Характерные черты и разновидности тоталитарных политических режимов. Коммунизм/фашизм.

Обобщающей характеристикой тоталитарного режима в экономической и политической сферах является тотальное отчуждение народа соответственно от собственности и от политической власти. Кроме этого, при завершенном, доведенном до своего предела тоталитарном режиме, наблюдается поглощение государством общества и индивида, полное отчуждение граждан от индивидуальной духовной сферы в результате ее огосударствления. Исчезает грань между политической и неполитической сферами жизни, искореняется любая форма несанкционированной жизнедеятельности. Тоталитарный режим очень просто "решает" проблему большинства и меньшинства: законом карается любое инакомыслие и запрещается любое меньшинство. Устанавливается диктатура одной массовой партии. Формально существующие общественно-политические организации и движения тотально регламентированы в своей деятельности. От всех граждан требуется не просто лояльность, но активное выражение "преданности и энтузиазма по отношению к режиму. Так проявляется присущая тоталитаризму активная несвобода в отличие от пассивной несвободы при авторитарном режиме. При этом политический субъект становится объектом таких неполитических чувств, как любовь, обожание и т.д. Как правило, в тоталитарных режимах нет механизма преемственности власти, поэтому переход верховной власти из рук в руки сопровождается политическими потрясениями, дворцовыми интригами и закулисной возней.

С присущей тоталитарным режимам монополией на политическую и экономическую власть тесно связана и монополия на информацию. Сохранение и упрочение режима невозможно без насилия. Поэтому для тоталитарных режимов характерно применение террора как средства внутренней политики. Столь же свойственны для них и тенденция к милитаризации общества, нагнетание психоза по поводу происков врагов. Наиболее характерной чертой тоталитарных режимов является их идеократичность. "Тоталитарная идеология" отрицает прошлое и настоящее во имя будущего и в этом смысле служит классическим примером утопизма.

Искомое общественное устройство провозглашается высшей формой демократии, обоснованность прихода режима к власти (вне зависимости от того, как это было фактически) объявляется осуществлением воли народа, а свое настоящее и будущее существование режим утверждает, апеллируя к этой "высшей форме демократии" как благу народа. "Утопия, поскольку она считается осуществленной, засасывает реальность и выхолащивает воображение" [Безанеон].

Примеров тоталитарных политических режимов, опирающихся на различные идеологические концепции, XX век дает предостаточно: сталинизм (в СССР и других "социалистических" странах, сегодня - в Северной Корее и на Кубе), фашизм (прежде всего в Германии и Италии), исламский фундаментализм (Иран), гибрид социализма и ислама (Ливия, Ирак). Однако, пожалуй, наиболее интересным является сопоставление сталинизма и немецкого фашизма как разновидностей тоталитаризма. Во-первых, потому, что в данном случае речь идет о нашей собственной истории; во-вторых, - поскольку советский социализм и гитлеровский фашизм представляют собой две практические формы тоталитаризма, близкие к "чистому", идеальному его типу; наконец, в-третьих, следует учитывать и имеющиеся в научной литературе сравнительные исследования двух феноменов тоталитаризма (именно они послужили базой разработки многих классических концепций тоталитаризма).

Общих черт у советского и германского видов тоталитаризма действительно много: начиная с сущностных особенностей тоталитарного режима вообще и заканчивая чисто внешними деталями (специфика партийной жизни и организации, административно-управленческая структура, массовые мероприятия, даже архитектура, художественная литература, кинематография, живопись и т. д.). Труднее разобраться с различиями. Как правило, называют два-три отличия: характер прихода к власти (выборы - насилие), конкретное содержание идеологий (националистическо-расистская - классово-коммунистическая) и т. п.

Нужно говорить о различных социокультурных подпочвах немецкого фашизма и советского сталинизма. Первый – раковая опухоль, крайне кризисное проявление на теле западноевропейской рыночно-демократической традиции. Коммунистический тоталитаризм в России – явление совершенно иного порядка, связанное с особенностями российского развития с его традиционализмом, мессианством и столкновением европейского и восточного. Гитлер, фигурально выражаясь, - одно из явлений массовой "рыночной" культуры, он появляется как рыночная звезда (сродни голливудским), "сделанная" политическим рынком. Сталин же - это совершенно другое, скорее, собственно религиозное явление. Он бог или, как минимум, сын бога. Его можно нарисовать, изобразить, сыграть в кино, но нельзя стать рядом с ним, на один с ним уровень. Это говорит о совершенно разной природе культов Гитлера и Сталина, о принципиальных отличиях "культового сознания" в фашистской Германии и СССР. Если второе - своего рода религиозный фанатизм, то первое - реализация того, что Э. Фромм называет авторитарным характером. Другими словами, если "тоталитарное сознание" фашистской Германии - это способ бегства от свободы, то советское "тоталитарное сознание" - сознание, еще не знавшее свободы, не воспринимающее ее как ценность. Из разграничения различных видов тоталитарных режимов следует, может быть, самый важный для нас сегодня вывод: видовые особенности определенного режима, несомненно, не должны упускаться из поля зрения при анализе проблем демонтажа тоталитарного режима, перехода от тоталитаризма к демократии.