Политические идеи Древнего Востока. Этико-патерналистская теория Конфуция.

Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства в древнеиндийских и древнекитайских государствах привело к созданию политических структур восточного типа.

Их особенности: пирамидальный характер власти и управления, административно-бюрократический контроль основных эконом-их и символических ресурсов общества, сакральный характер власти и ее персонификаторов. Их социально-полит-ие представления носят религиозный характер. Легитимность властных отношений основывается на сакральных свойствах правителя, который является связывающим звеном мира богов и людей. Политические теории были созданы в рамках китайской общественной мысли. Ведущая тема размышлений китайских мыслителей - проблема гармонизации социального пространства. Основные задачи: разработка технологии эффективного управления, оптимального администрирования, этической и социальной иерархизации социума. Было несколько вариантов решения этих проблем: 2 базовых – полит.концепции конфуцианства и легизма; 2 побочных варианта – доктрины моизма и даосизма.

Конфуцианское решение проблемы состояло в разработке этико-патерналистской версии деспотического государства. Основатель – Конфуций предлагал строить отношения внутри государства, как внутри семьи. Как и в семье, в государстве младшие подчиняются старшим, старшие заботятся о младших, но разделение проводится по месту в социальной градации. Справедливость состоит в том, чтобы лучшие и достойные были на верху (должны управлять), обыкновенные внизу (должны работать). У Конфуция социальная стратификация людей становится следствием и иновыражением их соответствующей моральной градации. Стабильное общество возникает тогда, когда моральная дифференциация совпадает с дифференциацией социальной. Этические нормы семейных отношений распространяются на все общество. Политическая философия конфуцианства – консервативная версия «опекающего» деспотизма, направленная на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества. Универсализация ценностей этики и культуры становится у Конфуция средством наиболее эффективной гармонизации социума в целом.