Лекция 6. Правовая социализация личности

 

1. Понятие правовой социализации

2. Соотношение субъективного и объективного в процессе правовой социализации

3. Правовая культура как фактор социализации

4. Социологические аспекты принципа «знание права»

5. Психологический механизм социализации

6. Социологическая система социального контроля

7. Догмы и стереотипы

8. Деструктивные факторы

 

В философской, психологической и социологической литературе понятие «социализация» в его наиболее общем значении, рассматривается как процесс социального становления человеческого индивида, формирования и развитие его социальной сущности. Сущность человека изменяется и развивается вместе с обществом. Изменяется социальная среда, адаптируясь к этим условиям, меняется и человек.

Социализация — это сложный процесс общественного формирования и развития личности. Она означает «весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающий: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д., активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира, изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие».

Социализация — процесс непрерывный, зависящий не только от форм связей человека и социальной среды, но и от степени зрелости данного общества. Социализация включает в себя, с одной стороны, целенаправленное воздействие социальных условий, различных социальных институтов на человека с целью приобщения его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм и иных ценностей культуры, принятых в обществе, с другой — социальную деятельность самого человека в процессе социализации, становления личности. Человек, действуя в социальной среде, изменяет, совершенствует ее и в то же время изменяет собственную сущность, формирует у себя новые качества и свойства. Поэтому человек в процессе социализации выступает в качестве объекта и субъекта, воздействующего на внешний мир и свой внутренний, духовный мир. Таким образом, социализация индивида складывается как из формирования индивидуального опыта, так и из усвоения социального опыта.

Исходя из этого социализация рассматривается как усвоение индивидом культурной системы того общества, в котором он живет. Усваиваются прежде всего общезначимые, т. е. коллективные, нормы, система которых и составляет ту культуру, которая определяет социальный облик индивида и способствует его общественному и индивидуальному самовыражению. Индивид усваивает коллективные нормы поведения до такой степени, что они становятся частью его личности и в конце концов автоматически и подсознательно направляют все его поступки.

В западной литературе, посвященной проблемам социализации, преобладают две противоположные точки зрения. Первую концепцию защищают главным образом представители французской школы социологии, последователи Э. Дюркгейма. Ему же принадлежит и сам термин «социализация». В рамках этого социологического направления, основанного на коллективных верованиях, и в котором все то выражаемое, что индивид может постигнуть или даже наблюдать, имеет не индивидуальное, а общественное происхождение, социализация сводится к методическому и авторитарному воспитанию: любое правило, любой способ выражения мысли, поведения, любой образ действии, внушается группой — индивиду. При этом целью социализации является достижение однородности общества и обеспечение социального воспроизводства его членов. Социализация проходит через внушение шаблонов поведения, по которым каждый человек должен моделировать свое собственное поведение, с тем, чтобы последующее поколение унаследовало те понятия, нравы и привычки, которые позволяют каждому новому поколению адаптироваться к условиям жизни в обществе, развивающимся как бы по спирали.

Данный подход недооценивает самостоятельности индивида и его активной роли в формировании собственного характера.

В противоположность этой концепции о явлении социализации, которая опирается на решающее значение социальной системы, но игнорирует личностный аспект, существует и другая, в которой процесс социализации мыслится сугубо индивидуальным. Такой подход связан с довольно старыми интеллектуальными традициями. Еще Монтень и особенно Руссо считали, что развитие индивида должно прежде всего зависеть от его собственной инициативы. Данная концепция занимает преимущественное место в работах психологов-генетиков. Правда, Пиаже утверждает, что именно в самом процессе социализации ум приобретает свойства объективности. Но это лишь определенный период в психическом развитии, следующий за двумя первичными фазами его эволюции. Обе первые фазы — замкнутость и эгоцентризм — в сущности своей являются сугубо индивидуальными. Примат социального отрицается, но существует относительный разрыв между формированием личности и требованиями общества. Эти требования действуют лишь в качестве опосредующего инструмента, выполняющего как бы хирургическое вмешательство на определенном этапе психического развития индивида. Данная концепция о взаимоотношениях между личностью и обществом, и, следовательно, о сущности процесса социализации, также не вполне соответствует действительности. Можно полагать, что созидаемые личностью связи с обществом не возникают вследствие активности рассудка и логической интуиции, а зависят от спонтанного включения в совокупность ситуации н жизненного опыта, имеющих выраженный социальный смысл.

Существует иной путь подхода к явлениям социализации, сочетающий признание активной роли социальной системы с активным проявлением индивидуальных начал. В этом смысле социализация представляет собой процесс формирования социальных качеств личности. Процесс социализации выражается прежде всего в идентификации с социальными группами, к которым данный субъект принадлежит или которые он сам себе выбирает. Человек всю жизнь органически включен в группы, имеющие географическую или историческую основу: семью, класс, деревню или район, нацию. То есть человек постоянно является и биологическим организмом, и индивидуальной особью, и членом определенной общественной группы, следовательно, он приобщается сразу к трем процессам организации.

Данная принадлежность проявляется через признание и личное восприятие групповых ценностей и норм, в которых отражены прошлый, настоящий опыт и планы группы на будущее. Этим же определяется уровень знаний и личностный статус индивида. Нужно, чтобы индивид усвоил большую часть культурного наследия общества и множество бытующих представлений и чувств, если он не хочет, чтобы на проявлениях личнoстнo-субъективных качеств лежала печать социальной бесплодности. Опыт группы может иметь явную и выраженную форму, хотя чаще всего он является подразумеваемым, или интуитивным. Восприятие ценностей группы проявляется в следовании некоторым обязательным установкам, сопровождаемым привилегиями и запретами, а также одобрением более расплывчатых, т. е. институционально не закрепленных, установок.

Правовая социализация составляет необходимую и важную часть общей социализации и соотносится с ней как часть и целое. Она, как органическая часть процесса общей социализации индивида, представляет собой специфическое проявление ее общих законов в сфере формирования и развития индивидуального политического и правового сознания, правовой культуры.

Правовая социализация в своем развернутом виде означает все более полное осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, выработку самосознания представителя социальной группы, все более широкое включение в социально-правовые отношения, наполненные их личностным содержанием. Этот процесс происходит непрерывно в течение сознательной жизни человека.

Основной содержательный смысл и особенность социализации индивида в условиях демократического режима — в приобщении его к политическим и правовым нормам, ценностям, к политической и правовой культуре и практике в целом, к сознательной социально-активной деятельности, которая является универсальным способом совершенствования социальной среды и одновременно формирования личности. Будучи социальным продуктом, она зависит от развитости других форм социальной культуры, от политической и нравственной зрелости социальных групп, классов, слоев, трудовых коллективов, общества в целом. Внутренняя ценностно-нормативная система личности есть продукт индивидуального опыта и коллективных устремлений.

Раскрывая особенности правовой социализации, нужно отметить ее строгую конкретность, направленность и определенность, поскольку гражданин живет и проявляет свою активность в определенном обществе, т. е. в системе, имеющей свою собственную историю и свою собственную логику культурного, социального, политического и экономического функционирования.

Каждое государство определяет формы принадлежности к национальной общности, правила и способы участия в делах общества, структуру властных отношений и роль авторитетов, тип государственного строя. В нем действуют исторические традиции и политический режим, социально-демографические и экономические структуры общества, законодательство, с помощью которого организуются общественные отношения и определяется социальный и правовой статус личности. Форма и история взаимоотношений между общественными учреждениями и государством составляют мощные факторы, обусловливающие процесс социализации.

Социальные представления об этих явлениях формируются по-разному, в зависимости от того, какой объем прав личности признает общество: предоставляет ли оно ей автономный статус или обставляет системой зависимости. При этом интенсивность и характер идеологических предпочтений будет зависеть от того, в каких исторических условиях она живет; в условиях стремительных трансформаций или в системе давно устоявшихся социально-культурных воззрений. Восприятие отношений между управляющими и управляемыми, установки по отношению к государству будут также варьироваться в зависимости от проникновения государственной власти в сферу личных интересов, особенно в области социальной защиты. Это всего лишь несколько замечаний, которые тем не менее напоминают о невозможности рассмотрения процессов политической и правовой социализации в их абстрактном содержании.

Социализация вообще, а правовая социализация в особенности, есть средоточие конфликтующих начал. Идея конфликтности заключается в самом понятии множественности групп, и, следовательно, множественности групповых принадлежностей. Тот, кто соглашается с множественностью групп: социальных, политических, половозрастных, семейных, культурных — согласен тем самым с разнообразием кодов, систем ценностей и норм. Личность может сталкиваться с ситуациями самого широкого диапазона: от гармонического созвучия до полного диссонанса. Поэтому значительно проще понять правовую социализацию как накопление различных видов опыта, гармонично дополняющих и обогащающих друг друга, и постичь однородность среды социализации как совокупность групп, в лоне которых накапливается личный опыт, что является благоприятствующим фактором передачи и укрепления социальных ценностей. Однако ситуации столкновения и противоборства являются не менее решающими. Конфликт может возникнуть из-за одновременной принадлежности к нескольким группам, но он может также появиться ввиду переосмысления всего предшествующего опыта, кардинального пересмотра ранее сложившихся взглядов.

В любом обществе существует определенный набор представлений, позиций и ценностей, разделяемых большинством его членов. Наряду с этим общим ядром существуют другие системы норм и ценностей специфичные для каждой социальной группы. Процесс социализации вписывается во все вышеуказанные комплексы норм, с помощью которых внедряется определенный тип социальной практики и внедряется социальный порядок. В то же время в процессе правовой социализации возникают благоприятные возможности для попыток сопротивления нормам, их модификации и даже опровержения. Таким образом, личность может находиться в сфере давления и навязывания весьма противоречивых норм и ценностей.

Правовая социализация не есть простое повторение из поколения в поколение устоявшихся мнений и шаблонов поведения. Фактически это означало бы вырывание явлений социализации и воспроизводства мнений из их временного контекста, стирание эффекта познания личного и коллективного опыта.

Социализация предполагает некоторую преемственность, передачу наследия. Но, говоря о наследии, не нужно это понимать как простое воспроизводство. В конце концов, можно унаследовать дом, но, учитывая его конструкцию, можно кардинально изменить расположение комнат. Таким же образом происходит и усвоение субъектом ценностей, предпочтений и норм, которые он унаследует, т. е. он может изменить их содержание и применение, обогатить переданное наследство внесением собственного опыта.

В ходе жизненного цикла или исторического развития в более общем смысле су6ъекты, формирующиеся под влиянием ранее сложившихся установок, могут обогащать свой опыт, изменять шкалу предпочтений, а сами установки могут распадаться или вновь соединяться в единое целое, но каждый раз это целое будет иным. Таким же образом в зависимости от обстоятельств из этих установок могут проистекать различные мнения и поступки. Однако ранее усвоенные предрасположенности и сложившиеся установки составят ту сеть, первичную матрицу, в которую будет неизменно включаться всякий новый опыт.

Попытка рассматривать правовую социализацию как процесс наращивания информации вполне возможна. Но нельзя смешивать познание и знания, информацию и социализацию. В их природе и качестве существуют различия. Само понятые информации еще не содержит в самом себе порядка, организации, интенсивности. Важно изучение того, как происходит интериоризация знаний, т. е. их включенность в совокупность всей информации, приобретенной ранее, и их оценка в соответствии с социальным статусом и ролью личность в обществе.

Приобщение к социальным и политическим институтам и даже воздействие авторитетом может быть делом случая или сугубо индивидуального опыта. Если такое познание не ассоциировано полностью, не интегрировано в систему других знаний, всегда есть вероятность того, что оно останется лишь эфемерной информацией Оно может и не стать устойчивым фактором социализации. Единственно, что остается прочным, это качество самого усвоения и стабильность полученных знаний.

Различают три канала правовой социализации, сопутствующих, но неравнозначных по ценности и важности: правовая социализация посредством научения, передача опыта и «символическая» социализация.

Социализация посредством научения основывается прежде всего на приобретении познании и усвоении тех норм, которые прививают уважение к известному числу правил политической и правовой системы и социальным ролям, — иначе говоря, прививается определенный образ поведения и деятельности в связи с действительностью. В этот процесс включаются политические и правовые нормы, знания политических и общественных институтов, механизма их функционирования и т. д. Это и позволит понимать происходящие события и выполнять свою роль гражданина. «Знания», полученные личностью, воспринимаются в этом случае как своеобразная совокупность исходных постулатов. Но, как бы ни старались придать процессу такого восприятия объективный характер, он в действительности никогда не бывает нейтральным. Любое понятие, всякое представление о предмете соотносится с системой практических ценностей реципиента. И сама личность пытается их усвоитъ и изучить не иначе как в интегрированном виде, исходя из своей собственной системы оценок.

Социализация посредством передачи опыта выступает как плод собственного социально-политического и правового поведения и деятельности личности. Через различные роли, которые приходится выполнять, человек начинает вникать в многообразные принципы организации общества и функционирования политического режима. На практике он может проверить те нормы и ценности, которые усвоил. И, исходя из того, насколько глубоким оказался разрыв между этими нормами и личным опытом, первоначальные установки будут подвержены усилению или деформации. Таким образом, имеет место некий индуктивный процесс, который, исходя из комбинирования и накопления позитивного и негативного опыта, формирует соответствующую схему политического поведения.

«Символическая» социализация. Правовая социализация не обязательно должна основываться на выводах, рожденных из непосредственного включения в политическую и юридическую практику или вследствие прямой конфронтации с политической реальностью. Она может основываться на представлениях, возникших из оценок и реакций на них со стороны членов партийной группы, общественных движений, класса, общества в целом. Например, слова: «страна», «нация», «семья» и т.п.— позволяют человеку строить более или менее синкретическую схему, в которую он включает образ политической и правовой системы, но при этом не образ порождает схему, а наоборот. Представление о понятии «страна» интересует нас не столько с точки зрения пространства, каким бы истинным оно ни было, а с точки зрения социального и правового микрокосмоса. Это представление имеет определенный смысл с точки зрения социального и политического реализма, и именно на подобном уровне его следует изучать.

Личность вырабатывает свою систему значений, соотнося их с другими высказываниями и ассоциативно объединяя в своем политическом и правовом мышлении различные представления и понятия, иногда даже не связывая их с опытными познаниями о каком-либо предмете. Так что можно принять за основу, что личность способна на интуитивном уровне понять какой-то социальный и правовой феномен, не имея точного опыта, так как значение всех понятий опосредовано их ассоциацией с другими, уже познанными явлениями политической и правовой действительности.

Но никакое представление, даже самое абстрактное, не является просто-напросто зависящим от окружения: то что личность сохраняет в своих социальных представленных и оценках, всегда реформировано и отобрано согласно законам политического и юридического мышления, и практического опыта, свойственным каждому индивиду на каждой стадия его развития.

 

2. Соотношение субъективного и объективного в процессе правовой социализации

 

Процесс правовой социализации индивида должен рассматриваться в тесной связи с такими предпосылками, составляющими суть всякого существования людей, как социальные условия их жизни, общественные отношения, деятельность этих людей, посредством которой они изменяют социальную среду и свою собственную сущность, свои идеалы и взгляды, поступки, а также их воспитание. Эти предпосылки являются исходными методологическими принципами анализа сущности, структуры, механизма процесса, правовой социализации индивида.

Философские категории «общественные отношения», «деятельность», «воспитание» позволяют наиболее глубоко анализировать разнообразные социальные явления и процессы, в том числе и такой сложный процесс, как социализация, формирование личности.

Вне реальных социально-экономических, политических, культурных, нравственных, правовых и других общественных отношений и общения, выступающих в качестве основной предпосылки различных видов человеческой деятельности, нельзя представить себе правовую социализацию индивида. Общественные отношения и общение, составляющие основу социальной действительности, выражающие содержательные особенности социальной макро- и микросреды, являются реальной основой процесса социализации индивида.

Общественные отношения — это не абстрактные связи между людьми. Это межличностное общение, постоянный процесс взаимовлияния людей друг на друга, соприкосновения их потребностей и интересов, сопоставление взглядов и убеждений, обмен деятельностью, опытом, а также результатами деятельности, предметно воплощенными в материальной и духовной культуре. В общении раскрываются рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие людей, выявляется и формируется общность настроений, взглядов, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, образа жизни; создаются сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность.

В процессе этого опосредованного и непосредственного общения, взаимодействия индивид испытывает влияние непосредственного социального окружения, в рамках которого он эмпирическим путем приобретает определенную социальную информацию. Часть этой информации усваивается в виде императивов поведения, поскольку в информации всегда содержатся требования, предписания, целесообразные альтернативы действий, а также социальные нормы. Именно в общении проявляется социальный характер связей между людьми, нравственно-правовых принципов и норм поведения. Общение — непосредственная форма развития, средство формирования социальной культуры личности.

Определяющее влияние общественных отношений, межличностного общения на формирование индивида предполагает, что цели и задачи процесса социализации не могут выдвигаться произвольно, а отражают объективное содержание конкретно-исторических форм этих отношений. Противоречия между субъективно намеченными, хотя и самыми гуманными целями и объективным содержанием общественных отношений приводят на практике к разрыву между объективными и субъективными факторами социализации индивида.

В западной литературе общепринятым является разделение социализации на две основные формы: прямую и косвенную. При прямой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит явно выраженный политический характер (например, представление о государственном и политическом строе, о внутренней и внешней политике и т. п.). В случае косвенной социализации человек вырабатывает ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его политическое поведение (например, под влиянием окружения, неформальных групп формируется чувство уважения к власти, к закону, к авторитету и т. п.). При этом абсолютизируется косвенная форма политизации, поскольку она как бы является продолжением естественного процесса развития личности. Понятно между тем, что обе формы являются разными видами общения между индивидами.

Вся совокупность общественных отношений, все виды и формы социального общения не существуют вне предметно-практической деятельности индивидов. Общественные отношения определяют организацию, содержание деятельности, способ реализации ее социализирующих функций. Социальная деятельность выступает как сила, воспроизводящая и изменяющая социальную среду, реальные общественные отношения, содержание общения, содержание социальных ролей, а вместе с ними структуру и содержание политического и правового сознания и поведения, уровень политической и правовой культуры личности в целом. Поэтому изучение социальной среды, реальных общественных отношений вне деятельности индивида не дает возможности анализировать систему социализации в динамике ее развития. Живая практика, конкретная деятельность представляют собой тот решающий фактор, который обусловливает изменение социального окружения индивида, общественных отношений и его собственное развитие.

Решающая роль социальной деятельность индивида - важнейший методологический принцип в исследовании личности. В основе всех видов и форм деятельности, характеризующих человека как систему, находится социальная деятельность. Следовательно, необходимо включать индивида во всеобщие, основные виды деятельности и избирать те их формы, которые соответствуют его потребностям, интересам, раскрытию его способностей, дарований и потребностей интересам общества. Встает задача сознательного построения соответствующей системы деятельности личности, задача развития и совершенствования структуры форм ее жизнедеятельности.

Неотъемлемой составной частью процесса социализации индивида выступают политическое и правовое воспитание. Его цель — формирование системы знаний, убежденности, мотивов и привычки социально-активного поведения.

Правовое воспитание осуществляется в различных формах. Это прежде всего обучение, просвещение и пропаганда. Полученные знания помогают индивиду формировать ценностные ориентации, социальную установку. Они играют важную роль в упорядочении сознательной деятельности личности, выступают стержнем правового сознания и в конечном счете оказывают существенное влияние на формирование отношения человека к различным политическим явлениям, определяют его поведение в сфере общества. От уровня, качества воспитания в значительной мере зависит уровень культуры личности, быстрота превращения социальной нормы в реальность, перевода нормативных требований в привычку, в социально-активное поведение.

Однако перемещение политико-правовых норм и системы ценностей во внутреннюю структуру индивида невозможно без его собственных усилий. Чтобы внешние социализирующие воздействия были должным образом восприняты и усвоены индивидом, необходимо желание его самого взять на вооружение те ценности, которые культивирует общество. Поэтому важную роль в механизме социализации выполняет самосознание индивида как участника социального общения.

Самосознание суть восприятие, осознание, оценка, контроль участников общения своего положения, действий и их последствий в каждой конкретной социальной ситуации. Оно способствует самовоспитанию индивида, которое является необходимым дополнением процесса правовой социализации.

Вопрос о влиянии совокупности внешних социализирующих воздействий на личность достаточно широко освещен в философской, политологической, социологической, педагогической, психологической и юридической литературе, между тем как проблема caмовоспитания в процессе политического формирования пока еще разработана недостаточно. Вместе с тем становление и изменение индивида необходимо рассматривать как двуединый процесс, в котором он предстает и как объект социализирующего воздействия, и как активный субъект. Активность личности не сводится к одной только практической деятельность, направленной вовне, в ходе которой происходят и политическое развитие и изменение. Духовная деятельность направлена непосредственно и на личность, которая, являясь ее предметом способна изменяться под влиянием самопознания и самооценки.

В теории воспитания общепризнанно, что самовоспитание является результатом хорошо организованного воспитания. Роль самовоспитания как необходимого условия воспитания подчеркивали В.А. Сухомлинский, И.С. Кон, А. Г. Ковалев, В.П. Киселев, Л.И. Рувинский, И.А. Донцов и другие исследователи.

Осознанная внутренняя активность, направленная на изменение своей личности, выработку у себя желательных качеств, называется самовоспитанием. Самовоспитание - это работа человека над формированием собственной личности. Самовоспитание — это осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих социальных качеств в соответствии с ценностными представлениями и социальными ориентациями, складывающимися под воздействием общественных условий и воспитания.

Самовоспитание охватывает все сферы умственного, нравственного и физического качества, вкусы и черты характера. Стремление индивида к самовоспитанию, его содержание порождается самой социальной средой, воспитанием и собственной деятельностью.

Правовое самовоспитание предполагает усвоение, развитие, укрепление определенных принципов политики, права и морали, ценностей, социальных и правовых норм поведения для того, чтобы устоять перед любым негативным внешним влиянием. Оно основано на сознательном преобразовании личности, развитии положительных и преодолении своих прежних асоциальных качеств, собственных недостатков, на самопринуждении, самоконтроле. Причем ведущим процессом является самовоспитание социально значимых ориентаций, установок на позитивное поведение.

Опережающее развитие последних обеспечивает высокую результативность социализации. Так происходит становление политической сознательности, ответственности, дисциплинированности, принципиальности, чувства собственного достоинства и других ценных социальных черт.

Главным моментом в самовоспитании личности и его основным содержанием являются пополнения и обновления знаний. Самообразование выступает в роли своеобразного катализатора, ускоряющего процесс формирования и развития личности. Оно, как форма обогащения индивида, способствует усвоению и «переработке» политической и правовой информации, социально-правового опыта, социальных норм и критериев поведения. Повышение уровня образования, культуры личности в процессе самовоспитания развивает самоконтроль и другие социально значимые качества.

Внешние социализирующие факторы и самовоспитание индивида не должны рассматриваться как некое внешнее соединение самостоятельных процессов. Это взаимосвязанные аспекты единого процесса формирования и развития личности, предполагающего социальную обусловленность ее формирования и развития, индивидуальную активность, проявляющуюся в различных видах ее практической деятельности и общественных отношений. Проблема соотношения внешних социализирующих факторов и самовоспитания индивидa связана с проблемой диалектической взаимосвязи всех форм общественной и индивидуальной деятельности, создания условий, при которых цели социальной деятельности отвечают целям, потребностям индивидуальной деятельности. Это, наконец, проблема взаимодействия, взаимоперехода внешнего и внутреннего, объективного и субъективного в общем процессе правовой социализации индивида.

Диалектика объективных обстоятельств и субъективного фактора социализации, способности последних к взаимопереходу открывают возможность для понимания этого процесса как двуединого процесса интериоризации объективных внешних социализирующих воздействий и экстериоризации личностных качеств человека, а также устанавливают вес социального и личностного.

Экстериоризация означает процесс объективизации внутреннего мира человека, превращения его сознания в элементы действительности.

Процесс правовой социализации следует рассматривать как целостное единство социализирующих воздействий на индивида социальной среды, целенаправленной воспитательной деятельности общества, его социальных институтов, собственной деятельность. А это значит наиболее полно отразить реальные границы и объем правовой социализации, совокупность объективных и субъективных факторов, опосредующих ее структуру, содержание и развитие.

Анализ правовой социализации как воздействие общественных отношений, деятельности и воспитания на формирование индивида дает основания для того, чтобы представить этот процесс в качестве совокупности его основных относительно самостоятельных сфер и показать их взаимовлияние, особенности и социализирующие возможности.

Наконец, методологический принцип анализа правовой социализации посредством общественных отношений, деятельности и воспитания позволяет рассмотреть этот процесс не только в статике, но и в динамике, развитии, функционировании. Следовательно, такой принцип дает возможность проанализировать процесс социализации не только в аспекте его субъективно-объективных отношений, но как целостную систему, представляющую собой совокупность структурных компонентов целей и средств, уровней и сфер.

Изучение системного характера процесса социализации является условием для того, чтобы предусмотреть основные предпосылки его оптимизации на этапе реформы и управлять им.

Определение правовой социализации как специфического усвоения индивидом норм и ценностей политической и правовой культуры в целом, окружающей его социальной среды посредством воспитания, изменения и развития его деятельности и общественных отношений обеспечивает возможности преодолеть терминологическую неопределенность в методологии и методике процесса социализации, которая наблюдается в литературе.

Одним из ошибочных суждений, базирующихся на одностороннем понимании социализации, является точка зрения, согласно которой социализация исчерпывается главным образом воспитанием.

Воспитание понимается в узком и широком смысле. В узком смысле под воспитанием подразумевают целенаправленную организованную деятельность общества и его социальных институтов по формированию у личности политических и правовых знаний, убеждений и установок на социально-активное поведение. Оно включает и обучение, и просвещение.

Однако сила воздействия воспитания зависит от целого ряда обстоятельств, прежде всего от характера влияния, идущего от социальной среды и от собственной активности личности. Забвение этого аспекта приводит к тому, что целевые установки воспитания, рассчитанные на формирование сознания личности, отрываются от ее деятельности, от социальной практики, т. е. основных средств их реализации, и связываются преимущественно со средствами и формами воспитательного, психологического воздействия на личность.

В правовой литературе длительное время господствовало одностороннее представление о механизме правового воспитания как о процессе непрерывного накопления некой суммы знаний о праве. В то же время не проводилось строгой дифференциации в оценке роли и значении других факторов (в том числе социальных, образовательных, профессиональных) в правовоспитательном процессе. Недооценивались и социально-психологические факторы, оказывающие большoe влияние на формирование элементов общей и правовой культуры. Это, по-видимому, можно объяснить двумя причинами: слабым развитием социальной психологии как самостоятельного научного направления и односторонним, скорее, упрощенным, представлением о реакции различных людей на источник информации, о сущности информационного процесса, о мотивационной структуре поведения личности в конкретной ситуации.

В широком значении правовое воспитание понимается как воздействие на индивида всех условий социальной среды во взаимодействии с его индивидуальными свойствами, т.е. как система объективных и субъективных факторов. В такой широкой интерпретации понятие «правовое воспитание» зачастую отождествляется с понятием «правовая социализация» — процессом, включающим в себя «стихийные» и «сознательные» элементы формирования политической культуры и личности, позитивные и негативные факторы.

Отличительная особенность процесса социализации не в создании каких-то особых, оторванных от жизни воспитательных систем, а в целенаправленной человеческою деятельности, в сознательном изменении и совершенствовании характера, организации и содержания социальной практики и общения людей, в их организованном воспитании — yнивepсальных средствах формирования и развития индивида. Поэтому нет никаких методологических оснований для того, чтобы идентифицировать понятия «правовое воспитание» и «правовая социализация, равно как и ограничивать «правовое воспитание» в первом случае сферой идеологических воздействий, а во втором — ставить знак равенства между понятиями «воспитание» и «социализация».

Анализ правовой социализации посредством общественных отношений, деятельности и воспитания предполагает включение в сферу этого процесса множества самых различных взаимодействующих объективных материальных, социальных и духовных условий и субъективных факторов, определяющих становление личности. Все они в комплексном единстве, сопряжении и взаимопроникновении и каждый по-своему, сообразно своим возможностям, сознательно или стихийно участвуют в процессе социализации индивида.

Следовательно, достижение целей правовой социализации зависит от того, в какой мере в совокупности самих общественных отношений заложены объективные возможности становления личности, от эффективности реализаций социализирующих функций разносторонней деятельности и общения индивида, от эффективности организованного воспитания, от того, насколько вся совокупность внешних социализирующих воздействий на личность содействует развитию ее самосознания и потребности в самовоспитании. Они действуют оптимально только в единстве. В процессе социализации они нераздельны и не могут функционировать в отрыве друг от друга, тем более компенсироваться за счет друг друга.

Процесс правовой социализации — сложный социальный феномен, связанный с формированием духовного мира индивида, — в равной мере затрагивает его настоящее и будущее. Его следует рассматривать в качестве специфической социальной системы, которой свойственен свой механизм внутренней организации и функционирования, т. е. своя структура.

 

3. Правовая культура как фактор социализации

 

Трудно представить себе более многозначное понятое, чем «культура». Не только в повседневной жизни оно имеет несколько значений, но и различные науки оперируют этим понятием, вкладывая в него различный смысл. Понятие «культура» идет от латинского слова «культиваре», что означает «обрабатывать почву». Этимологически культура означает обработку. Не случайно Цицерон называл философию культурой духа. Позднее понятие культы модифицировалось, оно стало означать систему ценностей, созданных человеком. В прошлом веке социология и антропология вкладывали в этот термин более широкий смысл, обозначая им все то, что не существует само по себе, от природы, а является результатом деятельность человека.

В философской литературе проводят различия между цивилизацией и культурой. Цивилизация представляет собой совокупность технических средств и способов господства над природой, она носит практический (утилитарный) характер. В свою очередь культура — это область ценностей, в том числе тех качеств, которые могут быть использованы непосредственно для практических целей.

Часто проводится разграничение между понятиями духовной и материальной культуры. Это разграничение берет начало в идеалистической философии Платона, различавшего мир идей и материальный мир.

Культура — это все произведения человеческой деятельности (материальные и духовные), ценности, созданные в процессе этой деятельности, включая общепринятые образцы и нормы поведения, передаваемые из поколения в поколение. Определенная таким образом, культура включает следующие основные элементы: материальная культура — совокупность орудий, средств производства и других материальных ценностей человеческого общества на данном историческом этапе; духовная культура — совокупность достижений человечества в области науки и искусства, государственной жизни и общественного быта. В этом смысле моральные нормы и правовые принципы являются частью культуры.

Не все произведения человеческой деятельности входят в культуру, некоторые из них быстро исчезают, не воспринимаются социальными группами, не передаются из поколения в поколение.

Обычно, для того чтобы стать частью культуры, данное произведение должно объективизироваться, т. е. материализоваться каким-либо способом. Разумеется, речь идет не только о техническом воспроизведении тех или иных ценностей, но и устных преданиях, привычках и обычаях, передаваемых поколениями.

Культура всегда локализирована во времени и пространстве. Она не существует вне социальной группы. В этом смысле говорят о культуре подростков, культуре большого города, господствующего класса, пролетарской культуре и т. п. Кроме того, различаются культура личности, индивида и культура группы, общности.

Культура отдельной личности (отдельного человека) - это совокупность ее способов поведения, ее методов деятельности, ее мыслей, понятий, результатов ее деятельности, которые часто могут и не быть известны другим людям. Культура индивида обычно вмещается в рамки культуры соответствующей группы, к которой он принадлежит, хотя здесь могут быть и существенные отклонения. Это можно сказать и о правовой культуре, которая в отличие от позитивного права весьма неоднородна.

Правовая культура в ее официальном качестве, т. е. как явление идеологического порядка, ориентирована государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания людей, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым и поведения и деятельности в правовой сфере. Это воздействие осуществляется путем закрепления определенных правовых взглядов, духовных ценностей и т. д.; развития и трансформации содержания правовой идеологии и правового сознания; введения в правовое сознание личности, социальных групп, общества в целом новых взглядов, правовых ценностей и т. п.; ломки устаревших правовых стереотипов, взглядов и ценностей.

В социально-психологическом плане правовая культура, как и правовая система в целом, характеризуется единством правовой нормы и реального поведения людей; совпадения норм и ценностей, достижения социальной эффективности права.

Интегрированные качества правовой культуры не ограничиваются ролью нормативного ориентира. Ее целью является активное вторжение в социальную среду, воздействие на сформировавшиеся установки, направление членов коллективов и социальных групп к пониманию необходимости прогрессивных норм правового поведения. Тем самым правовая культура обеспечивает включенность индивидов и коллективов в единую систему социальной организации.

Но фактическое состояние правовой культуры может подчас существенно отличаться от официальных установок и идеальных образцов. Различно знание права, разным является и отношение к нему со стороны классов, социальных групп, индивидов.

Вот основные направления, в которых культура воздействует на человека.

Первое — это процесс социализации. Социализация — это та часть целостного влияния культуры на личность, которая подготавливает ее к социальной жизни, т. е. жизни в обществе, учит ее поведению, отвечающему принятым в обществе образцам поведения, формирует у нее способность играть определенные социальные роли.

Социализация охватывает влияние семьи, сверстников, круга друзей, прессы, телевидения, радио, кино и др. В этом смысле воспитание является частью социализации. Оно включает только ту ее часть, которая формирует такие качества личности, которые желательны с точки зрения интересов группы и общества, к которым индивид принадлежит, т. е. воспитание есть процесс целенаправленный. Как воспитание, так и в целом социализация дают индивиду теоретические знания и практические навыки, умение поступать в различных социальных ситуациях, возможность адаптироваться (приспосабливаться) к их изменениям. Социализация учит дисциплине, овладению эмоциями и своим поведением.

В процессе социализации индивид усваивает искусство играть определенную социальную роль, т. е. приобретает умение быть членом коллектива, коллегой, отцом семейства, учится реализовывать посредством своего поведения ожидания других и приспосабливать свое поведение к поведению других. Социализация дает определенную профессиональную квалификацию и навыки в зависимости от культуры, в которой живет индивид.

Социализация зачастую приводит к конформизму, т. е. стремлению индивида к поведению, соответствующему ожиданиям группы. Степень конформизма может быть различна. Конформизм в общем рассматривается как отрицательное качество личности, потому что большей частью он ассоциируется с некритичным отношением к действительности.

Социализация, следовательно, формирует личность человека и приспосабливает его к жизни в обществе, дает ему возможность контактировать с людьми, учит, как нужно действовать для достижения как общественных, так и конкретных житейских целей.

Второе направление, посредством которого культура влияет на индивида, — установление системы ценностей.

Понятие «ценность» встречается в этике, экономике, философии, социологии, праве. Оно используется и в повседневной жизни, так как имеет много значений. Ценностью называют явление, идею или институт, действительные или воображаемые предметы, в отношении которых индивиды или социальные группы испытывают уважение, которым приписывают важную роль в своей жизни, а стремление к их достижению ощущают как необходимость, обязанность. Ценностями являются те предметы или состояния, которые обеспечивают индивиду или группе психическое равновесие, дают удовлетворение; стремление к ним или их достижение дают чувство хорошо выполненного долга, те понятия, которые необходимы для поддержания внутренней солидарности группы, ее силы и значения среди других групп.

В некоторых группах, например, наибольшее значение могут иметь деньги, богатство, власть, в других — идеология, в третьих — политика или честь, достоинство, социальный престиж и т. д.

Система ценностей (распределение их по важности в сознании личности), будь то экономические, идеологические или политические и т. д. ценности, зависит от силы, значения и влияния группы, которая стоит за ними. От силы группы зависят и конфликты, которые могут появляться на основе различий в системе ценностей.

Социологию интересует проблема системы ценностей личности, являющейся одним из регуляторов человеческого поведения. Система ценностей дает возможность оценить чужое поведение. Она служит основой оценки социальной значимости данной группы и в большой степени обусловливает принципы совместной жизни в группе.

Социология права занимается, в частности, проблемой социальной ценности права, его престижа в обществе. В зависимости от того, какое место занимают правовые нормы в ценностной системе личности, определяется и ее правовое поведение. В процессе социализации некоторые нормы бывают интериоризированы, т. е. так глубоко усвоены индивидом, что их соблюдение является результатом его внутреннего убеждения в их ценности. Однако это не всегда так. В ряде случаев поведение индивида обусловлено страхом перед возможной санкцией. Это означает, что подлинной социализации личности не произошло.

Третье направление влияния культуры на индивида в обществе — формирование образцов поведения (реакций на определенные ситуации). Это можно также назвать навыками, привычками, стереотипами правового поведения.

Не одна лишь естественная склонность к выказыванию симпатии, а конкретные образцы поведения, установленные в данной культуре, являются причиной того, что в одном обществе люди приветствуют друг друга, подавая руку, в другом — соприкасаясь носами, в третьем — кланяясь друг другу. Чувство симпатии или уважения с точки зрения психологии одинаково у всех людей, однако его внешнее выражение определятся образцами поведения.

Образец поведения определяет, как индивид должен реагировать в ситуации, которую считает важной для самого себя или для группы в целом, вести себя в соответствии с ожиданиями этой группы и не вступать в конфликт с другими членами группы. Образцами поведения являются сложившиеся схемы, применяемые в определенных ситуациях. Социальную жизнь можно рассматривать как постоянную цепь ситуаций, в которых люди воздействуют друг на друга, передают информацию, ожидают получения чего-либо от других, стремятся оказать на других какое-то влияние. Каждая встреча с другими людьми — это новая ситуация: знакомство, заседание, дружеская встреча, приглашение в гости, возбуждение дела в суде, заключение договора и пр. — культура, в которой находится личность и определяет образ поведения, принятый как «нормальный», признанный группой (точнее, образец поведения определяет сферу допустимого и результативного в данной ситуации поведения). Например, адвокат, защищающий своего клиента, не может приводить в суде обстоятельства, вредящие его клиенту, но в то же время должен держаться с судьей и прокурором, как со своими коллегами.

Образцы поведения, следовательно, являются факторами, унифицирующими поведение людей, облегчающими контакты между ними. Некоторые образцы формализованы или регламентированы правом, например способ подачи жалобы в вышестоящий орган, правила движения по улицам и многое другое. Установленные культурой образцы поведения являются основой существующего в обществе порядка, упрощают взаимное приспособление людей согласно определению соответствующей ситуации. Вместе с тем они имеют и консервативную сторону, препятствуя неординарным, новаторским поступкам, развитию новых форм взаимодействия людей.

Четвертое направление влияния культуры на социальную жизнь —установление определенных моделей (идеалов).

Образцы поведения выражают определенную, установленную и принятую в данной культуре постоянность и периодичность течения процессов и отношений между людьми. Это определенные схемы, которые позволяют «рассчитывать», понимать поведение других, подразумевая, что обычно определенное поведение выражает определенное намерение.

Идеал выполняет другую функцию. Он является символическим представлением о будущем, о желательном состоянии вещей, служит в качестве эталона для оценки явлений и процессов. Например, идеал личнocти — это воплощение тех черт, которые высоко оцениваются в данной группе.

Формирование человека под воздействием окружающей его культуры идет наиболее интенсивно в период до наступления совершеннолетия. Если из-за дефектов в социализации (например, плохой семейной и социальной среды, попадания в группу, которая имеет отрицательное влияние на поведение всех своих членов, дефектов воспитательного процеcca, неблагоприятных условий, способствующих развитию негативных наклонностей у человека и пр.) наступает деформация личности, о чем уже говорилось выше.

С учетом сказанного социология правовой культуры предполагает:

—теоретическую разработку вопросов социализации личности и изучение механизмов правовой социализации. Речь идет, в частности, о создании такой системы ценностей, которая включает сознательное соблюдение правовых норм;

—исследование общественного мнения по вопросам воспитания населения, прежде всего молодежи, отношения к преступности и борьбе с ней;

—исследование правового сознания личности, социальных групп и общества в целом и его влияние на правовое поведение;

—разработку эффективных методов ресоциализации, т. е. перевоспитания преступников в результате проведения исследований в местах отбытия наказания в виде лишения свободы.

 

4. Социологические аспекты принципа «знание права»

 

Среди социальных функций права упоминалась информационная функция. Она соответствует одной из главных целей правового процесса — распространению знаний о праве, повышению роли и значения юридической культуры среди населения.

Правовая информированность гражданина и знание права — тесно взаимосвязанные категории. Правовые знания составляют ядро правосознания, его когнитивную составляющую, ибо «способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, — это знание».

Роль правовых знаний в упорядочении сознательной деятельности личности в правовой сфере весьма значительна. Вся эта деятельность предполагает в качестве основы не только знание, но и понимание тех требований, которые гoсударство предъявляет к гражданину. Правила поведения, закрепленные в нормах права, должны быть известны гражданину, поняты и осознаны им, это одно из условий формирования ответственного отношения человека к реализации им своих прав и выполнению обязанностей.

Правовой опыт, компетентность гражданина как общественного деятеля в значительной мере предопределяются не только уровнем общеобразовательной подготовки к политической грамотности, но и успехами в овладении специальными познаниями в области государства и права. Правовая информированность есть необходимое условие нормальной деятельности всех членов общества. Наше государство обеспечивает правовую информированность многими средствами.

Во-первых, само законодательство излагается не казуистически, а в возможно более доступной форме.

Во-вторых, к услугам граждан создается широкая сетъ юридических консультаций, существует система оповещения о новом законодательстве через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение), издаются и направляются подписчикам официальные вестники законодательства.

В-третьих, в последнее десятилетие произошло существенное структурное улучшение всего массива правовой информации, созданы и функционируют автоматизированные системы накопления и поиска правовой информации.

Однако даже столь развернутый, на первый взгляд, механизм правового оповещения не дает оснований полагать, будто правовая информированность граждан тем самым полностью и автоматически гарантируется. Из-за сложности правовой материи, наличия в праве разветвленного отраслевого законодательства, большого количества подзаконных актов в России, как и в других странах, возникают определенные затруднения в обеспечении граждан правовой информацией, по крайней мере в том, что касается доведения конкретных норм до членов общества, которых они непосредственно касаются.

Разумеется, на современном этапе возможности правовой информации значительно возросли из-за разветвленности каналов массовой коммуникации, внедрения в информационный процесс автоматизированных поисковых систем (компьютеров), вмещающих в блок памяти почти неограниченное количество нормативного материала. Но возникает парадокс: с одной стороны, граждане страдают от отсутствия необходимой им информации, а с другой — от избыточной информации, что создает трудности в ее использовании в каждом конкретном случае, когда под слоями новой информации утрачивается значение базовых, первичных знаний, генерализованных и закрепленных в человеческой памяти.

Различаются несколько типов эффективных способов информирования граждан о праве: непосредственное ознакомление с текстом по личной инициативе; специальное уведомление заинтересованных лиц и учреждений; передача сообщения (теста норм) через средства массовой информации; обращение к эксперту или в юридическую консультацию; официальный запрос в центр правовой информации; афиширование (расклеивание) текста закона или иного предписания в публичных местах; общение с окружающими, т. е. неформальные контакты.

Эффективность регулятивной и воспитательной функций права во многом определяется качеством правовой информации, нормальным, бесперебойным и оперативным обеспечением ею всех адресатов. Для этого источник информации должен располагать необходимым, постоянно пополняемым количеством сведений, представляющих ценность для получателей информации; придавать своим сообщениям форму, приемлемую и доступную для получателей; обеспечивать постоянную и целенаправленную передачу этих сведений получателям информации.

Из действия права как источника информации вытекает ряд практических следствий. Одним из них является незаменимocть знания права в трех основных сферах: при совершении действий процедурного (инструментального) характерна, в процессе профессиональной, особенно юридической, деятельности; при реализации гражданами их прав и обязанностей по отношению к государству и обществу.

Правовые нормы процедурного (инструментального) характера содержат сведения о порядке, последовательности совершения конкретных действии и имеют, в отличие от других норм, специфический характер. Они большей частью морально безразличны (постольку не затрагивают интересов других лиц), последствия несоблюдения таких норм редко выражаются в виде санкции, обычно это просто недостижение желаемого субъектом результата. К такому роду могут быть отнесены нормы, регулирующие, например, порядок оформления пенсии, документов для поступления в вуз, устройства на работу, составления некоторых служебных документов подачи исковых и других заявлений.

Вторая группа норм регулирует отношения в сфере профессиональной деятельности людей. Вполне естественно, что их знание является непременным условием нормального выполнения ряда предписанных законом функций. Это касается как должностных лиц государства, так и служащих частных компаний. Незнание юридических норм нередко приводит к совершению не только незаконных действий типа преступлений и правонарушений, но и аморальных поступков, ибо большей частью правовые и моральные принципы действуют слитно, а правовые санкции получают оценку с точки зрения нравственности.

В отличие от первых двух групп, важных главным образом в практически-утилитарном или профессиональном отношении, третья группа норм, регулирующая отношения индивида и государства в аспекте прав, свобод и обязанностей личности, имеет прежде всего политическое значение. Знание лицом своих прав и обязанностей по отношению к государству, как и знание полномочий последнего, — гарантия нормального функционирования общественных институтов, непременное условие внутренней жизни любого государственно-организованного общества.

Категория «знание права» с древнейших времен занимала умы выдающихся юристов. Ее роль и значение в осуществлении актов гражданского оборота, в повседневной деятельности людей, их общении и рeaлизации ответственности исключительно велика. Непосредственное воплощение она получила в целом ряде правовых принципов и презумпций. Таковы «незнание закона не есть оправдание», «никто не вправе ссылаться на незнание закона”, “незнание закона не освобождает от ответственности».

Но из-за сложности правовой материи, наличия в праве разветвленного отраслевого законодательства, а также инфляции подзаконных актов, поток которых стремительно возрастает, возникают определенные затруднения в обеспечении граждан правовой информацией, по крайней мере в том, что касается доведения конкретных норм до членов общества.

Возникает вопрос: в каком соотношении находится правовая презумпция «знание права» с ее реальным содержанием? Если эту мысль сформулировать по-иному, то проблема заключается в том, чтобы определить критерии применимости издавна существующих и широко применявшихся презумпций о знании права к режиму правовой ответственности, критерии и основания которой глубоко эволюционировали.

Эту проблему можно поставить и в традиционной форме: допустимо ли опровержение правовых презумпций и до какой степени.

Для этого требуется этимологический анализ самих терминов «презумпции» и «презюминирование». Латинское слово «prezumptio» имеет несколько значений. Одно из них — предположение — широко используется в науке и практической деятельности людей. Однако не всякое предположение является презумпцией. Например, предположение об изменении погоды, о вероятном исходе спортивного состязания и т.п. не может быть отнесено к разряду научно доказанных презумпций, ибо для презумпции характерно не предположение на уровне обыденных фактов, а проверенная на практике, устойчивая связь между рядом фактов.

Из этого теоретического положения можно сделать вывод с том, что факт опубликования закона порождает вполне обоснованное предположение, что по истечении установленного законодательством времени граждане знают закон и, следовательно, должны его исполнять. Отсюда возникло и общепризнанное правило: «никто не вправе отговариваться ссылкой на незнание закона».

Из действия презумпции знания закона вытекает запрет оправдываться его незнанием. Эта формула была разработана еще юристами Древнего Рима.

Такого рода презумпция есть нарочитое преувеличение. В самом делe, среди граджан, которым адресованы законы, есть люди, не достигшие совершеннолетия и не могущие до конца осознать противоправный характер своих действий, есть люди, ограниченные в своей дееспособности. Законодатель же как бы не замечает, абстрагируется от этих отступлений от общего правила, абстрагируется от них. Но в одних случаях закон допускает возможность доказывания, что та или иная конкретная ситуация или отдельный факт не охватываются общей формулой презумпции (например, при наличии исключительных обстоятельств, экстремальных условий) и т. д. В других же случаях закон этого не допускает (например, запрещено докаэывать, что подросток, не достигший возраста уголовной ответственности, все же понимал общественно опасный характер своих действий и потому должен быть признан виновным).

Презумпция, презюмирование, так же как их опровержение, — категории отнюдь не специфически правовые. Они применимы к мышлению в целом. Однако в правовой области они приобретают значение нормативных предписаний, требующих считать определенный факт установленным (не установленным) или существующим (не существующим), если имеется налицо или вполне доказан другой факт (акт), с которым закон связывает действие данной презумпции.

В содержании термина «знание права» различают два значения: сам процесс познания, получения сведений о праве и результат этого процесса, т. е. достигнутый уровень знания права в обществе, который является cлeдствием разнообразных и сложных факторов. Вряд ли можно утверждать, что правомерное поведение граждан является прямым следствием только одного фактора знания права. В юридической литературе не без основания было высказано соображение, что поведение некоторой части граждан лишь случайно, а не закономерно соответствует требованиям законодательных актов. В большинстве же случаев оно подвержено той или иной степени отклонения от установленных норм. Но главное заключается не в том, чтобы зафиксировать наличие непосредственной связи знания о праве с правовым поведением, а в том, чтобы определить, какие информационные каналы и с какой силой воздействуют на правосознание граждан.

Социологические исследования по этой проблеме, проведенные в разных странах, показали, что в уровне правовых знаний членов общества обнаруживаются значительные различия. В этом сказывается не только их отношение к информационным процессам, но и действие на людей весьма многообразных жизненных явлении, интересов и потребностей. Следовательно, вывод о недостаточности или полном отсутствии правовых знаний можно с уверенностью сделать лишь тогда, когда из материалов анкетных опросов выводится отчетливо различимая разница между уровнем правосознания и объемом, а также качеством полученных правовых знаний.

По проблеме «знание права» неоднократно проводились социологические исследования.

Первая трудность, с которой столкнулись исследователи, была связана со сложностью и своеобразием самой категории «знание права». Например, с самого начала было не ясно, что считать высоким уровнем знания и что — низким. Возник вопрос о том минимуме правовых знаний, который можно считать элементарно необходимым для всех, без исключения, граждан и на основе которого путем использования его в качестве исходной точки отсчета можно было бы замерить уровни насыщенности правовыми знаниями отдельных социальных групп и профессий. В этой сфере перспективен системный подход, ибо сама сумма правовых знаний есть система, объединяющая сведения об общественном и государственном устройстве, о принципах права, отдельных правовых нормах и институтах. С точки зрения системы одни отрасли права находятся более близко к сознанию индивида, другие менее глубоко затрагивают его жизненные интересы, третьи известны лишь узкому кругу профессионалов.

Есть правовые нормы, которые представляют интерес для всех (например, нормы трудового, пенсионного законодательства и т. д.), другие имеют частное значение (водное, горное законодательство, правила охоты и рыбной ловли и т. п.) и, наконец, есть нормы, вызывающие скорее профессиональный, чем всеобщий интерес (например, о конкурсном порядке замещения должностей в научной сфере, о порядке ведения финансовой отчетности, сюда же относятся многие нормы административного законодательства).

Таким образом, рядовому гражданину право представляется одновременно и близким и далеким. Близким потому, что ему заведомо известно, что вся повседневная жизнь и текущая деятельность людей регулируется тесной сетью юридических правил. Далеким потому, что во многих отношениях право не есть нечто раз и навсегда данное и определенное, всегда наличное средство разрешения проблемы. Требуется каждый раз определять, в какой части и как оно действует применительно к возникшей проблемной ситуации. Ключ состоит в умении подвести правовую основу под принимаемое решение, а это достигается отнюдь не просто.

Поэтому проблема знания права и презумпции правовой осведомленности является простой лишь на первый взгляд; в действительности это деликатная и многоаспектная проблема, которой посвящены публикации юристов, историков, философов и социологов.

Сложность этой проблемы определяется многослойностью самого права, куда наряду с законом входит разнообразная пресприптивная информация (инструкции, циркуляры и предписания органов власти на местах).

Особое значение для презумпции знания закона имеет оглашение нормативного акта, его опубликование в официальных изданиях, вестниках законодательства, газетах, журналах, информация по радио и телевидению. То, что в самом законе и специальных актах о порядке его опубликования предписывается обязательность публикации, свидетельствует о намерении законодателя связать с этой процедурой требование о соблюдении положений нового закона, обращенное ко всем гражданам и д