С вершин современного знания о политике можно уверенно утверждать, что это явление возникло как своеобразный социальный заказ на особые посреднические органы в отношениях между людьми, которые в дальнейшем превратились в публичные органы власти, то есть в государство. Происходило это продолжительное время. Содержание процесса постепенно видоизменялось. На первичных этапах развития человечества его сообщества не знали никакой другой дифференциации, кроме семейно - родственной. Отсутствовало и резкое противопоставление интересов, поскольку господствовал общий интерес — выжить. В этих условиях в производстве и распределении продуктов действовали механизмы самоорганизации в виде религиозных догматов и обычаев, которые, так сказать, естественным путем регулировали процесс удовлетворения потребностей и поддерживали целостность существующего сообщества. Но материальный прогресс вызвал социальную, этническую и религиозную дифференциацию социума.
Возникновение политики — свидетельство нового качества общества. Целостность, интеграция и стабильность социума достигаются не за счет локальных семейно-родственных связей людей, а благодаря выделению из общественного труда управленческих функций, образованию публичных руководящих органов, появлению руководителей и руководимых.
Природа политики состоит не в расколе общества на классы, как это считали, например, французские историки Гизо, Минье, Тьер, а тем более Маркс, Энгельс, Ленин, а в общественной необходимости согласовывать разносторонние интересы людей и сохранять стабильность социума. В новое и новейшее время политика все в большей степени становится орудием реализации такого общественного интереса, как свобода человека. Власть, исполняя свои функции, вынуждена ограничивать свободу, но делается это ради достижения оптимума свобод граждан, чтобы кто-то из них — то ли индивиды, то ли группы — не потеряли ее окончательно.
Однако, что бы ни происходило с политикой, историческая эволюция свидетельствует о неизменности ее фундаментальных основ. Если они когда-нибудь и станут другими, то произойдет это вместе со сменой всей человеческой цивилизации с присущей ей системой организационных и регулятивно-контрольных сфер. Исчезновение политики, даже в какой-нибудь отдаленной перспективе, не реально.
Основные свойства политики:
- инклюзивность, или способность безграничного . «проникновения» в другие сферы общества, шли соединения с другими регуляторами человеческих отношений;
-функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых;
- единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения;
- функциональность, способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.
Функционирование политики в форме соучастия и взаимодействия руководителей и руководимых обусловлено наличием групп населения, из которых одни выполняют функции управления обществом (элита, лидеры), а другие подчиняются, но при этом влияют на выбор элитарных групп и на содержание проводимого ими курса. Такое свойство политики характеризует ее как противоречивое явление, в котором четко просматриваются две ее противоположные тенденции. Одна состоит в том, что при определенных условиях политическая власть, как и экономическая, может стать опасной, конкретные носители ее, как правило, пытаются взять на себя как можно больше функций и таким образом ограничивают свободу человека Вторая тенденция означает обратный процесс, то есть влияние руководимых (электората) на политику. Таким образом, вечный вопрос общества «кто руководит» должен быть дополнен другим, не менее важным, — «кто контролирует».
Соединение сознательного (рационального) и стихийного (иррационального) в политике, конкретное соотношение между ними зависит от многих условий и факторов. Среди них главную роль играют такие, как конкретно-исторические условия развития социума, политическая культура граждан, общекультурный и профессиональный уровень властной элиты.
Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты ее: политические отношения, политическое сознание и политическая организация общества.
Политические отношения — это специфические устойчивые связи общественных групп между собой и с институтами власти. Политическое сознание — это многоуровневое образование, включающее в себя массовое, групповое и индивидуальное сознание. Политика как определенный социальный феномен обязана публичным органам власти, а также различным негосударственным политическим институциям. Вместе они составляют организационный хребет политики, который в политологии называется «политическая организация» общества.
Взаимодействие этих структурных элементов придает политике внутреннюю целостность, позволяет ей выполнять важные функции в обществе.
Общей функцией является функция самостоятельного руководства и управления общественными процессами и достижению благодаря этому интеграции различных слоев населения, целостности и стабильного социума. Реализация этой общей функции обеспечивается такими важными и четко выраженными функциями:
- отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика здесь выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей
удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса; изучение и рационализация противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов
граждан. Властные структуры направляют эти противоречия в цивилизованное русло диалога граждан между собой и с государством;
- человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельное социально активное существо. Превращение человека в гражданина, совершаемое политикой, происходит благодаря тому, что она представляет собой специфическую область социализации личности, приобщение ее к миру сложных социальных отношений;
- обеспечение инновационности социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации, формировать предпосылки воспроизведения расширенного порядка человеческого сотрудничества.