рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 1: Позитивистская традиция в социологии. 1. О.Конт и его роль в возникновении позитивистской социологии

Лекция 1: Позитивистская традиция в социологии. 1. О.Конт и его роль в возникновении позитивистской социологии - раздел Социология, Лекция 1: Позитивистская Традиция В Социологии. &nb...

Лекция 1: Позитивистская традиция в социологии.

 

Цель:изучить историю формирования социологии как науки, ее позитивистские концепции.

План.:

1. О.Конт и его роль в возникновении позитивистской социологии.

2. Социология Э. Дюркгейма.

3. Органическая теория общества Г.Спенсера.

 

Французский философ О. Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпельме в семье чиновника. Был секретарем Сен-Симона (умер Конт 1857г). В основном занимался чтением платных публичных лекций по философии на дому. Во второй половине 40-х годов обращается к проповеднической деятельности, пропагандируя позитивизм, как политическое религиозное и моральное учение. В 1847г. создает позитивистское общество.

В творчестве Конта принято различать три периода :

Первый период ( 1819- 1828). Характеризуется изданием шести небольших программных сочинений «опускулов». В «опускулах» он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается находящееся в состоянии «анархии» человечество.

Второй период ( 1830-1842) это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный « Курс позитивной философии» ( тома выходили последовательно 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842г.г.). В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения.

Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40 годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная « Система позитивной политики, или социологический тракта, утверждающий религию Человечества» (1851- 1854), «Позитивистский катехизис» (1852) и « Субъективный синтез»(1856) . В это время Конт обосновывает преимущественно « субъективную» точку зрения и «субъективный» метод. На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни. Главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека – мораль и религия. В этот период социальный мир рассматривается как продукт чувства, воли и деятельности человека, т. е. он выступает уже не только в роли ученого, сколько в других ролях: моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов.

Идейные истоки.

Древнейшим предшественником подлинной социологической науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривает наблюдение как основу этой науки, а человека – как животное политическое. Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта следует отметить Френсиса Бекона, Декарта, Юма, а также видных естествоиспытателей прошлого.

Первую значительную попытку целостного, основанного на «духе универсальности» рассмотрения социального развития Конт находит у Боссюэ. Конт испытал влияние либерального направления в политической экономии, главным образом Адама Смита и Жана-Батиста Сэя. На представления о прогрессе человечества оказал влияние Тюрго. Высоко оценивает Конт учение Монтескье, который впервые распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и показал что эти явления подчинены действию естественных законов. Особенно высоко Конт оценивает ученых как Кондорсе, Де Местра и Сент-Семона. Конт является приверженцем Великой Французской революции.

Позитивизм как обоснование науки.

Категория « позитивное», «позитивизм» являются в концепции О. Конта имеет пять значений:

1. реальное в противовес химерическому;

2. полезное в противовес негодному;

3. достоверное в противовес сомнительному;

4. точное в противовес смутному;

5. организующие в противовес разрушительному.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять с его законом «трех стадий» или «трех состояний».

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии: 1). На теологической, или фиктивной стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм.

2). На метафизической, или абстрактной стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций.

3). Признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Согласно Конту все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой – познание не фактов, а законов.

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук. Она включает в себя шесть наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию, и социологию. (Все науки в своем развитии проходят три стадии и только на последней они становятся науками в собственном смысле). На вершине иерархии наук находится социология.

Для обозначения молодой науки Конт использует различные термины: «социальная философия», «социальная физика». Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 году в 47 лекции «курса позитивной философии».

Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает для него биологический организм.

По Конту социология делится на две части: социальную статику и социальную динамику.

Для социальной статики высшая цель- обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики- законов прогресса.

Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика – социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой- общества « в состоянии покоя», второй – общество в состоянии движения. Основной единицей общества О. Конт считал семью, т.к. она является основой формирования государства, моделью его организации, а социальные функции семьи во многом отражают функции общества.

Конт выделяет четыре класса:

1). «спекулятивный» класс, в который включены представители науки, философии и эстетики;

2). «практический» класс, включающий в себя представителей производства и сферы оборота ( торговцев, предпринимателей, банкиров );

3). Представители сельского хозяйства;

4). Рабочие;

По Конту в обществе две наиболее значительные категории – патрициат и пролетариат.

Конт разделяет власть на духовную и мирскую. При условии превосходства духовной власти над мирской. Мирская власть должна перейти к «индустриалам», а духовная – к «ученым» (философам, социологам). Они не только советуют, освещают, регулируют, распределяют на классы , судят , но и следят за мыслями , поступками.

Конт был решительным противником политических революций. Были и утопичные мысли, например, создание Религии Человечества как мировой религии. Предполагает новый социальный режим. – социократия – основанный на строгой иерархии, субординации, точном исполнении предписанных функций. Подобные общества, небольшие по размеру и подчиненных единой церкви.

Социология Эмиля Дюркгейма.

Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале во Франции в семье потомственного раввина. Закончил Высшую Нормальную школу в Париже (1882г). В 1896 г. возглавил кафедру « Социальной науки» Бордоского университета. С 1898г по 1913 г руководил изданием журнала «Социологический ежегодник». В 1902 г Дюркгейм возглавлял кафедру «Науки и воспитания» в Сорбоне. Умер в 1917 г в возрасте 59 лет. Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» ( 1897) и «Элементарные формы религиозной жизни (1912).

Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию защищенной докторской диссертации автора.

Социология - самостоятельная наука, предметом которой являются социальные факты. Под социальными фактами Дюркгейм понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями , нормами и ценностями.

Дюркгейм выделял два основных признака социальных фактов:

1). Они существуют вне индивидов, т.е. объективно существуют по отношению к отдельным индивидам.

2).Оказывают на индивидов принудительное воздействие. Впоследствии Дюркгейм определял социологию как науку об институтах, их генезисе и функционировании.

Социологию Э.Дюркгейм разделял на три основные отрасли :

социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.1. Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В её сферу входит изучение, во-первых, географические основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

2. Социальная физиология исследует жизненные проявления обществ , и охватывает ряд частных социологических наук . Она включает в себя :1) Социологию религии ; 2). Социологию морали ; 3). Юридическую социологию ; 4). Экономическую социологию ; 5). Лингвистическую социологию ;6). Эстетическую социологию.

3. Общая социология , подобно общей биологии , осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы ; это философская сторона науки.

Главная тема социологии Дюркгейма – тема социальной солидарности. Дюркгейм доказывал , что вопреки некоторым теориям , разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» (механическая солидарность ) , то в развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов , разделении функций , функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»).

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма обозначают как «социологизм». В нём выделяются два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона «социологизма» т.е. концепция социальной реальности , выражается в следующих базовых положениях.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок ; она столь неустойчива , основательна и реальна , как и другие виды реальности , а потому , подобно последним , она подчинена действию определенных законов.

2. Общество- реальность особого рода , не сводимая к её другим видам. Методический аспект социологизма включает в себя принципы :1. Социология подобно наукам о природе в отношении методологии. Её познавательной целью провозглашается исследование устоичивых причино-следственных связей и закономерностей.Основные принципы его методологии выраженны в формуле «социальные факты нужно рассматривать как вещи».

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки , её несводимость ни к какой другой из наук. Отсюда методологический принцип , согласно которому , социологические факты должны объяснятся другими социологическими фактами.

3. Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным , исключающим другие способы или включающих их в себя.

Соединив присущий органицизму взгляд на общество как интегративное целое, состоящие из взаимосвязанных частей , с идеей специфичности социального организма в сравнении с биологическим. Дюркгейм создал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии . Исследование социальной функции рассматриваемого явления , он считал главной познавательной целью социологии. Под социологической функцией Дюркгейм понимает отношение соответствия между явлениями или процессом и определенной потребностью социальной системы.

Дюркгейм рассматривал причины порядка и беспорядка в обществе. Ввел понятие аномии , которым обозначал состояние ценностно-нормативного вакуума , характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ , когда старые нормы и ценности перестают действовать , а новые ещё не установились.

Дюркгейм выделил четыре основных типа самоубийства , обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида:

1). Эгоистическое ;

2). Альтруистическое ;

3). Аномическое ;

4). Фаталистическое.

Самоубийство , по Дюркгейму , является намеренным и сознательным актом , совершаемый индивидом в зависимости от социальной дисциплины.

Эгоистическое – разрыв социальных связей , отсутствие коллективной поддержки , состояние разобщенности , порождают чувство одиночества , пустоты , ощущение трагизма существования.

Альтруистическое – к нему Дюркгейм относил древние обычаи : самоубийство стариков и больных , самосожжение жён после смерти мужей . Аномическое- оно встречается во время крупных потрясений , экономических кризисов , когда индивид теряет способность приспосабливаться социальным преобразованиям.

Фаталистическое - возникающее в результате усиленного контроля группы над человеком , «избытка регламентаций» , которые последним становятся невыносимой.

Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого воздействия социальных норм на индивида , остающегося наедине с самим собой и утрачивающего в результате смысл жизни.

Альтруистическое самоубийство , наоборот , вызывается полным поглощением обществом индивида , отдающего ради него свою жизнь , т.е. видящего её смысл вне её самой.

Аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе , когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов , а вообще, практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум , т.е. аномия. Социальным фактом , - по Дюркгейму, является всякий образ действия , резко определённый или нет , но способный оказывать на индивида внешнее давление … и имеющий в тоже время свое собственное существование , независимое от его индивидуальных проявлений.

Социальные факты ,по Дюркгейму , это законы , обычаи , правила поведения , религиозные верования .

Принцип « Социальные факты нужно рассматривать как вещи».Трактовать социальные явления как «вещи» означало признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно , так как исследует свой предмет та или иная естественная наука.

Спенсер Герберт (27.04.1820-8.12.1903) –английский философ и социолог-позитивист. Одни из известных трудов : «Система синтетической философии» , «Основные начала» , «Основания социологии» , «Научные , политические и философские опыты» и др.

Спенсер является основателем органической школы в социологии , выдвинул идею (теорию) эволюции. Спенсер рассматривает общество как организм , развивающийся по естественным , главным образом , биологическим законам. Он уподобил общество живому биологическому организму , обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств.

1)как живые организмы . так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе ;2) те и другие усложняются ; 3)их части приходят во все большую зависимость друг от друга ; 4) те и другие продолжают жить как целые , хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают ;5) кроме сходства есть различия.

1.)Части индивидуального организма образуют конкретное целое , в котором все элементы соединены в неразрывное целое; общество не дискретно , его элементы более или менее свободны или рассеяны.

2.0В индивидуальном организме дифференциация функций такова , что способность мыслить и чувствовать сосредоточена в определенных частях . В обществе же сознание развито по всему организму.

3.)В живом организме элементы существуют в ряде целого , а в обществе наоборот. Так , правительство в государстве уподобляется мозгу человека. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме , а кровяные тельца –с деньгами. Телеграфные провода , несущие информацию , с нервной системой живого организма.

В теории эволюции Спенсер выделил следующие основные моменты: 1) переход от простого к сложному ( интеграция) ; 2) переход от однородного к разнородному (дифференциация) ;3 )переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Социальная эволюция (по Спенсеру) есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов , прежде всего политических.

Взгляды Спенсера на государство и личность основывались на идее справедливости , в которой он различал два элемента: 1)признание за всяким человеком права на свободную деятельность и на пользование её результатами ;2) признание известных ограничений этой свободы , необходимых благодаря присутствию других людей , имеющих те же права.По мнению Спенсера развитие большей части обществ состоит в постепенном переходе от чисто военного состояния к мирному. Спенсер выделяет два основных типа общества: военный и промышленный.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература.

1. Социология. Учебник для вузов . под ред. В. Н. Лавриненко – М.: ЮНИТИ- ФАНА , 2000- 407.

2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. Мартис 1995 – 204с.

3. Современная западная социология. Словарь – М.: Политиздат , 1990- 438 с.

4. Москвин С. А. Г .Спенсер против тоталитаризма . Социс № 2 – 1992.

 

Лекция 2: Зарубежная социология в XIX и в первой половине XX века.

Цель:изучить особенности развития социологии в XIX – первой половине XX века, ведущие научные школы Германии и США. План: 1. Особенности социологии К. Маркса.

Техническое оснащение:мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. История социологии в Западной Европе и США. – М., 1999.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

3. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 1995.

 

Лекция 4. Социология в России в XIX и начале XX века.

Цель лекции: изучить особенности становления и развития социологии в России, ведущие научные школы. План лекции: 1. Особенности становления и развития социологии в России.

Н.И.Кареев. (1850–1931 г.г.).

Социология – исходит из определённого мировоззрения, из общей картины общества, которая создаётся социальной философией. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия человека: ум, чувства,… Указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений

Тема 5. Предмет и структура социологического знания.

Цель лекции: Изучить сущность социологии как науки и её практическую значимость. План лекции: 1. Объект и предмет социологии. Понятие социального. Социальные законы. Социологические категории.

Определение предмета социологии как науки

       

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

А) уровни методологии

1. Общенаучная (относится к социологии в целом).

2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии).

Б) Разделы социологии

1. Мировоззренческие и методологические принципы.

2. Учение о предмете социологии.

3. Знание о методах.

4. Знание о социологическом знании.

5. Знание о процессе социологического исследования.

6. История социологии и др.

ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ.

Уровни знания

1. Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания.

2. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.

МЕТОДЫ.

По масштабу применения

1. Общенаучные (напр., математические методы).

2. Частнонаучные (напр., методы опроса).

По уровню знания

1. Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.).

2. Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др.).

По этапам исследования

1. Методы сбора.

2. Методы обработки

3. Методы анализа

ИССЛЕДОВАНИЯ.

Типы и уровни исследования

А) По характеру знания

1. Методологические

2. Неметодологические

Б) По уровню знания

1. Теоретические

2. Эмпирические

В) По ориентации исследования

1. Фундаментальные

2. Прикладные

Г) По предмету исследования

1. Социологические

2. Комплексные (социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.).

Д) Стадии исследования

1. Методологическая

2. Эмпирическая

3. Теоретическая

Направления исследований

1. Социальные группы 2. Социальные институты 3. Социологические организации

Лекция 6. Общество как социокультурная система.

План лекции: 1. Теория происхождения общества. 2. Понятие общества, его признаки.

Лекция 7. Социальная структура общества.

План лекции: 1. Социальная структура: понятие, элементы. 2. Социальная стратификация: понятие, сущность.

Лекция 8. Культура как ценностно-нормативная система.

  План лекции: 1. Культура как объект социального познания: сущность, понятие, закономерности в развитии.

Лекция 9. Социология личности.

Цель лекции: изучить социологические теории личности, ее социализацию. План лекции: 1. Понятие «личность» в гуманитарных науках.

Лекция 10. Социальные институты и организации.

Цель:изучить особенности социальных институтов и организаций, их структуру, виды, функции.

План:

1. Понятие социального института: структура, функции и дисфункции социальных институтов.

2. Классификация социальных институтов.

3. Социальные организации: определение, структура, свойства.

4.Типология социальных организаций.

 

Первым предложил термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер. Подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.

Согласно учению Г.Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности.

В западной социологии под социальным институтом понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Русские социологи под социальными институтами (от лат. – установление, учреждение) понимают исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надёжность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом.

Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:

1) постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;

2) чёткое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи;

3) регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов;

4) наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов и т.д.

Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных формах. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д.

Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений называется институционализацией. По Фролу С.С. институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов (институциональная структура):

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Роберт Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.

Явныефункции институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функциясостоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция.Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция т.е. передача социального опыта.

5. Коммуникативная функцият.е. распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функциикоторые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом. (т.е. существуют результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее).

Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Происходящие в обществе процессы постоянно изменяют потребности различных субъектов (отдельных групп, слоёв, классов). Может наступить такая ситуация, при которой изменения потребностей не найдут отражение в структуре и функциях социального института и в его деятельности возникает дисфункция. Она выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопределённости его функций, понижении социального авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, т.е. деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. Таким образом Дисфункциейсоциального института называется нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество.

 

2 Г.Спенсер выделял следующие виды социальных институтов:

1) Домашние учреждения (различные виды брака, семьи и др.).

2) Обрядовые учреждения (приветствия, титулы и т.д.).

3) Политические учреждения.

4) Церковные учреждения.

5) Профессиональные учреждения.

6) Промышленные учреждения.

Российские социологи выделяют следующие виды социальных институтов:

1) Экономическо-социальные институты– собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю совокупность производства и распределение общественного богатства. Соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты– государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти.

3) Социокультурные и воспитательные институтыставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и защиту определённых ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие– механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

5) Нормативно-санкционирующие – общественно-социальная регуляция поведения на основе норм, правил и предписаний закреплённых в юридических и административных актах.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты.Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, регламент собраний и т.д.

 

3 С социальными институтами тесно связаны социальные организации.

Социальная организация – это в широком смысле любая организация в обществе: в узком смысле – социальная подсистема организации.

Выделяют четыре направления в определении организации:

1) В соответствии с теорией К.Бернарда организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.

2) Согласно точке зрения Г.Саймона организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ с упорядоченными связями внутри него.

3) М.Вебер представляет третье направление в определении организации. По его мнению социальная организация – это рациональная система направленная на достижение цели.

4) По мнению А.Этциони, социальная организация – это социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей.

Таким образом применительно к социальным объектам термин «организация» традиционно употребляется в трёх смыслах:

Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции.

Во-вторых, этот термин может означать определённую деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию.

В-третьих, имеется в виду характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда под организацией понимается определённая структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

1. Они создаются для реализации определённых целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.

2. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам.

3. Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку.

4. Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации.

5. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему. На базе соединения различных элементов организации в целое создаётся особый организационный эффект который означает синергию т.е. прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий её участников.

Пригожин выделяет следующие элементы организации:

1. Центральным элементом любой организации является её социальная структура– это шаблонные, или регулируемые аспекты взаимоотношений между участниками организации.

2. Цели– как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Выделяются три взаимосвязанных вида организационных целей:

1) цели–задания – это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня;

2) цели–организации – это совокупность целей участников, реализуемых через организацию;

3) цели–системы – это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое – т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность.

3. Члены организации, или участники– это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определённым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определённую позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую роль.

4. Технология– это место, где производится определённого вида работа, где энергия участников применяется для трансформации материалов или информации.

5. Внешнее окружениеР.Мертон выделил основные факторы влияния на организацию внешней среды:

1) роль государства и политической системы;

2) влияние рынка;

3) роль экономики;

4) влияние социальных и культурных факторов;

5) технология из внешнего окружения.

Как социальная система организация имеет следующие специфические свойства:

1. Организация всегда и прежде всего – социальная общность.

2. Организация – иерархическая система, её отличительный признак – наличие как минимум двух элементов: субъекта и объекта управления.

3. Социальная активность групп и отдельных работников, имеющих собственные интересы, не всегда совпадают с целями организации.

4. Организация обладает целевой природой, поскольку создаётся для реализации определённых целей и оценивается через целедостижение.

5. Организация опирается на горизонтальные структуры – разделение и специализация труда по функциональному признаку.

6. Организация построена по вертикальному принципу что обусловлено необходимостью координировать деятельность горизонтальных структур, их активность.

4 Выделяют формальные и неформальные типы социальных организаций.

Формальная организация возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в её основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации чётко регламентирована. Строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создаётся иерархия: руководитель – подчинённые.

Одним из первых ввёл в социологию категорию формальной организации М.Вебер. Он доказывал, что формальная организация, как правило стремится превратиться в бюрократическую систему. Вебер выделил следующие черты бюрократии:

1) управленческая деятельность совершается постоянно;

2) существует потолок, сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управления;

3) вышестоящий руководитель осуществляет контроль за нижестоящим чиновником;

4) управленческая работа становится особой профессией;

5) существует система подготовки чиновников, управленческие функции документируются;

6) в управлении главным является принцип безличности.

Неформальные организации– это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий.

В таких организациях нет жёсткого регламента, дисциплины, члены неформальной организации более самостоятельны в достижении своих целей. Такие организации менее устойчивы, более пластичны и подвержены изменениям.

Пригожин выделяет три типа организаций:

1. Административные– с жёстко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений, директивно установленными извне целями, ограниченными возможностями для работников влиять на них (например учебные заведения).

2. Общественные организации.Характеризуются добровольностью членства, менее формализованными структурами, большей возможностью влиять на конечные цели. (Например политические партии, профсоюзы).

3. Ассоциативные организации– степень формализации отношений минимальна, структуры подвижны, цели не декларированы, а влияние на них индивидов достаточно велико. (Например семья).

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийные презентации

Литература:

1. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

2. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

3. Маршак А.А. Социология. – М., 2002.

4. Комаров М.С. Введение в социологию. – М., 1994.

Лекция 11. Социальные изменения, социальные процессы и движения.

План лекции: 1. Социальные изменения: понятие, подходы к изучению, виды. 2. Социальные процессы: понятие, виды.

Лекция 12. Социология девиантного поведения.

План лекции: 1. Девиантное поведение и социальные нормы. 2. Теория девиантного поведения.

Лекция 13. Социология семьи.

План лекции: 1. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Типы,… 2. Функции семьи.

Лекция 15.Социология конфликта

План лекции: 1. Конфликт и различные подходы к его изучению. 2. Структурные элементы и функции конфликтов.

Лекция 16. Социология образования

План лекции: 1. Система образования как объект социологического изучения: подходы, история… 2. Функции института образования в обществе.

Функции образования в производственно-экономической сфере

Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала… Формирование потребительских стандартов населения. Роль образования в… ункции образования в сфере культуры

Лекция 17. Социология адаптации

План лекции: 1. Сущность социальной адаптации. 2. Классификационная система адаптации в социологии.

Лекция 18. Социология управления

Цель лекции: изучение социального управления, ее объект, предмет, задачи, функции, категории. План лекции: 1. Объективные предпосылки возрастания научного знания к системе управления.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Организационно – административные

· система нормативных документов вышестоящих структур управления; · система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий; … · система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).

Лекция 19. Методика проведения социологического эмпирического наблюдения.

Цель лекции: изучить организацию подготовки к проведению социологического исследования. План лекции: 1. Виды социологического исследования.

Лекция 20. Методика проведения анкетирования

План лекции: 1. Анкетный опрос: понятие, виды. 2. Структура построения анкеты.

Лекция 21. Методика проведения интервью

План лекции: 1. Интервьюирование как разновидность метода опроса. 2. Этапы организации интервью.

Лекция 22. Метод социометрии.

План лекции: 1. Методы социометрии: содержание, критерии, процедура проведения. 2. Социометрические индексы.

Социоматрица

+ – Всего

Лекция 24. Метод Фокус – групп.

План лекции: 1. Метод фокус – группы: понятие, сущность. 2. Организация проведения фокус – групп.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ МОДЕРАТОРА.

1. Поза.

Хорошая поза.

1. Модератор обращается лицом к говорящему.

2. Его руки сложены свободно или он производит ими уместные жесты.

3. Модератор реагирует мимикой лица (кивает головой в знак согласия, хмурит брови, если не понимает сути ответа).

4. Слегка наклоняется в сторону говорящего.

Качество речи(хорошее):

1. Приятная интонация.

2. Умеренная громкость речи.

3. Подбор слов, облегчающий взаимопонимание с респондентами.

Выделяют навыки и приёмы, необходимые для модератора.

– Практикует мягкий, ненавязчивый контроль. Адекватное знание темы. Выглядит «своим» среди участников. 2. Пользуется услугами ассистента. – Ассистент осуществляет организационную работу. Тщательно протоколирует работу группы. Следит за работой…

Лекция 25. Методика проведения наблюдения.

План лекции: 1. Наблюдение как метод исследования в социальной работе. 2. Классификация наблюдений.

Лекция 26. Метод анализа документов.

План лекции: 1. Понятие «документов» в социологии», их классификация. 2.Виды анализа документов

Лекция 27. Измерение социальных явлений и процессов.

План лекции: 1. Социологические измерение: содержание, индикаторы. 2. Типы шкал.

– Конец работы –

Используемые теги: Лекция, Позитивистская, Традиция, социологии, Конт, Роль, возникновении, позитивистской, социологии0.116

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 1: Позитивистская традиция в социологии. 1. О.Конт и его роль в возникновении позитивистской социологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Учебная программа курса. 4. Лекция 1. История психологии как наука. 5. Лекция 2. Античная философия и психология. 6. Лекция 3. Развитие психологии в Средневековый период. 19. Лекция 16. Тревога и защита
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

ЛЕКЦИИ Лекция первая.ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Библиотека
Библиотека... Учебной и научной литературы...

ЛЕКЦИИ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА О границах социологии и ее истории
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Лекции 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ. 2 ЛЕКЦИИ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. 12 ЛЕКЦИЯ 3. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ. 20 ЛЕКЦИЯ 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ.. 49 Широко распространён также англоязычный вар
gl ОГЛАВЛЕНИЕ... Лекции ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ... ЛЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ...

ЛЕКЦИЯ № 1. Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ № 2. Обеспечение водой ЛЕКЦИЯ № 3. Обеспечение питанием ЛЕКЦИИ по ОБЖ
КЛАСС Содержание Стр I четверть ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ... ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной... ЛЕКЦИЯ Обеспечение питанием...

Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии и ее функции
Предметом социологии являются социальные факты существующие вне индивида и... Задачи социологии понять что побуждает людей жить сообща почему для них стабильный социальный порядок выступает...

Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии, и ее функции
Российская социологическая энциклопедия под общей ред Г В Осипова М С... Радугин А А Радугин К А Социология курс лекций е изд перераб и... Фролов С С Основы социологии Учебное пособие М Юристъ с...

Михинова Лидия Михайловна – лекции. Лекция №1.Экономическая теория. Предмет и метод 1. Возникновение и развитие экономической теории
Лекция Экономическая теория Предмет и метод... Возникновение и развитие экономической теории предмет границы и функ ии экон й теории...

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» ЛЕКЦИЯ 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ. ЛЕКЦИЯ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Учеб пособие для студ высш учеб заведений М Гуманит изд центр ВЛАДОС с Авторы Галагузова М А Галагузова Ю Н Штинова... ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКИЕ... Вопросы для самоконтроля Каковы культурно исторические традиции благотворительности и милосердия в России Какие...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам