рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

А.А. Грицанов

А.А. Грицанов - раздел Социология, Социология: Энциклопедия БатыгинГеннадий Семенович (Р. 1951) - Российский Социолог, С...

БАТЫГИНГеннадий Семенович (р. 1951) - российский социолог, специалист в области методологии социологических исследований и социальной истории науки. Окончил философский факультет МГУ (1974). С 1974 - старший, ведущий, главный научный сотрудник Института социологии РАН. Докторская дисертация - "Методологические проблемы обоснования научного вывода в прикладной социологии" (1986). Профессор (1991). С 1979 по 1987 - редактор отдела, зам. главного редактора журнала "Социологические исследования". В 1988-1989 - зам. директора Института книги Всесоюзной книжной палаты. С 1994 - главный редактор "Социологического журнала". С 1995 - декан факультета социологии Московской высшей школы социальных и экономических наук при Академии народного хозяйства. Член редколлегии журналов "Вестник Российской Академии наук", "Человек".

В публикациях 1970 - 1980-х Б. развивал конструктивистскую версию социологических показателей как идеализированных объектов теории. В частности, им было выявлено присутствие вненаучных представлений в проектах социологических исследований и предложено понятие "интерпретационной схемы", связанное с семантическими и прагматическими аспектами языка науки и использовавшееся в качестве неявного обоснования операциональных и измерительных процедур. В последующих публикациях Б., в частности в статье "Ремесло Пауля Лазарсфельда: введение в научную биографию" (1990) вненаучные компоненты создания совокупного социологического текста были отграничены от процедур рационального вывода. Развивая идею автономии научного знания как рационально-технической формы освоения мира. Б. использовал понятие "научного этноса" в его мертоновской трактовке. Это потребовало обращения к социологии и истории науки. В конце 1980-х - начале 1990-х Б. публикует результаты архивных исследований и обзорные очерки по социальной истории общественных наук в СССР, в центре которых - роль интеллектуалов и "дискурсивного сообщества" в легитимации и реформировании социальных порядков.

Основные работы: "Обоснование научного вывода в прикладной социологии" (1986); "Место, которого нет: Феномен утопии в социологической перспективе" (1989); "Ремесло Пауля Лазарсфельда: Введение в научную биографию" (1990); "Происхождение социологии" (1991); "Советская социология на закате сталинской эры" (1991); "Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов"

(1995); "Формы воспроизводства и представления социологического знания" (1996) и др.

БАУМАН(Bauman) Зигмунд (р. 1925) - британский социолог польского происхождения, один из самых ярких и оригинальных представителей постмодернистской социальной теории. Получил образование в университетах Англии, Канады и США. Ныне почетный профессор университета в Лидсе (Великобритания). Воевал на стороне советской армии против фашистской Германии, был активным и убежденным коммунистом в послевоенной Польше. В 1950-х эмигрировал в Великобританию.

Б. - автор более 20 книг. Примечательна эволюция теоретических идей и исследовательских интересов Б. Его первая работа, опубликованная еще в Польше - "Между классом и элитой: эволюция британского рабочего движения" (1972), как и еще одна ранняя работа 1970-х - "Социализм: активная утопия" (1976), посвящены анализу социально-политических движений того времени. В этот же период Б. много работает над пролемами методологии социальных исследований: "Герменевтика и социальные науки" (1976): "К критической социологии" (1976). Самая известная книга Б. в 1980-х - "Законодатели и интерпретаторы" (1987) - является одной из ярчайших работ по политической социологии.

Тексты Б., вышедшие в 1990-х, составляют отдельный и без сомнения самый яркий этап его творчества - создание постмодернистской социологической теории. Работы этого периода: "Современность и противоположность" (1991), "Намеки постмодерности" (1992), "Жизнь во фрагментах: очерки по морали постмодерна" (1995), "Постмодерность и ее неудовлетворенности" (1997). Пожалуй, одна из самых знаменитых книг Б., переиздававшаяся ежегодно с 1993, - "Этика постмодерна". В работах конца 1990-х и начала 21 в. Б. обращается к актуальным социальным вопросам конца тысячелетия: глобализации, росту неравенства, тенденциям индивидуализации, будущему государства благосостояния: "Работа, консьюмеризм и новые бедные" (1998), "Глобализация: человеческие последствия" (1998), "Индивидуализированное общество" (2001), "Неустойчивая современность" (2000).

Как социальный теоретик, Б. рассматривает широкий круг тем и проблем, которые объединяет общая линия анализа динамики социальных трансформаций конца 20 в. В "постмодерном повороте" Б. видит не только критическую трансформацию ценностей и социальных форм модерна, но и возникновение специфических проблем, свойственных постсовременности. Несмотря на то. что эпоха модерна строилась на созидательном законотворческом разуме и устанавливаемом им же социальном порядке, в самом динамизме, в свободе и творчестве модерного разума, по мысли Б., содержится скепсис, двойственность и обратимость усилий к демонтажу и самодеструкции. Более того, эпоха модерна неотделима от того ужаса, который она содержит исторически и с которым модерный разум тщился справиться. Именно этот момент нестабильности и неопределенности гипертрофируется в постмодерне, деконструируя социальный порядок через пара-

БАУМАН

щивание чувства дискомфорта, небезопасности, ненадежности, неуверенности, непредсказуемость.

В такой ситуации кризис рациональности и рационального действия неизбежен. Осмысленность и уверенность сменяются страхом и чувством незащищенности; стратегии конформизма теряются в избытке индивидуалистической неадекватности. Общая тенденция определяется Б. как "фрагментация жизни", со свойственной ей радикальной индивидуализацией, гибкостью, недоверием к идеалам и ценностям, эпизодичностью личной судьбы и дисгармонизацией интересов. Борясь теперь один на один с "системными противоречиями" глобального мира, человек вынужден искать опоры не в социальном окружении, а в собственной индивидуальности. Индивидуально приватное вытесняет конвенционально социальное. Каждый в противостоянии один на один с Хаосом прокладывает себе путь, уже следуя по нему. Б. сравнивает культуру постмодерна с карандашом, который имеет на другом конце старательную резинку и бепрестанно стирает ею то, что только что начерчено.

"Фрагментация жизни" упраздняет устойчивые этические основания поведения. Это принципиальная черта постсовременности - довлеющая интенсивность постоянного морального выбора, не имеющего этического обоснования. Постмодерный мир - мир морали как индивидуального упражнения в выбирании - бросил вызов этическому коду рациональной (философской) этики модерна. Нагнетание постмодерных страхов отнюдь не случайно, поскольку они связаны вовсе не с разбуханием паноптической - см. "Надзирать и наказывать" (Фуко)- власти, а с распространением девиации и тотальной аномии (см.).

Эти тенденции сформировались в контексте социального конструирования пространства, сутью которого стали возрастающая мобильность и сжатие времени-пространства. Б. отмечает, что развитие транспорта от почтовых карет до самолета определило социальные процессы Нового времени. А далее, "среди всех технических факторов мобильности особенно большую роль сыграла передача информации - способ сообщения, при котором проблема перемещения физических тел снимается, или по крайней мере становится второстепенной, малосущественной. Постепенное и неуклонное развитие технических средств позволило перемещать информацию независимо не только от ее телесных носителей, но и от тех объектов, о которых она информирует; техника освободила "означающее" от "означаемого". Сепарирование потоков информации от передвижения ее носителей и объектов привело, в свою очередь, к дифференциации скоростей; скорость передачи информации намного превзошла скорость перемещения тел - об изменении ситуации мы узнаем гораздо быстрее, чем можем прибыть на место. В конечном итоге появление глобальной компьютерной сети изменило, в информационном плане, само значение "путешествия" (и понимание "расстояния", которое должно быть покрыто) и открыло, как в теории, так и на практике, моментальный доступ к информации через весь земной шар".

Рассматривая социальную фрагментацию, Б. обращается к теме идентичности (см.). Идентичность постмодерного

субъекта формируется в пустыне современного города и проходит долгий исторический путь. Вслед за В.Беньямином (см.) и Ш.Бодлером, Б. отводит роль центральной фигуры городской среды "прогуливающемуся". Прогуливаться, фланировать, значит находить себя (незнакомца) среди незнакомцев, видеть их как "поверхности", скользить по поверхности города. Прогулки разбивают жизнь на эпизоды - без прошлого и без обстоятельств. Это встречи-репетиции, без эффектов, обязательств и последствий. Происходит начальная фрагментация и отчуждение от реальности: прогуливающийся помещен в разрыв между появлением и реальностью. Собственно это и есть человек досуга, все делающий в свободное время и ради свободного времени. Затем он из маргинальной, переферийной стратегии стремительно переродится в доминирующую стратегию потребителя, как аллеи - пространственный архетип прогулки - вдруг стали торговыми рядами торговых центров: "место для прогулки по пути совершения покупок и для покупок в процессе прогулки". Уже сама конструкция этих рыночных мест стимулирует постоянное движение, не дает остановиться, требует перемещаться и менять объект внимания.

Как пишет Б., "торговые ряды (или заботливо оснащенные электронными средствами охраны их части - торговые центры) сохраняют мир для жизни-как-прогулки. Иначе говоря, торговые ряды являются мирами, сотворенными приглашенными дизайнерами для сохранения ареала обитания прогуливающегося... Торговые ряды провоцируют постмодерный взлет прогуливающегося, но также и подготавливают почву для последующего разрастания и возвышения этой модели жизни".

В постмодерную эпоху все перевернулось: '"бродяг" и "прогуливающихся" - этих маргиналов модерна с их неподчиненностью, внеструктурностыо, незафиксированностыо, свободой передвижения и ускользанием от локального контроля - этого "обличия анархии в слишком упорядоченном модерне" стало больше, чем оседлых людей. Скитание из маргинальной превратилось в центральную стратегию большинства. И былой мир начал впадать в запустение, свидетельствующее об интенсивной дереализации.

"Постмодерн все поставил с ног на голову. Теперь осталось мало "занятых" и обжитых мест. "Поселившиеся навсегда" вдруг проснулись, чтобы искать места (места на земле, в обществе и в жизни), которые им на самом деле "суждены" и которым они "принадлежат", места еще не обжитые и не занятые; аккуратные улицы сменилась убожеством, заводы исчезли вместе с рабочими местами, искусства больше не находят покупателей, знание обратилось в невежество, профессиональный опыт стал обязанностью, прочные сети отношений распадаются и засоряют место гнилыми отбросами".

Так на постмодерной сцене появляется "турист" - воплощение мобильности и фрагментации. С одной лишь поправкой, что туризм, в отличии от прогулки, это все-таки вид активности, а не тип личности. Цель туриста - новый опыт, им движет стремление покинуть повседневность и "запрыгнуть" в новое, определяемое в зависимости от странности, экзотичности и безвредности (очень важный момент: турист

БАУМАН

всегда имеет пакет средств безопасности). Сам мир предназначен чтобы возбуждать, наслаждать, изумлять, предназначен служить для практикования "техник себя" - другого оправдания этому миру и существованию в нем туриста нет. Поэтому жизнь устраивается по эстетическим критериям.

Но чем больше "туризм" становится жизнью, - отмечает Б., - тем сложнее ощущать наличие дома. Дома не в смысле улицы, города, а именно в смысле самой установки - здесь мой дом. здесь я живу, здесь мой мир: дом как символ центрированной и главенствующей повседневности, символ реального и упорядоченого мира. Дом становится будущим временем и одновременно страхом быть привязанным к дому, одновременно и убежищем, и тюрьмой. Бездомность - это пренебрежение реальностью повседневного, это дереализация в туристической модели жизни.

Еще одна модель постмодерной идентичности, по Б., -"игрок". Собственно, сама игра и характеризует эту модель. В игре нет ни неизбежности, ни случайности; нет ничего неизменного и необратимого. Ничего нельзя полностью предсказать или проконтролировать. Это мир риска и эвристических решений, а не алгоритмических цепочек поведения. Весь мир - это игрок. Его время состоит из последовательности игр, а каждая игра - закрытое, практически непроницаемое пространство. Цель игры - выиграть, и здесь нет места сочувствию, жалости, расплате. Постмодерная игра не упорядочивает мир. не производит мораль и право, а наоборот, дестабилизирует, деморализует, дереализует. Этим ее культурное значение радикально отличается от прекрасно проанализированного И.Хейзингой мира архаической и модерной игры. И очевидно не серьезное выступает альтернативой постмодерной игры у Б., а иной тип игры, заслуживающий отдельного анализа, который он и проделывает.

В этой же логике формируется техника использования удовольствий. Модерный этос строился на принципе отложенного и запасенного удовольствия, на аскетизме пустынного отшельника, с его постоянной неудовлетворенностью и разорванностью между "здесь"'-ождианием и "там"-удовлетворением. Задержка наслаждения становилась энергетикой, заставляла запасаться на будущее и делала сверхзначимым сохранность и эффективность запасов. Так формировался капитал и сам мир раннего капитализма: упорядоченный, детерминированный, предсказуемый, застрахованный.

"Туристы" и "игроки" стремятся к наслаждению здесь и сейчас. Они ничего не запасают, не обременяют себя ради отложенного удовольствия никакими обязанностями. Само откладывание чего бы то ни было, включая удовлетворение, не имеет для них смысла, поскольку не существует больше той линии времени, на которой можно было бы выстроить порядок следующих друг за другом эффектов запасания и счастья. И, вероятно, постмодерное использование удовольствий скорее аппелирует не к отложенности желания и удовлетворения, а к актуальности наслаждения. При этом тело "туристов" и "игроков" размещено преимущественно в рамках частной собственности, с ним требуются специальные нормы обращения: фитнесс, диета, калории и пр. Это уже даже не тело, а практики воплощения, которые провоцируют

характерную шизофреническую раздвоенность: между стремлением к экстатическим проявлениям и тотальным контролем, между необходимостью быть в теле как в себе и существованием во вне как престижная собственность. Модель "туриста" "воплощает" в теории Б. ключевое понятие мобильности, постоянного движения и перемещения, "бытия-в-движении", которое концентрирует базовые представления о динамике постмодерного общества.

Последствия гипер-мобильности и фрагментации отражаются на динамике социальных институтов. Первой удар дестабилизации принимает на себя, по мысли Б., институт семьи. Главное, что он при этом утрачивает - это функция связи поколений. В самостоятельном моделировании своей индивидуальной траектории самоутверждения, будучи лишен жесткой принудительности традиции, человек не ищет опоры в корнях и роде. Если авторитеты возникают, то возникают ниоткуда, чтобы, уловив момент доверия, незаметно исчезнуть в никуда - и спросить оказывается не с кого. Постмодерная мораль личного выбора зацикливает ответственность перед собой, а не перед другими. И семья переходит в разряд формального атрибута состоятельности и выполнения отнюдь не первостепенных обязанностей. "Мост в бессмертие" в постмодерном мире характеризуется стратегией запе-чатления личных достижений в приватной логике успеха, а не в памяти рода или народа. Аналогичным образом "туризм приводит к разуршению структур местных сообществ и упразднению публичных пространств, существование которых базировалось на оседлости и укорененности.

Б. также убедительно показывает, сколь стремительно меняются параметры социальной стратификации (см.) под влиянием мобильности и производимой ею социальной поляризации. Разрыв в доходах европейцев и африканцев за столетие вырос почти в 5 раз и это соотношение стало равным 50. Мир поляризуется. Эти тенденции обретают красочную идеО' логическую обертку в "концепции" глобализации. Реальность же такой институциональной динамики (войны, как ее называет Б.) состоит в том, что "центры принятия решений, вместе со всеми расчетами, на основе которых они принимаются, последовательно и неуклонно освобождаются от территориальных ограничений - ограничений, налагаемых местоположением... В эпоху взрыва коммуникаций, когда мгновение сжалось до мельчайшей доли секунды, пространство и пространственные маркеры теряют свое значение; по крайней мере для тех, кто может придать своим действиям скорость электронного письма". Но упразднение пространства становится механизмом социального исключения тех, кто остается привязан к месту и иммобилен. Быть местным в глобальном мире означает социальную деградацию. Глобализация вытесняет "местное", превращает его в отходы и издержки собственного триумфального шествия.

Особенно явственно эти тенденции дают о себе знать в экономике. Капитал и его хозяева (инвесторы) совершенно не зависят от конкретного местоположения предприятий и тем самым оказываются вне территории, вне обязательств перед местным сообществом, вне любых социально значимых обязательств. Мобильность капитала всегда позволяет ему навя-

БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ

зывать свои правила игры или уйти без последствий для себя. Политическая власть, неразрывно связанная с экономическим капиталом, также неизбежно отчуждается от своих обязательств на данной конкретной территории и утрачивает свою географическую реальность.

Однако Б. не считает, что эти социокультурные тенденции имеют лишь негативные институциональные последствия. С его точки зрения, при всем том, что модерная модель отношений труда и капитала претерпевает значительные изменения, что новые линии стратификации провоцируют усиление разобщенности и нестабильности, новый тип отношений обещает существенное смягчение базового экономического конфликта. И здесь основная роль отводится Б. "государству благосостояния". Но уже не по экономическим соображениям, как в момент возникновения этого типа государства в эпоху модерна, а по моральным: показатели человечности общества должны измеряться качеством жизни слабейших его членов, и это ныне единственное оправдание государства благосостояния. Таким образом, оно противопоставляет морали "сильных" (власти) политическую поддержку "слабых" (политику). И если конфигурации власти и политики создают позитивную сумму индивидуальных векторов и траекторий (остающихся, однако, скоротечными социальностями), оформляют некоторый "здравый смысл", уверенность в сегодняшнем дне, "ощущение, что время на нашей стороне", тогда, считает Б., мы вправе говорить о социальном прогрессе как универсальном критерии для любых социальных структур, а не как о модусе исторического

Здесь Б. в духе неосоциализма пытается преодолеть проблематичность индивидуализации морали и выступает за выработку универсальных этических критериев развития, минимум которых он связывает с преодолением имущественных разрывов и уменьшением бедности. На пути такого прогресса демократия может рассматриваться как постоянный источник нестабильности и деинституциализации, поскольку провоцирует "борьбу за права". Ее действенность всегда под угрозой из-за того, что стремление людей к свободе не является постоянной переменной в отличии от постоянства репрессивных амбиций власти. Однако Б. демонстрирует, что теоретической необходимости демократий в постсовременных обществах не существует и что демократические принципы в условиях гипериндивидуализации оказываются под вопросом.

В работах Б. можно проследить ключевую линию про-блематизации, в которой он обостряет противоречие между социальным порядком и моральным установлением. По глубине разработки проблемы идеи Б. безусловно не менее значимы, чем знаменитые выводы М.Вебера (см.) об отношении протестантской этики и капитализма [см. "Протестантская этика идух капитализма" (Вебер)].Наиболее острый момент в противоречии социального и морального связан, по Б., с тем, что постмодерная социальность перешагнула за тот предел, за которым практически невозможно определить существование общества без глубокой моральной рефлексии. Причем не столько в рационально-критическом аспекте, сколько в эмоционально-чувственном. Здесь идеи Б. сближа-

ются с размышлениями в поздних работах П.Сорокина (см.), в которых он показывает, что основы социальной интеграции лежат в общечеловеческом переживании любви. Любовь как первичное и наиболее глубокое отношение к другому, с точки зрения Б., есть особая форма действия-рефлексии за пределами этики и социального действия, формирующая основы социальности.

Д. В. Галкин

БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ- понятие, используемое для характеристики состояния человека, испытывающего страх перед свободой и прибегающего в жизни к бессознательным механизмам защиты, позволяющим ему реализовать скрытое желание, заключающееся в стремлении покончить со своей собственной свободой и избавиться от ее бремени.

Понятие "Б.отС." было введено в научную литературу американским психоаналитиком Э. Фроммом (см.). В одноименной работе "Бегство от свободы" (1941) он попытался не только ответить на вопросы, что означает свобода для современного человека, каковы его переживания по поводу обретенной им свободы и почему индивидуум стремится избавиться от нее, но и раскрыть психологические механизмы Б.отС, к которым человек прибегает в процессе своей жизнедеятельности. В отличие от 3. Фрейда (см.), высказавшего лишь некоторые соображения о свободе человека, Э. Фромм уделил значительное внимание обсуждению данной проблематики. Если основатель психоанализа исходил из того, что свобода ограничивается вместе с развитием культуры, "индивидуальная свобода не является культурным благом", а стремление к свободе направлено или против определенных форм и притязаний культуры, или против культуры вообще, то Э. Фромм полагал, что "свобода определяет человеческое существование как таковое" и понятие свободы меняется в зависимости от степени "осознания человеком самого себя как независимого и самостоятельного существа". Если, согласно 3. Фрейду, человек "всегда будет отстаивать свои притязания на индивидуальную свободу против воли масс", то, по мнению американского психоаналитика, свобода может превращаться в невыносимое страдание, и у человека возникает непреодолимое желание избавиться от нее, найти какой-либо иной способ связи с миром и людьми, чтобы "избежать неуверенности, пусть даже лишившись свободы". Подвергнув анализу завоевание свободы в эпохи средневековья, Возрождения и развития капитализма, Э. Фромм пришел к следующим заключениям: в процессе превращения ребенка во взрослого человека и становления человечества наблюдается постоянное стремление к обретению свободы от внешних сил, но не осознаются те внутренние принуждения и страхи, которые ставят под сомнение все завоевания свободы; проблема свободы не только количественная, но и качественная; свобода имеет двоякий смысл, поскольку, с одной стороны, человек освобождается от уз прежней власти и становится "индивидуумом", а с другой - он ощущает одиночество и собственное бессилие, превращается в орудие внешних целей, отрывается от самого себя и окружающего его мира; следует различать "свободу от" внешних ограничений и "свободу для" реализации внутреннего потенциала

БЕДНОСТИ ПОРОГ

человека: "свобода от" принесла человеку победу над силами природы, независимость от обстоятельств жизни, но в то же время изолировала его от других людей, породила в нем чувства одиночества, бессилия, пустоты, тревоги; если человек не может перейти от негативной "свободы от" к позитивной "свободе для", то он различными способами стремится "избавиться от всякой свободы вообще". Основываясь на психоаналитическом представлении о действии бессознательных сил в глубинах человеческой психики, Э. Фромм сосредоточил внимание на раскрытии психологических механизмов Б.отС. Он показал, что пути избавления от свободы являются следствием неуверенности и беспомощности изолированного индивидуума, который в попытках избавления от тревоги прибегает к таким психологически действенным и социально значимым механизмам Б.отС, как авторитаризм, разрушительность, конформизм. Авторитаризм связан со стремлением человека к подчинению и покорности, мазохизму и садизму, обретению новых вторичных уз вместо утраченных первичных. Разрушительность - с полной ликвидацией объекта, чтобы тем самым избавиться от невыносимого чувства собственного бессилия. Конформизм - с отказом человека от самого себя, утратой собственного Я, превращением в робота. Анализ свободы и психологических механизмов Б.отС. в современном мире привел Э. Фромма к пониманию того, что процесс развития свободы не является порочным кругом, с неизбежностью предполагающим усиление стремления человека к избавлению от свободы как таковой. По его убеждению, возможны варианты такого развития, когда человек может быть свободным и независимым, но в то же время связанным с другими людьми и человечеством. Речь идет об обретении человеком "свободы для", той позитивной свободы, которая предполагает спонтанную активность индивидуума в направлении развертывания его внутреннего потенциала и творческих возможностей, реализации чувственных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, становления продуктивной и преисполненной любви личностью.

В.М. Лейбин

БЕДНОСТИ ПОРОГ- нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов отдельного индивида, семьи за определенный период времени, обеспечивающий прожиточный минимум. Впервые Б.П. установили английские социологи Ч. Бут и С. Раунтри в 1890-е.

В основу современных трактовок Б.П. положена концепция бедности абсолютной (см.), в соответствии с которой он определяется как уровень доходов или расходов в денежном выражении, ниже которого невозможно обеспечить минимальное питание и удовлетворение основных потребностей непроизводственного характера. Методология Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в национальной оценке Б.П. основывается на концепции абсолютной бедности; что же касается концепции бедности относительной (см.), то при расчете этого показателя в программе ПРООН она не используется. Методологически достоверными являются оценки Б.П., основанные на данных, взятых из фактического обследования бюджета

домохозяйств, доходов или расходов. Так, если за Б.П., по данным ПРООН 1996, взять доход в один доллар США в день, то 33 % населения развивающихся стран, или 1,3 миллиарда человек, относятся к категории бедных. Численное значение Б.П. фиксируется либо в цифровом выражении, либо в виде доли среднего дохода (обычно от 40 до 60 %), либо через сравнения материального положения нижних 10 или 20 % населения с уровнем жизни остальных граждан.

А. Б. Александрова

БЕДНОСТЬ- отсутствие достаточных материальных ресурсов для поддержания здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни людей, обусловливающее их существование ниже официального уровня прожиточного минимума. Б. характерна для любой экономической системы. Глубина Б. определяется макроэкономическими показателями: производственным потенциалом страны, валовым национальным продуктом и благосостоянием народа, а также внутренней и внешней политикой государства.

Б. бывает двух видов: 1) ситуативная Б. - Б. человека или семьи, испытывающих в данный момент соответствующие материальные затруднения; 2) постоянная Б. - выражающаяся в отсутствии жилья, другой собственности и перспектив на получение работы. Критериями наличия Б. являются безработица и инфляция, уровень которых характеризует степень Б. К основным критериям Б. относят: уровень доходов, приходящихся на одного человека, потребительскую корзину и прожиточный минимум. Бюджет прожиточного минимума - стоимость минимальной корзины потребительских товаров и услуг, необходимых для поддержания здоровья и выполнения труда. Чем больше корзина, тем выше порог Б., и. следовательно, к категории бедных относится большее количество людей. Общий уровень Б. в каждой стране определяется как доля бедных в общей численности населения от 15 лет и старше.

В мире существует несколько методов оценки Б.: 1) статистический - в соответствии с которым бедными считаются 10-20 процентов всего населения, распределенного в общий ряд по размерам получаемых доходов, 2) нормативный - метод минимальной потребительской корзины, 3) метод лишений - основанный на расчете недопотребления определенных продуктов, 4) стратифицированный метод - метод отнесения к бедным определенных групп людей, не способных к самообеспечению (старики, инвалиды, дети без родителей, иммигранты и т.д.), 5) эвристический метод - который представляет собой социологический опрос с целью определения достаточного и недостаточного уровня жизни и 6) экономический метод - который характеризует категорию бедных теми ресурсными возможностями государства, которые распределяются на данную категорию людей для поддержания их материальной обеспеченности.

Обычно выделяют два способа борьбы с Б.: 1) поддержание основных доходов на уровне, необходимом для действующих в обществе стандартов потребления. Этот метод применяется в развитых странах и направлен на сокращение численности бедного населения. Он включает в себя меры по предупреждению увеличения бедных и поэтому связан с про-

ведением такой экономической политики, которая позволила бы увеличить доходы основной массы населения, организовать механизм оказания поддержки нуждающимся, создать новые рабочие места, поддержать малый бизнес и частный сектор путем предоставления налоговых льгот; 2) адресная социальная помощь тем нуждающимся, кто находится в крайне тяжелом материальном положении. В соответствии с этой программой обеспечивается выделение определенной суммы средств из национального дохода для осуществления помощи нуждающимся. Данный способ является основным для развивающихся стран, но в определенных случаях может применяться и в развитых странах.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология: Энциклопедия

с внизу... Социология Энциклопедия... Понятия от АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ АКСИОМЕТРИИ АТТИТЮДА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А.А. Грицанов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А.А. Грицанов
АБУШЕНКОВладимир Леонидович (р. 1957) -белорусский социолог и социальный философ. Кандидат философских наук (1985), доцент (1991). Зам. директора Института социологии НАН Беларуси

С.А. Радионова
АВАНГАРДИЗМ(фр. avant-garde - впереди идущий) -компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции. Исходно термин "А." был

Д.В. Галкин
АВТОКРАТИЯ(греч. autos - сам и cratos - власть) -форма государства (см.), где высшая государственная власть принадлежит одному субъекту. Данный субъект - глава государства- являетс

A. Wozniak
АГРЕССИЯ(лат. aggredio - нападать) - понятие, используемое в настоящее время для обозначения самых разнообразных видов и форм поведения - от реплик и элементов пародий до применени

Т. Г. Румянцева
АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ- процесс и результат приспособления индивида к требованиям профессии, усвоения им профессиональных и социальных норм поведения, необходимых для выполнени

Г.Н. Соколова
АДЕКВАТНЫЙ(лат. adaequatus - приравненный) - соразмерный, соответствующий, согласующийся, равный, эквивалентный. Представление, образ, знание считаются А., если они соответствуют в

А.А. Грицанов
А АДОРНО АДОРНО(Adorno), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (Wiesen-grund-Adorno) Теодор (1903-1969)- немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представит

СВ. Воробьёва, Ю.А. Коршунов
АЛГОРИТМ(лат. algoritmi, algoritmus; первоначально -транслитерация имени среднеазиатского ученого 9 в. - Муха-меда бен Мусы аль-Хорезми) - одно из основных понятий логики и математ

Г. В. Беляев
АЛЕКСАНДЕРДжеффри (р. 1945) - американский социолог, представитель неофункционализма. Впервые ввел в научный оборот термин "неофункционализм". В своем основном труде &quo

А.А. Грицанов, Е.Н. Вежновец
АЛЬБЕРТ(Albert) Ганс (р. 1921) - немецкий философ, социолог, экономист. Представитель "критического рационализма", который трактовал в духе необходимости развития самокри

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАНТНЫЙ- группа методов многомерной статистики, предназначенных для 1) описания различий между классами и 2) классификации объектов, не входивших в первоначальную вы

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ДИСКУРСА(дискурс-анализ) - совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретн

А.Я. Сарпа
АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ(ANOVA) - статистический метод, предназначенный для исследования причинной связи между переменной зависимой (см.) и одной или несколькими независимыми переменны

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ- совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессо

СВ. Воробьёва
АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ(автоматическая классификация, таксономия, распознавание образов) - совокупность многомерных статистических методов, предназначенных для исследования структуры нек

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ- группа методов, предназначенных для исследования корреляции (см.) между переменными (см.). Корреляционная связь не предполагает причинной зависимости между п

О.В. Терещенко
АНАЛИЗ ЛОГЛИНЕЙНЫЙ(логарифмически-линейный) - метод анализа категориальных (номинальных) данных, позволяющий исследовать отношения между переменными в таблицах сопряженности; обобщ

СВ. Сивуха
АНАЛИЗ МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ- раздел математической статистики (см.), предназначенный для анализа связей между тремя и более переменными. Можно условно выделить три о

О. В. Терещенко
АНАЛИЗ ПУТЕВОЙ- метод анализа данных опросов, предложенный Х.Блалоком, который он считал основным источником эмпирической информации в социальных науках. Его книга &quo

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ -см. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ- группа методов исследования структуры и снижения размерности (см.) пространства переменных (см.). Модель А.Ф. предполагает, что значение любой измеряемой переменн

О. В. Терещенко
АНАРХИЯ(греч. anarchia - безвластие) - понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм - общест

А.А. Iрицинов
"АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВ-НОСТИ"("The anatomy of human destructiveness", 1973) -произведение Фромма (см.), посвященное проблеме агрессивности как биолог

К. И. Скуратович
АНТИТЕХНИЦИЗМ- мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются не

Л. Г. Титаренко
АНТИУТОПИЯ- самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, обществ

А.А. Грицанов
АНТОНОВИЧИван Иванович (р. 1937) - белорусский и российский философ и социолог, специалист в области международных отношений, политической социологии. Окончил Минский педагогически

В. И. Овчаренко
АНТРОПОЛОГИЯ(anthropology), реже- общая А. (general Anthropology) - преимущественно в англоязычных странах - совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех историче

П. В. Терешкович
АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ - см. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. АНТРОПОТЕХНИКА- совокупность прикладных технических знаний для работы с человеком. Идея А. возникает в 20 в. как ф

В. В. Мацкевич
АРГУМЕНТАЦИЯ(лат. argumentatio) - понятие, обозначающее логико-коммуникативный процесс, служащий обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия, понимания и (или) прин

В.Н. Фуре
АССИМИЛЯЦИЯ- в социальных науках - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнической групп

А.О. Рабинович
АУДИТОРИЯ- специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также ф

Л. Г. Титаренко
АУДИТОРИЯ СМИ- совокупность получателей сообщения, общего для всех ее членов. А. может представлять собой социальную группу и тогда обладать характеристиками: локализована в простр

М. В. Батурчик
АУТВЕЙТ(Outhwaite) Уильям (р. 1949)- британский социолог. Доктор философии, профессор университета Сас-секс, Брайтон (Англия). Основные работы: "Формирование понятий в социаль

Д.М. Булынко
АУТИЗМ(от греч. autos - сам) - отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя. 1) Понятие "А." б

А.А. Грибанов
БАЗИСи НАДСТРОЙКА(греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социологии (см.), характеризующие структуру "общественно-экономической форма

А. Б. Александрова
БЕДНОСТЬ ДОГОНЯЮЩАЯ- социокультурное явление, показывающее стремление к достижению субъектами бедности (см.) стандартов и уровня жизни экономически более обеспеченных социальных гр

А. Б. Александрова
БЕДНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ- невозможность поддерживать уровень жизни, принятый в данном социуме. Определяется общими уровнями жизни в различных обществах и основывается на кул

А.Б. Александрова
БЕЗНЮКДмитрий Константинович (р. 1970) - белорусский социолог, кандидат социологических наук (1997), доцент (2000). Окончил философское отделение Белорусского государственного унив

А.А. Грицанов
БЕРГЕР(Berger) Артур Аза (р. 1933) - американский ученый, специалист в области качественных методик в социологическом исследовании, теории и практики речевого воздействия, специфик

А.А. Berger, И. Ф. Ухваноеа-Шмыгова
БЕРГЕР(Berger) Питер Людвиг (р. 1929) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания (см.). Возглавлял Институт экономической культуры Бостонск

С.А. Радионова
БЕРДЖЕСС(Bergess) Эрнст (1886-1966) - американский социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории для исследования г

Г.Н. Соколова
БЕРДЯЕВНиколай Александрович (1874-1948) - русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 19

А.А. Грицанов
БЕРНШТЕИН(Bernstein) Эдуард (1850-1932) - теоретик и деятель европейского социал-демократического движения. В 1872 примкнул к немецким социал-демократам. В 1881-1890

Е.М. Прилеп ко
БЕСТУЖЕВ-ЛАДАИгорь Васильевич (до 1967 Б. выступал под псевдонимом Лада) (р. 1927) - российский социолог, специалист в области социального прогнозирования, социальных проблем росси

А.В. Бобрикоеа, Л.М. Сагальчик
БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ(лат. Ы - два и лат. sexus - пол; буквально - "двойная сексуальность"). Наиболее распространенные значения: 1) фундаментальная характеристика конституциона

В. И. Овчарепко
БИХЕВИОРИЗМ(англ. behaviour - поведение) - одно из ведущих направлений в психологии конца 19 - начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой "поведе

ЕМ. Прилепко
БОДРИЙАР(Baudrillard) Жан (р. 1929) - французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: "Система вещей" (см.), "К критике политической экономии знака&q

Д.В. Галкин
БОКЛЬ(Buckle) Генри Томас (1821-1862) - британский мыслитель и историк. Испытал большое влияние идей Конта (см.). Главное сочинение - незаконченная двухтомная "Исто-

А.А. Грицанов
БОЛЬШЕВИЗМ- идеология, теория и социальная практика экстремистского направления в российском революционном движении начала 20 в. Возникновение Б. как самоосознающего интеллектуальн

А.Л. Грицанов
"БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ КОНЪЮНКТУРЫ" "БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ КОНЪЮНКТУРЫ"- книга (1925) Н.Д. Кондратьева (см.). В работе обращено внимание на движущее противоречие внутр

А.А. Грицанов
БУРДЬЕ(Bourdieu) Пьер (1930-2002) - французский социолог, представитель поструктурализма (см.). Основатель и издатель (с 1975) журнала "Ученые труды в социальных науках",

Н.А. Шматко
БУРЖУАЗИЯ(франц. bourgeoisie от позднелат. burgus -укрепленный город; англ. аналог - middle class - средний класс) - историко-социологическое понятие для обозначения социальной кат

А.А. Грицанов
БУТЕНКОИрина Анатольевна (р. 1955) - российский социолог. Окончила МГУ (1977). Кандидат философских наук (1982); доктор социологических наук (1991). В 1982-1988 - сотрудни

С.А. Радионова
ВЕБЕР(Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920)- немецкий социолог, философ и историк конца 19-начала 20 в. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), про

Л. Г. Ионин
ВЕБЛЕН(Veblen) Торстейн Бунд (1857-1929)- американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор филосо

М.Г. Баканова
ВЕЖНОВЕЦЕвгений Николаевич (р. 1959) - белорусский социолог и политолог. Родился в г. Орша. Окончил Витебский государственный педагогический институт (1981). Преподавал учебные кур

И.И. Овчаренко
ВЕРИФИКАЦИЯ(позднелат. veriflcatia— подтверждение; лат. verus - истинный, tacio - делаю) - логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (см.) (равно к

А.А. Грицанов
ВЕРОЯТНОСТЕЙ ТЕОРИЯ- математическая дисциплина, изучающая математический аспект феномена случайного, в соответствии с чем центральным понятием этой теории является понятие "В.

О. В. Терещенко
ВИЗЕ(Wiese) Леопольд фон (1876-1969)- немецкий социолог, представитель формальной школы. Профессор в Ганновере (1908-1911), основатель (вместе с Шелером) и профессор Института соци

А.А. Грицанов
ВИКТИМОЛОГИЯ- междисциплинарная социально-правовая наука о закономерностях происхождения, существования и развития виктимизации как социального явления, а также разработке

Д.В. Галкин
ВИРТУАЛИСТИКА(лат. virtus - воображаемый, мнимый) - комплексная социальная дисциплина, изучающая проблемы виртуальности и виртуальной реальности (см.). Как самостоятельная дисципли

А.Е. Иванов
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, виртуальное, виртуальность(англ. virtual reality от virtual - фактический, virtue - добродетель, достоинство; ср. лат. virtus - потенциальный, возможный, до

А.А. Грицапов, Д. В. Галкин, А.Е. Иванов, И.Д. Карпенко
ВКУСОВАЯ КУЛЬТУРА("taste culture") - термин американского культуролога Г.Гэнса, введенный в контексте концепции эстетического и культурного плюрализма, противопоставленно

А.А. Горных
ВЛЕЧЕНИЕ(нем. Trieb) - по З.Фрейду (см.) - стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта, своеобразный первоисточник всякого психическог

В. И. Овчаренко
ВОЗРАСТ КАК ПЕРЕМЕННАЯ- методологическая проблема, требующая особых методов проведения исследований. Основные подходы к исследованиям возраста: 1. Межвозрастной (cross-

А. П. Репеко
ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА- термин демографии (см.), обозначающий график (гистограмму), иллюстрирующий возрастно-половое распределение населения. По вертикальной оси, начиная с возраста 0

Г. Н. Соколова
ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЕ- процесс самостановления и самовозобновления социальных систем; в социальных системах включает в себя воспроизводство материальных благ, воспроизводство

А.А. Грицанов
"ВРАГ НАРОДА"- абстрактный негативный персонаж, атрибутивно присущий идеологии, социальной мифологии и карательной практике государственных режимов революцио-нистского и

А.А. Грицанов
ВСЕМИРНАЯ ДЕРЕВНЯ,или "всемирная глобальная деревня", - термин М.Мак-Люэна (см.), введенный им для обозначения сущности новой коммуникационной и культурной ситуации, кото

А.А. Грицанов
"В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО"("А 1 ombre des majorities silencieuses, ou la fin du social". Paris, 1982) - книга Бодрийара. По мысли а

ВЫБОРКА -см. ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ.
ВЫБОРКА ДОСТУПНАЯ- метод формирования выборочной совокупности (см.), заключающийся в том, чтобы опросить любых представителей генеральной совокупности (см.). В.Д. заведомо не являю

О.В. Терещенко
ВЫБОРКА МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ- частный случай выборки кластерной (см.), метод отбора, при котором на каждой, кроме последней, ступени построения выборки объекты группируются в некоторые

О.В. Терещенко
ВЫБОРКА СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ- процедура квазислучайного отбора респондентов из списка генеральной совокупности, аналог выборки случайной простой (см.). Шаг отбора устанавливается в зави

О. В. Терещенко
ВЫБОРКА СЛУЧАЙНАЯ (ВЕРОЯТНОСТНАЯ)- выборочная совокупность (см.), сформированная с применением вероятностных (случайных, статистических) методов отбора объектов из генерал

О. В. Терещенко
ВЫБОРКА СТРАТИФИЦИРОВАННАЯ (РАССЛОЕННАЯ)- метод извлечения выборки (см.), основанный на предварительном расслоении (стратификации, разукрупнении) генеральной совокупности (см.) на

ВЫБОРКА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ -см. ВЫБОРКИ ОСНОВА.
ВЫБОРКИ ВЗВЕШИВАНИЕ- математическая процедура, предназначенная для восстановления нарушенных пропорций в составе выборочной совокупности (см.) по сравнению с генеральной совокупнос

О.В. Терещенко
ВЫБОРКИ ОШИБКА- разность между средними значениями переменной (см.) по выборке (х) и по генеральной совокупности (^/): A = x — ju- Различают две составляющие В.О. - системат

О.В. Терещенко
ВЫБОРКИ СЛУЧАЙНОЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ ОБЪЕМ- объем случайной выборки, при котором случайная ошибка выборки с заданной доверительной вероятностью не превысит некоторой предельно допуст

О.В. Терещенко
ВЫГОТСКИЙЛев Семенович (1896-1934)- российский психолог, специалист в области фило- и онтогенеза. Автор социокультурной теории сознания. Профессор. Окончил юридический факультет Мо

А.А. Грицанов
ГВАТТАРИ(Гаттари) (Guattari) Феликс (1930-1992)-французский психоаналитик и философ. Один из создателей шизоанализа (см.). Основные собственно философско-социологические сочинения

Д. В. Мапборода
ГЕЛЕН(Gehlen) Арнольд (1904-1976) - немецкий философ и социолог, один из классиков философской антропологии. В 1925-1926 слушал лекции М. Шелера (см.) и Н. Гарт-мана в Кёльне. В 19

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - см. СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ.
ГЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИЙ- традиционно сложившееся неравномерное распределение мужчин и женщин в пределах определенных профессий, имеющее следствием гораздо меньшую профессион

Л. Г. Титаренко
ГЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА- распределение видов деятельности и ролей между мужчинами и женщинами, базирующееся на признаке пола. Следствием этого разделения сложились понятия "

Л.Г. Титаренко
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ- междисциплинарная исследовательская область, концептуальный проект феминизма, в рамках которого реализуются новые возможности, связанные с использованием те

СВ. Воробьёва
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ- полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме. В социологических исследованиях в качестве Г.С. чаще всего выступают совокупности ин

А.Л. Грицанов
ГЕРОНТОСОЦИОЛОГИЯ- относительно новая и быстро развивающаяся отрасль социологического знания, связанная с социальной геронтологией - комплексным разделом науки, в котором социальны

А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко
ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ- понятие социальной философии постмодернизма, выражающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скачкообразного чередования эпистем (М. Фуко

Е.П. Коротченко
ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ(греч. hypostasis - сущность, субстанция) - 1) рассмотрение абстрактных объектов, не обладающих временным и пространственным онтологическими статусами, в качестве н

СВ. Воробьёва
ГИПОТЕЗА(греч. hypothesis - основание, предположение) - форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания

В.Л. Абушенко
ГИПОТЕЗА СТАТИСТИЧЕСКАЯ- предположение о некоторых свойствах генеральной совокупности (см.), которое можно проверить, опираясь на данные выборочного исследования. В социологии част

Е.Н. Вежновец, И.В. Сидорская
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ- проблемное поле, отражающее совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлен

О.В. Кобяк
ГОРОДА СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА(от лат. infra - под; букв. - "подструктура") - созданная человеком подсистема городского устройства, выполняющая функции жизнеоб

О.В. Кобяк
ГОРОДА СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ- 1) социально-пространственная подсистема механизма городского устройства, определяющая дифференциацию мест проживания горожан в зависимости от их поло

ГОРОДА СОЦИОЛОГИЯ -см СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА.
ГОРОДА ЭКОЛОГИЯ(от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и logos - слово, учение) - комплексная характеристика, отражающая состояние и специфику функционирования механизма гор

О.В. Кобяк
ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ- это, с одной стороны, объективно сложившаяся подсистема механизма городского устройства, создающая условия для его стабильно

О. В. Кобяк
ГОРОДСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО- сфера функционирования городской культуры как сложной самоорганизующейся подсистемы механизма городского устройства, основная функция ко

О. В. Кобяк
ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ- комплекс мер по упорядочению работы механизма городского устройства путем регулятивного воздействия преимущественно на социальные подси

О.В. Кобяк
ГОРШКОВМихаил Константинович (р. 1950) - российский социолог, специалист по методологии и методике социологических исследований. Окончил Московский медицинский институт им. Н.А. Се

В.Л. Абушенко
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО- понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отноше

А. Б. Юрт
ГРИШИНАНаталия Владимировна (р. 1947) - российский психолог и конфликтолог. Доктор психологических наук (1996). Профессор факультета психологии Санкт-Петербургского государственног

А.П. Репеко
ГРУППА ОБЩЕСТВЕННАЯ в социологии- в самом широком смысле, множество индивидов, связанных определенными отношениями. В английской философии (Т. Гоббс) и политэкономии 17 в. Г.О. - л

О. В. Терещенко
ГРУШИНБорис Андреевич (р. 1929) - российский социолог, специалист в области социальной философии и социологии. Окончил философский факультет МГУ (1952), аспирантуру МГУ (1

А.А. Грицанов
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- в СМД-мето-дологии (см.) - систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности

В.А. Балцееич
ДАВИДЮКГеоргий Петрович (р. 1923) - белорусский социолог, основатель белорусской социологической школы. Участник

Н.В. Александрович I
ДЕБОР(Debord) Ги (1931-1994) - французский социаль- j ный мыслитель, теоретик искусства, кинорежиссер и худож-1 ник; автор концепции "общества спектакля" (1967) и основат

А.Р. Усманот
ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ- уменьшение в цивилизованных государствах доли отраслей материального производства и увеличение доли доходов непроизводственных отраслей в валовом внутреннем про

А.А. Грицанов
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА- целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает сис

Л.П. Шахотько
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ- предрасположенность личности, определяющая согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к тем или друг

Л. П. Шахотько
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ- резкое ускорение рос та численности населения из-за установления промежуточного типа воспроизводства населения. Выделяются три основных типа воспроизводства

Е.А. Кечина
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ- философ-ско-социологический термин, введенный в научный оборот Новаком (см.) для характеристики окончательно конституировавшегося на протяжении второй п

А.А. Грицанов
"ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ"- утопическая концепция и программа, провозглашающая возможность построения (в условиях доминирования государственной/коллективной собственност

А.А. Грицанов
ДЕМОСКОПИЯ(греч. demos - народ, skopeo - смотрю) -прикладная социология, занимающаяся проведением опросов населения; вид исследования, который используется для наблюдения и анализа

О. В. Терещенко
"ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Философские фрагменты"("Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Frag-mente", 1947) - совместная работа Хоркхаймера (см.) и Адор-но (с

Д. В. Майборода
ДИАЛОГИЗМ- направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога (см.) - в качестве отношения к Другому как к "

Д.В. Майборода
ДИАЛОГ КУЛЬТУР- совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными К., а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отно

М.Р. Жбанков
ДИАСПОРА- устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты для подде

О. В. Терещенко
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА-понятие, впервые употребленное Марксом (см.) в работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", обозначающее предполагаемую форму организаци

Л. С. Дудинский
ДИЛЬТЕЙ(Dilthey) Вильгельм (1833-1911)- немецкий философ, психолог и историк культуры. Профессор в университетах Базеля, Киля, Бреслау и Берлина. Главные произведения - "Введе

О. В. 1ерещето
ДИСПОЗИТИВ(франц. dispositif - порядок, расположение как "диспозиция", а также устройство, механизм) - термин социально-философской концепции Фуко (см.), фиксирующий сист

А.А. Грицанов
ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, дисциплина(лат. disciplina -учение) - совокупность процессов и результатов организации, структурации, социализации, институционализации теоретических знаниевых пр

Е. Tauber
ДРИДЗЕТамара Моисеевна (1930-2000) - российский социолог, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социального управления, коммуникации и социально-проектных тех

И.Н. Красавцем
ДРОБИЖЕВАЛеокадия Михайловна (р. 1933) - россий-: ский социолог, специалист в области этносониологии. Окон-, чила МГУ (1956). Доктор исторических наук (1982), профессор (1986). В 1

В.И. Овчаренко
ЗИММЕЛЬ(Simmel) Георг (1858-1918) - немецкий социолог и философ, культуролог. Основоположник формальной школы (см.) в социологии, представитель поздней философии жизни. Окончил фил

В.Л. Абушето
ЗИНОВЬЕВАлександр Александрович (р. 1922) - российский мыслитель - социолог, логик, социальный философ, писатель. Знаковая и одна из наиболее противоречивых фигур как в российской,

Л.А. Грицанов
ЗНАНЕЦКИЙ(Znanietskij) Флориан Витольд (1882-1958)- польско-американский социолог, философ, культуролог. Окончил Варшавский университет. Учился в университетах Женевы, Цюриха, Пари

B.JI. Абушенко
ЗНАНИЕ-селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая соц

М.Р. Жбанков
ИДЕАЛ(греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мирово

А.И.Лойт
ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД И ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ- понятие методологии науки, раскрывающее специфику построения и функционирования теоретического и эмпирического зн

А. И. Лойко
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП- методологическая категория, предложенная М. Вебером (см.) для определения статуса концептуальных средств, применяемых в социальном и историческом познании. Опасной о

В.Н. Фуре
ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД- разработан М. Вебером (см.) и использовался им в социологических исследованиях. И.Т.М. позволяет преодолевать противоположность реалистической и номиналистич

Л.И. Науменко
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ГОСУДАРСТВА- понятие неклассической философии (прежде всего неомарксизма - см.), фиксирующее в своем содержании инструменты проведения в жизнь госп

Е.П. Коротчето
ИДЕОЛОГИЯ(от греч. idea - понятие, представление и logos - слово, понятие, учение) - совокупность разнородных более или менее упорядоченных иллюзорных идей, концепций, мифов, веров

А.А. Грицанов
"ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?"("То have or to be?", 1976)-работа Фромма (см.), посвященная анализу "бытия" и "обладания" как фундаментал

А.А. Грицачов
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при Администрации Президента Республики Беларусь(далее - ИСПИ) - структура, образованная в соответствии с Указом Президента Республики

М.Н. Хук
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси- образован постановлением Совета Министров БССР от 16.01.1990 № 12 на базе пяти отделов Института философии и права АН БССР

А.Д. Шукаев
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА- комплексная стратегия достижения информационного превосходства при противоборстве в конфликте путем воздействия на информационную среду противника при одновре

И. В. Сидорская
ИНФОРМАЦИЯ(лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знани

АЛО. Бабспщев
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ- метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления. Профессиональный стат

И.Д. Карпенко
ИСКУССТВО- термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художествен

О.Н. Кукрак
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУЧАЯ- форма квазиэксперимента (см.). Каждый исследуемый объект до проведения исследований и наблюдений имеет свою историю. В общем виде схема такого исследования мож

В. Т. Новиков, О. В. Новикова
КАПИТАЛИЗМ(позднелат. capitale от caput - голова) -историко-экономическое и философско-социологическое понятие, традиционно использующееся для обозначения одной из разновидностей и

В.И, Овчаренко
КАРЕЕВНиколай Иванович (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета.

Политическсм индивидуалы ном обществ ние к которя ходе которог орудиями чу ческое перес организации
КАСО К политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимая в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к кот

СЮ. Солодовников
КАСТЕЛЬС(Castells) Мануэль (р. 1942) - американский социолог и экономист. Родился в Испании. В 1958-1962 изучал экономику и право в Университете Барселоны. Будучи активистом движен

А.Д. Шукаев
КАТАСТРОФИЗМ- термин, центрирующий одну из версий понимания процессов эволюции в живой и неживой природе. Собственно термин - "К." - был предложен в 1832 английским матем

П.А. Водопьянов
КАУЗАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ- общее наименование методологических подходов и соответствующих им статистических методов, предназначенных для репрезентации и проверки (предположительно)

А.П. Лимаренко
КИБЕРНЕТИКА(древнегреч. kybernetike [techne] - "искусство управления") - отрасль знания, суть которого была сформулирована И. Винером как наука "о связи, управлении

СВ. Силков
КИСТЯКОВСКИИБогдан Александрович (1868-1920) -украинский и российский философ, социолог, правовед. С 1888 - студент историко-филологического факультета Киевского университета. В 18

А. Р. Усманова
КОЗЕР(Coser) Льюис А. (р. 1913) - американский социолог, один из основных теоретиков социологии конфликта. Основные сочинения: "Функции социального конфликта" (1956); &qu

Л.Ю. Бабайцев
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ- разновидность социальной коммуникации (см.), при которой в качестве получателя информации (см.) выступает неструктурированный по типологическим критериям сов

И. В. Сидорам
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ К КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ- 1)все многообразие информационно-коммуникационных взаимодействий организации, ко

О. В. Терещенко
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ- процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью воспроизведения, хранения и

М.Р. Жбан кон
КОММУНИТАРИЗМ(comtnunitarianism. от англ. "community" - сообщество) - влиятельное направление в американской социальной теории, сформировавшееся в 1990-х вокруг идей и ра

В.И. Овчаренко
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ- одно из основных понятий '"индивидуальной психологии" А. Адлера (см.) - выражает гипотезу о том, что предпосылкой человеческих неврозов выступае

Л.А. Грицанов
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ- процесс расширенного внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека, который развернулся в середине 20 в. с началом н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги