рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА - Конспект Лекций, раздел Социология, ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Существует Множество Теорий, С Тех Или Иных Позиций Объясняющих Причины И Про...

Существует множество теорий, с тех или иных позиций объясняющих причины и процесс возникновения государства. Одни из них более, другие менее догматичны и идеологизированы. Тем не менее каждая из этих теорий более или менее полно отражает какую-нибудь сторону или грань этого сложного процесса – генезиса государства. Для того, чтобы иметь достаточно полное и объективное представление о возникновении государства, необходимо рассмотреть каждую из основных теорий, объясняющих этот процесс.

Не имея возможности детального анализа каждой из них и не дублируя соответствующие разделы истории политических и правовых учений, представляется возможным ограничиться кратким обзором основных из них. К числу таковых следует отнести: классовую, теологическую, психологическую, патриархальную, насилия, общественного договора, органическая.

1.Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Марксистская схема возникновения государства объясняет происхождение государства и права факторами экономического порядка и обусловленной ими классовой борьбой.

Изначально производительность труда людей в первобытном обществе была чрезвычайно мала. Они занимались собирательством плодов, кореньев, охотой и рыболовством. Пользовались примитивными орудиями труда. Однако постепенно человек стал перерабатывать то, что давала природа – занялся земледелием, скотоводством, стал изготавливать более совершенные орудия труда и успешно их применять. Вследствие этого росли производительность труда и сознание человека. На определенном этапе развития общества произошло разделение труда: выделилось скотоводство из общей массы производимых работ; ремесло – из земледелия; появилась группа людей, которая обменивала продукцию – купцы. Все это привело к тому, что воспроизводить стали больше, чем потреблять. В результате – появляется избыточный продукт, который накапливается у определенной группы людей – старейшин, вождей, военачальников. Это, в свою очередь, приводит к дифференциации населения по уровню доходов, к зарождению классов имущих и неимущих, появлению эксплуатации. Возникающие между классами противоречия носят антагонистический[3] характер. Для того, чтобы держать в повиновении неимущих, возникает необходимость в организации особого рода, которую и назвали государством.

Таким образом, классическая марксистская схема возникновения государства, выглядит следующим образом: рост сознания человека – повышение производительности труда, вследствие общественного разделения труда – появление прибавочного продукта – возникновение, вследствие неравномерного распределения прибавочного продукта, частной собственности – расслоение общества на основе отношения к частной собственности – появление классов с ярко выраженными антагонистическими противоречиями – возникновение классовой борьбы – возникновение государства как средства “сдерживания” антагонизмов, как “машины”, осуществляющей классовое принуждение.

Государство, согласно этой теории, появляется под воздействием главным образом экономических факторов, по определению В.И. Ленина, как “машина для подчинения одного класса воле другого класса”.

2. Теологическая теория. Это одна из самых древних теорий, возникшая одновременно с первым государством и правом, на основе религиозно-мистических представлений их божественного происхождения. Это вполне объяснимо, так как на ранних стадиях развития общества, служители культа были наиболее образованной частью населения. Общий смысл теологических доктрин сводится к следующему: государство имеет божественное происхождение, оно создано или непосредственно Богом, или же людьми по велению Бога, поэтому необходимо подчиняться существующей государственной власти как проявлению божественной воли.

Наиболее ярким представителем ее является Фома Аквинский – философ и теолог, схоласт, догматик. В основе этой теории лежит идея божественного происхождения государства. Главная задача – обосновать превосходство власти церковной над властью светской. Фома Аквинский писал: “Папа есть царь царей, владыка владык, власть которого не прекратится во веки веков”. Теологическая концепция происхождения государства доминировала на протяжении всего средневековья. Ее восприняла вслед за Ф. Аквинским вся католическая церковь. Представителями этой концепции являются идеологи религий древнего Востока, современная католическая церковь, исламская правовая доктрина.

Религиозные учения о происхождении государства имеют хождение и в наши дни. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение государства, а также на закат отдельных государств решающее значение оказали человеческие слабости и страсти. “Что послужило главной причиной упадка Римского государства?” – спрашивает римский историк I в. до н.э. Гай Саллюстий Крисп в своей работе “Заговор Катилины”. И тут же отвечает: “Упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам”[4]. Эти слабости и страсти людей повлекли кару на их государства и народы.

3. Психологическая теория (Цицерон, Л.И. Петражицкий, Д. Фрейзер, Г. Тард, Н.М. Корнилов и др.). Ряд мыслителей, социологов, психологов предпринимали попытки обосновать происхождение государства и права не историческим развитием и условиями материальной жизни, а особым свойством человеческой психики.

Так, Цицерон писал, что “первой причиной для государственного соединения людей является врожденная потребность жить вместе”. Видный русский государствовед Н.М. Корнилов возводил государство к так называемому “психологическому единению людей”, “коллективному сознанию”. Государство возникает, по мнению Корнилова, в результате осознания массой своей зависимости от власти, т.е. из-за чисто психологических причин. Другой крупнейший представитель психологической школы – Л.И. Петражицкий – считал, что без правовых переживаний людей невозможно существование таких социальных феноменов, как общество, государство и право. Из психологии индивида выводил необходимость государства З. Фрейд – основатель влиятельного в наше время психоаналитического направления в западной социологии и учениях о государстве и праве. По его мнению, в истоках возникновения государства лежит т.н. “эдипов комплекс”.

4.Патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который полагал, что из патриархальной семьи как из первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные институты, включая государство. Позднее эта теория была возрождена и подновлена на Западе Г. Мэном, З. Вестмарком и Д. Мардоком.

Наиболее активным апологетом ее был Роберт Фильмер, который в своей книге “Патриархия, или Естественная власть короля” (XVII в.), доказывал, что власть королей берет свое начало непосредственно от Адама, направлена она на признание абсолютной и неконтролируемой со стороны населения власти государства.

Суть этой концепции в том, что государство вырастает из разложившейся патриархальной семьи. Проводилась аналогия между властью отца в семье и властью монарха в государстве. Власть монарха, какой бы суровой она ни была, является продолжением власти отца в семье, власти патриарха. Она так же священна и неприкосновенна. Отец может наказать ребенка, наказание может носить даже физический характер, но это же отец, и к нему следует относиться с сыновним почтением. Так же следует относится и к монарху, считали греческий философ Аристотель и китайский мыслитель Конфуций.

Следует отметить, что в настоящее время патриархальная теория признана большинством ученых абсолютно не научной.

5. Теория “насилия” является одной из наиболее распространенных теорий происхождения государства. Ее представители: Э. Дюринг – немецкий философ и экономист, Л. Гумплович – австрийский социолог и государствовед (1838 – 1909) и известный “ревизионист марксизма” – К. Каутский.

В соответствии с этой теорией государство всегда образуется в результате насилия. Л. Гумплович в 1910 г. выпустил книгу на русском языке “Общее учение о государстве”, в которой писал, что история не предъявляет ни одного примера, где государство возникало бы не при помощи насилия, а как-то иначе. Орды воюют друг с другом. Затем одна из них завоевывает другую. Для того, чтобы удержать ее в повиновении, образуется государство. Германские племена завоевали Рим, что послужило толчком к образованию Священной Римской империи. Это исторический факт.

Таким образом, суть этой теории в том, что государство возникает в результате причин военного, насильственного характера. Агрессивная завоевательная политика первобытных племен, захват территорий более слабых соседей, контроль над ними постепенно привели к необходимости образования специальных органов (первоначально – только карательных). Именно таким образом возникает особая публичная власть – государство.

Вместе с тем необходимо отметить, что это односторонняя теория, так как насилие следует рассматривать в качестве одного из условий возникновения государства.

6.Теория “договорного” происхождения государства зародилась в глубокой древности. Представления о том, что государство покоится на общественном договоре, впервые встречается у древнегреческого философа Эпикура. Некоторые философы древности – софисты – полагали, что государство люди создали на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Более глубокая и детальная разработка этой теории относится к периоду зарождения и развития в недрах феодального строя буржуазных отношений в XVII – XVIII вв. При этом, несмотря на имеющиеся существенные различия во взглядах представителей этой теории (английских – Т. Гоббса и Дж. Локка, голландских – Г. Гроция и Б. Спинозы, французских – Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро, русских – А.Н. Радищева и П.П. Пестеля), все ее варианты основаны на общих положениях: государству предшествует т.н. “естественное состояние”; государство покоится на “общественном договоре”, в результате которого люди делегируют ему часть своих естественных прав; все создаваемые государством учреждения делятся на “естественные” (соответствующие естественным правам) и “искусственные”.

“Естественное состояние” общества понимали по-разному. Так,
Т. Гоббс полагал, что люди находились в “состоянии войны всех против всех”, и для того, чтобы окончательно не истребить друг друга, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо полагал, что до образования государства люди жили мирно и дружно – это был своего рода “золотой век человечества”. Но для того, чтобы жить еще лучше, объединились и, образовав государство, часть своих прав передали монарху. Государство возникает и покоится на общественном договоре. Но сам договор не рассматривается как исторический факт, а как логическая предпосылка. Без таковой невозможно объяснить отличие государства от догосударственного состояния. Вместе с тем имеются определенные исторические данные подобного рода. Так, в Новгороде существовала Новгородская республика, где существовал уставной договор между вечем (народным собранием) и правителем республики.

Другой пример. На Русь приглашали варяжских вождей – Рюриковичей – на княжение, о чем заключался договор. До этого, как полагают некоторые историки, государства на Руси не было.

Все государственно-правовые институты подразделяются на естественные и искусственные. Все политические и правовые учреждения, которые соответствуют естественным правам человека, являются естественными, а те, которые не соответствуют, – искусственными.

7.Органическая теория возникала в период “домонополистического капитализма” в Германии и Англии в рамках органической школы права. Основателем ее считается немецкий юрист Краузе. К числу видных представителей этой теории относятся австрийский юрист Аренс, швейцарский государствовед И. Блюнчи, французский социолог Вормс, английский социолог Г. Спенсер.

Законы развития живой природы они механически переносили на общество и государство. Государство, по их мнению, есть произведение сил природы. Оно появляется, как полагал Блюнчи, вместе с людьми и само подобно человеческому организму, отдельные части которого соответствуют частям государства (голова – правительство, уши – министерство внутренних дел, нос – министерство иностранных дел и т.п.). Государственную власть представители органической теории рассматривают как преобладание целого над составными его частями (по аналогии с живыми организмами, у которых все части подчинены благу целого). В силу неразрывной связи между органами и функциями организма, поражение одного органа или функции отзывается на всех других органах и функциях организма.

В целом, будучи одной из ревизионистских модификаций школы “естественного права”, органическая школа утверждает, что основной задачей права является создание условий разумной жизни человека и общества, возможности дать людям осуществить свои разумные цели. Право она определяет как совокупность условий гармонического развития личности, совокупность условий, необходимых для осуществления разумных целей человека. Условия же для осуществления права создаются государством, являющимся органом права, способствующим осуществлению права. Процесс возникновения государства органическая школа рассматривает как процесс биологический, процесс развития живой природы от менее примитивных форм к более совершенным.

Безусловно, механический перенос естественных законов природы на социальные образования не обоснован – общество подчиняется законам социальным. Однако не лишенной здравого смысла представляется мысль о развитии социальных систем от менее сложных форм, к более сложным, совершенным.

Анализ рассмотренных теорий позволяет сделать выводы о существовании закономерностей возникновения государства, прослеживающихся в большинстве научно обоснованных концепций.

1. Возникновение государства представляет собой длительный исторический процесс. Даже если считать обоснованной договорную теорию возникновения государства или же теорию насилия, необходимо учитывать некоторые факторы: договору или акту насилия предшествует длительный период, в недрах которого зарождаются основы государства; сам договор или акт насилия является только условным моментом возникновения государства.

2. Государство возникает относительно объективно. Объективно потому, что не возникнуть оно просто не может. Общество на определенном этапе развития нуждается в таком органе управления, как государство. Вместе с тем государство есть продукт общества, а следовательно, продукт сознательной деятельности людей. Это также показатель его относительности. По мнению С.С. Алексеева, возникновение государства свидетельствует о вступлении человеческого общества в эпоху цивилизации, т.е. обретении и им качеств саморегулируемой системы, развивающейся на своей собственной основе. Первобытное общество, подчеркивает он, базируется преимущественно на природных, естественных требованиях как на природно-хозяйственно-социальном единстве общины, рода. Оно не нуждается во внешней власти и, в силу этого свободное, оно еще не оторвалось от природы. При цивилизации появляются новые факторы: избыточный продукт – основа частной собственности, экономической свободы и как следствие этого – увеличение человеческой популяции. Поэтому резко осложняется задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего функционирования. В этой связи возникает необходимость во внешней власти, т.е. государстве – особой организации принуждения. В условиях цивилизации при помощи государства и возникает такая целостная организация людей, которая позволяет говорить об общественном организме[5].

3. Государство возникает постольку, поскольку возникающие внутри общества противоречия не могут быть разрешены. Это могут быть и противоречия между антагонистическими классами, и завоевание одного племени другим, и жизненная необходимость организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений, и т.д. Наука может открыть новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или иного государства, но в любом случае они будут укладываться в рассматриваемую закономерность, т.к. государство является универсальной организацией для разрешения противоречий.

4. Возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государства будут неизменными его спутниками. Обратим внимание на особенности возникновения современных государств. Как видно, были и есть нации, которые живут компактно на своей национальной территории. Однако вследствие конкретных исторических причин они находились или находятся в составе многонациональных государств. Отсюда относительно самостоятельным фактором образования новых государств стало осуществление такими нациями (государствами) их права на политическое самоопределение. Такие государства образовывались в процессе ликвидации империй, путем суверенизации подобных государственных образований.

Национальному государству присущи такие особенности: образовывается нацией, которая компактно проживает на определенной территории и, как правило, составляет большинство населения (народа) данной страны; и является результатом осуществления права нации на самоопределение. Очевидно, что трактовка государствообразования в значительной степени зависит от того, как будет истолкована природа государства.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ... КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ... Организация власти и нормы в догосударственом обществе по Головкин Р Б Мамчун В В Пожарский Д В Теория государства и права ВГПУ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие общества.
Общество – это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Под обществом такж

Средства организации общества
С помощью чего организуется и управляется общество? Большинство ученых-юристов считает, что оно организуется и управляется с помощью власти и социальных норм. Термин “власть”

Понятие и признаки государства
Существует два основных значения рассматриваемого термина: во-первых, страна, т.е. политико-территориальное образование, и, во-вторых, общественно-политический институт, т.е. организация

МНОГООБРАЗИЕ ТРАКТОВОК СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Существование государства а равно как его возникновения – объективный факт, свидетельствующий, во-первых, о переходе общества в новое качественное состояние, знаменующее определенный этап естествен

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
  Под механизмом государствапонимается целостная система взаимосогласованных и взаимодействующих государственных органов и средств, с помощью которых осуществляютс

Государственный орган как первичный элемент механизма государства
Наибольший интерес для уяснения сущности механизма государства представляет его первичный элемент – государственный орган. Государственный орган – это структурно об

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Под функцией в современной науке понимается та специфическая деятельность какого-либо явления, которую оно выполняет для достижения стоящей перед ним цели. Под функциями государства

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА КАК СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Все древние цивилизации дают нам такие примеры. Однако, как уже отмечалось, собственно соц

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НА ЗАПАДЕ
Определение устойчивых родовых свойств социального государства позволяет не только выделить данный тип государства из всего культурно-исторического многообразия конкретных стран, но и провести сопо

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Исторически первый тип социального государства был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения и образования и распространенности данных фу

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как его социальная политика. Будучи предельно обобщенным понятием, концепт социальной п

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Выделение социального государства в особый эволюционный тип предполагает определение и описание его специфических свойств. В то же время сложность, многоуровневость, многовариантность взаи

СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
  С концептом социального государства связано также понятие социально ориентированной экономики и его синонимы – социальная рыночная экономика, социальное рыночное хозяйство. И хотя н

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
  Модель социально ответственного бизнеса является новой моделью консолидации общества, фактором обеспечения его сплоченности и новой формой солидарности. Возникнув на базе неолиберал

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ГАРАНТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
  Теория правового государства насчитывает многовековую историю. Многие мыслители, начиная с античной древности и вплоть до наших дней, занимаются проблемой создания рационального гос

Гражданское общество: понятие, структура, признаки
Понятие “гражданское общество” формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Гегель, К. Маркс, и многими другими. Красной нитью в гражданск

ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И В СССР
Социально-экономическое развитие России в XIX в. и первом десятилетии ХХ в. по основным параметрам совпадало с тенденциями и уровнем научно-технического и экономического прогресса развитых мировых

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Распад СССР, подготовленный наряду с другими и социальными причинами, повлекший кардинальные изменения политических, экономических и социальных основ, стал исходной точкой нового этапа строительств

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ
Развитие социального государства самым непосредственным образом зависит от политики занятости. В проблеме занятости либеральный и социальный подходы пересекаются, делая это направление социальной п

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Социальная ситуация, сложившаяся в России в последнее десятилетие, настолько не соответствует представлениям о социальном государстве, что многие ученые и политики весьма скептически оценивают возм

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ПОЛИТИКА ДОХОДОВ И ОПЛАТЫ ТРУДА
Наряду с качественными характеристиками социального государства существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств. К ним относятся различного рода индексы и стандарты. Количественные

Изменение децильного коэффициента дифференциации в 1995 – 2003г.г.
1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги