Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией.

Ее результат — социально зрелая личность. А какая же лич­ность без культуры?

культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и переда­ваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социа­лизация, особый механизм, или, как говорили в старину, уч­реждение. Оно называется социальным контролем.Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (обще­ственное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно де­лать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

социальный контроль — механизм регуляции поведения индиви­дов и групп, включающий нормы и санкции.

Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается бес­порядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

Итак, сделаемтретий вывод: раствор, скрепляющий обще­ство, потому крепок, что он подвижен- Такое качество придает ему социальное взаимодействие огромных масс людей. Чтобы оно было упорядоченным процессом, общество выработало особый механизм регуляции поведения — социальный контроль. Он состоит из санкций и культурных норм, которым люди обу­чаются в процессе социализации.

Когда мы заполняем пустые ячейки — статусы людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т.д. Таким образом, за статусами стоят социальные группы.

Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называется соци­альным СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ.

Им занимаются не только социологи, но и статистики.

У каждого человека естьпотребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важ­нейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинако­вы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. при­сущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные по­требности общества, называются социальными институтами.

Семья, производство, религия, образование, государство — Фундаментальные институты человеческого общества, воз­никшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антрополо­гов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5—6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный инсти­тут — очень сложное учреждение, и самое главное — реальна существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении ве­ков связаны с одной функцией — семьей, религией, образо­ванием, государством и производством, — и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один инсти­тут представлен совокупностью людей и социальных организа­ций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных кур­сов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагоги­кой, составляют социальный институт образования. Во-вто­рых,основные, или общиеинституты в свою очередь состоят из множестване основных, или частныхинститутов. Их назы­вают социальными практиками. К примеру, в институт государ­ства входят институт президентства, институт парламентариз­ма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, се­мьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системойобщества.

Она связана не только с институтами, но также с соци­альными организациями, социальным взаимодействием, соци­альными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Итак, сделаем четвертый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в про­цессе удовлетворения фундаментальных потребностей обще­ства. Механизмами такого удовлетворения выступают соци­альные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и рели­гия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще соци­альными практиками. Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две сторо­ны — статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания — статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хвата­ет, пожалуй, еще двух важных понятий — социальной стратифи­кации и социальной мобильности.

социальная стратификация — совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального не­равенства и называемых стратами.

Это иная версия социальной структуры. Статусы расположе­ны не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по призна­ку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые — общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, верти­кальное пространство мы разделим на четыре "линейки": шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обуче­ния), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессио­нального престижа (в баллах экспертов). Место любого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место в системе стратификации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бед­ных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в тракторис­ты) описывается понятием социальной мобильности, которая быва­ет вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

Вот и все, что можно сказать о предмете социологии. По су­ществу мы рассказали обо всей социологии, но в самых общих чертах. Книга в целом посвящена тому, чтобы детальнее осве­тить то, что кратко изложено в этом параграфе.

Выделим ключевые понятия, составляющие предмет социо­логии: