Культурные ценности российской молодежи

Общество, сделавшее деньги главным мерилом чело­веческого существования ориентируется в основном на массовую культуру. Усваивая те стандарты, которые наса­ждаются средствами массовой информации, молодые люди сознательно или стихийно идентифицируют себя с образ­ами масскультуры. Самые разнообразные формы массовой культуры через электронные СМИ, прежде всего, изме­нили ценностные установки, стиль, образ жизни, стерео­типы поведения уже у нескольких поколений молодых людей. Культ моды, потребления, вещизма, насилия, до­суга, развлечений приобретают универсальный характер. Классическая культура воспринимается как архаичная и духовно чуждая. Специалисты выделяют несколько основ­ных тенденций в изменении культурных ценностей рос­сийской молодежи:

- рост пассивного, потребительского «поглощения» образцов массовой культуры;

- снижение ориентации на творческие виды деятель­ности;

- неоправданное снижение интереса к художествен­ным произведениям отечественной классики;

- наиболее разрушительной является тенденция к принижению, разрушению, осмеянию позитивного образа молодого человека.

Молодежь крайне мало читает. Социологические ис­следования (в том числе и по г. Перми) свидетельствуют о том, что 75-80% молодых людей проводит свободное время у телевизора. Они подтверждают неослабевающий интерес молодежи к насилию, сексу, жестокости, натура­лизму [46. С. 114].

Определенное место в ценностной иерархии заняла религия. Если при социализме число верующих не превы­шало 15%, то в годы перестройки оно составило порядка 2/3. Правда, большинство из них не являются воцерков­ленными. Попустительское отношение властей приводит к тому, что тысячи молодых людей попадают не в традици­онные для России конфессии (христианство, ислам, буд­дизм), а в тоталитарные секты (саентологии и др.). В то же время возрождение религиозной жизни свидетельствует об определенном оздоровлении общества.