поведения, в частности сохранение индивидами «вред­ных привычек».

Казалось, что алкоголизм, курение (да и социальная патология раз­ного рода) есть продукт бескультурья и невежества. Предположить, что эти негативные формы поведения могут для их носителей пред­ставлять особую ценность, было не просто: над учеными довлел сте­реотип «инстинкта самосохранения». Но как бы с социологических позиций работал и другой стереотип сверхценности жизни и здоровья. Факты самоубийства в силу явной девиантности относились к прояв­лениям психической неадекватности, а случаи самопожертвования в связи с их чрезвычайной редкостью возводились в ранг исключитель­ности, геройства.

Поэтому отдельные опросы мнений, обнаружившие, что не все мечтают жить до 100 лет, хотя и показались парадоксальными, но не пробудили интереса к поведению респондентов. Обыденная интерпре­тация старости как дряхлости «проливала свет» на данные этих ред­ких опросов. Тем не менее, постепенно развитие социальной тера­пии алкоголизма и социальной работы с больными и умирающими людьми вело к фиксированию отдельных аспектов самосохранитель-ного поведения. Особенно важна была в этом отношении работа с потенциальными самоубийцами. Первые измерения установок на срок жизни возникают в рамках танатологии — науки о смерти и умира­нии, но основным импульсом к этим исследованиям было сокраще­ние смертности и рост средней продолжительности предстоящей жизни.

Изучение связанных со здоровьем и сроком жизни желаний людей
считалось доступным и диктовалось верой в то, что анализ этих жела­
ний дает достоверные итоговые результаты. Однако трудность измере­
ния результатов поведения, особенно индивидуальной продолжитель­
ности жизни, не внушала оптимизма. Но с точки зрения диспозиций,
если измеряешь установки — сопоставляй с результатами поведения,
которые доступны лишь статистическому наблюдению на уровне все­
го населения или регионов. Те или иные стратегии самосохранитель-
ного поведения проявляют себя не сразу, а в течение длительного вре­
мени, т. е. последствия поведения отдалены во времени от «причин» и
поэтому не связываются обыденным сознанием в единую цепочку де­
терминации. »

На схеме показана отмеченная выше особенность — продолжитель­ность жизни и смертность измеримы в рамках демографической струк­туры, тогда как индивидуальная вероятность заболеть и умереть опре­деляется спецификой линий ССП. Сложную для измерения ситуацию