Ресурсы власти. Административный ресурс в электоральных демократиях.

Социальная природа и сущность власти не могут быть раскрыты достаточно полно без уяснения вопроса о ресурсах власти. Последние, точнее их неравномерное распределение, составляют одну из важнейших социальных причин подчинения одних людей другим. Сам термин «ресурсы», по М.Роджерсу, определяется так: «Ресурс – это атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым увеличивает способность влияния его обладателя на других индивидов или группы». Такое понимание ресурсов служит, видимо, первопричиной широкой трактовки ресурсов власти. Они представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.

При изучении власти предпочтительнее пользоваться понятием ресурсов в более узком понимании – восприятии их, как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. В такой интерпретации ресурсы власти – это важнейшие для объекта ценности (деньги, предметы потребления ит.п.); средства, способные повлиять на внутренний мир человека, мотивацию его действий (телевидение, пресса ит.п.); средства, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, в том числе и жизни (оружие, карательные органы, пользующиеся им). Ресурсы именно в таком понимании, наряду с субъектом и объектом власти, выступают одним из важнейших ее оснований.

Ресурсы власти, как и потребности людей, весьма разнообразны. Это делает необходимой их типологизацию. В политологии, как правило, выделяют две типологии ресурсов власти. Первую предложил А.Этциони. Согласно этой типологии ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Принудительные ресурсы – это обычно меры административного воздействия, которые используются в случаях, когда утилитарные оказываются неэффективными. Нормативные ресурсы власти включают средства воздействия на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения. Их задача – убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, добиться одобрения действий субъекта власти и принятия его требований.

В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества ресурсы квалифицируются как экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные и демографические. Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания, а также деньги как их всеобщий эквивалент. Социальные ресурсы – это способность изменять (повышать, понижать) социальный статус, ранг или место в социальной стратификации. Частично они совпадают с материальными ресурсами; доход и богатства, например, являясь экономическими ресурсами, одновременно характеризуют и социальный статус – социальный ресурс. Однако есть, так сказать, чистые социальные ресурсы: должность, образование, социальное обеспечение. К культурно-информационным ресурсам относятся знания и информация, а также средства их получения и распространения – институты науки и образования, СМИ и др. По мере развития человеческой цивилизации воздействие этих ресурсов на политическую власть возрастает. В индустриально развитых западных странах они уже сегодня играют, чуть ли не определяющую роль. Силовые ресурсы включают аппарат физического принуждения, располагающий оружием и специально обученными людьми. Ядро их в государстве составляют армия, полиция, службы безопасности, прокуратура и суд. Демографические ресурсы являются весьма специфическим, универсальным и многофункциональным ресурсом власти, создающим все другие ресурсы. Человек – создатель всех материальных ценностей (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), творец, получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы). Однако ресурсом власти личность выступает только в одном своем проявлении – используемая как средство реализации чужой воли.