ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

В социологии известнычетыре главных типа стратифика­ции — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характери­зуютзакрытые общества, а последний тип —открытые.

закрытым является такое обществе, где социальные перемеще­ния из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. открытым называется общество, где пе­ремещения из одной страты в другую никак, официально не ограни­чены.

рабство — экономическая, социальная и юридическая форма зак­репощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней сте­пенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы.

Припатриархальном рабстве (примитивная форма) раб об­ладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.

Приклассическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не уча­ствовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина ("говорящим орудием").

Античное рабство в Древней Греции и плантационное раб­ство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси X—XII веков — к первой. Различаются источники рабства:

античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным рабством. Третий ис­точник — преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказыва­лись преступники.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подра­зумевают его высшую стадию.Рабовладение единственная в ис­тории форма социальных отношений, когда один человек высту­пает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — класси­ческий пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

кастой называют социальную группу (страту), членством в ко­торой человек обязан исключительно своим рождением.

Он не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение зак­реплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди прожива­ют больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соот­ветствующую касту в зависимости от того, каким было его по­ведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

В Индии4 основных касты, брахманы (священники), кшат­рии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) иоколо 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят непри­касаемые — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остает­ся кастовой.