Сущность и основные особенности неопатримониализма.

Развитие новой парадигмы в концептуализации афро-азиатской политической деятельности связано с разработкой понятий “патримониализм” и “неопатримониализм”, что позволило более точно представить закономерности политического процесса в этой группе стран. Понятие “тримониализм” происходит от слова patrimonium, которое встречается в римском праве и означает “наследственное, родовое имущество”. Развивая веберовскую концепцию, С.Н. Эйзенштадт выделил наряду с собственно традиционным патримониализмом ещё и принципиально новые неопатримониальные структуры современного типа. Традиционный патримониализм, по его мнению, был присущ различным древним и средневековым восточным обществам.

Для неопатримониализма характерен такой своеобразный симбиоз традиционализма и современного государства, который определяет фундаментальное внутреннее несоответствие между современными «внешним фасадом» государства и внутренней логикой его функционирования – вполне патримониальной:

- политический центр отделен и независим от периферии, он концентрирует политические, экономические и символистические ресурсы власти, одновременно закрывая доступ всем остальным группам и слоям к этим ресурсам и позициями контроля за ними;

- государство управляется как частное владение правящих групп-носителей государственной власти, которые «приватизируют» различные общественные функции и институты, делая их источником собственных частных доходов;

- этнические, клановые, региональные и семейно-родственные связи не исчезают, а воспроизводятся в современных политических и экономических отношений, определяя способы и принципы их функционирования.

Политическая культура неопатримониальных обществ характеризуется двумя универсальными чертами: во-первых, крайней персонализацией власти, во-вторых, доминированием клиентельных отношений. В политических системах неопатримониального типа клиентелизм - это распространение этнических, региональных, семейно-родственных связей на политическую сферу. Другие характеристики политической культуры неопатримониального общества во многом являются продолжением и развертыванием первых двух характеристик. Среди них надо выделить коррупцию, которая не только становится общепринятой моделью поведения.

Несмотря на все многообразие, социально-экономических и идеологических ориентаций, политический процесс в неопатримониальной политической системе обладает рядом общих и при этом коренных определяющих черт:

- Основным агентом политического процесса выступает государство. Основанием для этого явления функциональная независимость государства от общества.

- Ведущее место в системе власти занимают представители государственно-бюрократического комплекса-ГБК, совместившие функциональные роли бюрократической и политической элит.

- Все другие компоненты политического поля структурно неразвиты или находятся в зачаточном состоянии.

- Представительные органы отстраняются от решения вопросов по существу.

- Отсутствует или действует в урезанном виде, правило альтерната (принцип смены правительства в зависимости от победы той или иной партии на выборах).

Таким образом, перенесенные на традиционную почву основные элементы современной политической системы (политические партии, выборы, парламент) в неопатримониальном обществе подвергаются существенной трансформации и переосмыслению.