рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 1. Объект изучения социологии и его особенности

Тема 1. Объект изучения социологии и его особенности - раздел Социология, Тема 1. Объект Изучения Социологии И Его Особенности...

Тема 1. Объект изучения социологии и его особенности

План

§ 1. Объект изучения социологии и его особенности.

§ 2. Задачи социологии: поиск закономерностей или «понимание»?

§ 3. Предмет современной социологии.

Социология и другие науки об обществе.

§ 4. Структура современного социологического знания.

Функции социологии.

 

Что изучает наука социология

Во-первых, общество изменчиво, что отличает его от природных явлений и процессов. Изменчивость вызвана тем, что люди создают формы своей социальной… Во-вторых, общество обладает двойственной природой. С одной стороны, каждому… § 2. Задачи социологии: поиск закономерностей или «понимание»?

Предмет современной социологии.

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философ­ских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества… Во второй половине XIX – начале XX в. предметом внимания и изучения социологии… Сложная, многоуровневая структура социологического знания, различные ракурсы и уровни социологического анализа…

Тема 2. Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках

 

План

§ 1. Социальные учения Возрождения и Нового времени –

теоретические предпосылки социологии

§ 2. Возникновение социологии в первой половине XIX века.

Огюст Конт – основатель социологии

§ 3. Герберт Спенсер – социолог-позитивист

§ 4. Социально-философская теория марксизма

§ 5. Французский социолог Эмиль Дюркгейм и его теория аномии

§ 6. Немецкий философ Георг Зиммель – основоположник

формальной социологии

§ 7. Макс Вебер, его «понимающая социология» и теория социального действия

§ 8. Развитие социологии в России.

§ 9. Российско-американский социолог Питирим Сорокин.

§ 10. Развитие социологии в США (очень краткий очерк).

§ 11. Современная западная социология (классификация направлений).

 

 

§ 1. Социальные учения Возрождения и Нового времени –

теоретические предпосылки социологии

Следующий этап в развитии социальной мысли связан с эпохой Возрождения. Возрождение - эпоха очень противоречивая. В мировосприятии этого времени причудливо переплетается глубокий интерес к античной философии и мифологии, античному искусству (именно интерес к античности, ее "возрождение" дало название эпохе) с зарождением научных знаний и языческими суевериями, занятиями астрологией и алхимией. В отношении мысли социальной в эту эпоху важно не столько создание какой-либо новой теории общества, сколько коренной переворот в отношении к человеку. В мировоззрении мыслителей этой эпохи человек становится центром мироздания. О его греховности не говорят, говорят о его величии и достоинстве.

Центром Возрождения была Италия, состоящая из политически независимых городов, в одних из которых установились республики, в других – единоличное правление. Итальянские города жили в основном за счет ремесла и торговли, в них развивались т.н. "свободные искусства". Люди, жившие в итальянских городах, чувствовали себя более свободными и самостоятельными, чем сельское и городское население Европы. Однако, начавшись в Италии, Возрождение распространилось и в другие страны.

Вернемся к социальной теории. С этой точки зрения наибольший интерес представляют Н. Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор. Интересный взгляд на мировую историю формирует на исходе эпохи Возрождения неаполитанский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744). Несмотря на то, что человек создан Богом, история человеческая - целиком плод рук человека, его творчества и разума Эпохи человеческой истории связаны с развитием самого человека Вико выделяет три эпохи эпоху богов, эпоху героев эпоху людей. Эпоха богов – эпоха человеческого невежества и дикости, когда слабый человеческий разум создает себе ложные объяснения мира Боги же этого времени суровы и жестоки, ибо только таким богам под силу обуздать жестокий нрав человека этой эпохи Эпоха героев – следующий "возраст" человеческой истории. В это время человеческие общности уже управляются вождями, героями, которые держат в руках жизнь соплеменников. Герои выражают волю богов, и спорить с ними бесполезно. Это эпоха вражды и соперничества между разными вождями и племенами. Третья эпоха – эпоха людей – характеризуется пробуждением человеческого разума. Однако она не свободна от борьбы после долгой борьбы городов и народов между собой человечество добивается узаконения гражданских прав. Осознается тщетность эгоизма, единство человеческой природы, появляются философия, науки и т.д.

Эти три периода представляют собой цикл, проходимый каждой нацией в своем развитии и завершающийся кризисом и распадом общества. Новизна теории Вико в том, что человеческая история рассматривается как плод деятельности самих людей, хотя "автором" законов истории все же является Бог. Вико одним из первых увидел общество в развитии, динамике. Его концепция истории позволяла увидеть ценность каждого из этапов развития общества.

Назовем еще два имени: Никколо Макиавелли и Томмазо Кампанелла. Первому принадлежит книга "Князь" (или "Государь"), где он исследует известные к тому времени формы государства и дает советы "вождям", как правильно завоевывать и удерживать политическую власть. Макиавелли впервые рассматривает политику как самостоятельную сферу человеческого общества, не зависящую ни от морали, ни от религии. И, наконец, Кампанелла. С его именем (и именем Т. Мора) связано возрождение жанра утопии, впервые созданного Платоном. Кампанелла в своей книге "Город Солнца" рисует совершенное общество, где нет неравенства и несправедливости, а все жители похожи друг на друга и счастливы. Там нет собственности, поскольку все принадлежит государству, нет свободного времени, поскольку люди все время заняты, нет вражды, потому что всем всего хватает, однако есть рабы и даже смертная казнь, а также процветают различные науки. Его утопия похожа на утопию англичанина Т. Мора, точно также как все последующие "утопии" будут похожи друг на друга, и непременным их условием будет равенство граждан, отсутствие частной собственности и всепроникающий контроль государства.

Эпоха Возрождения сменяется эпохой Нового времени. Между этими эпохами нет четкой хронологической границы. В разных странах переход осуществлялся в разные строки. Это время дальнейшего роста и укрепления городов, промышленности и торговле. В европейских странах постоянно усиливается влияние тех слоев населения, которые связаны с этими видами деятельности - "буржуа", "бюргеров" т.е. попросту "горожан" Растет значение и людей, занятых умственным трудом - их существование тоже тесно связано с городом. В эту эпоху возникает новое видение социального мира. Начнем с теорий "естественного права" и "общественного договора".

Разработка этих теорий связана с именами Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704), Жана Жака Руссо (1712-1778) и др. Сущность теории естественного права заключалась в том, что все люди, независимо от происхождения, наделены от рождения суммой естественных прав: прежде всего, правом на жизнь, личную безопасность, собственность. Теория общественного договора объясняла происхождение государства. Согласно этой теории люди первоначально жили в так называемом "естественном состоянии". Оно понималось по-разному у Гоббса это - "война всех против всех", а у Руссо, напротив, бесконфликтное, почти райское существование. В какой-то момент люди, живущие в естественном состоянии, заключают между собой договор, в результате которого и образуется государство, которому люди обязуются подчиняться с тем, чтобы оно защищало их естественные права. Т.о. государство рассматривается как вторичный по отношению к обществу институт, цель которого - служить интересам граждан. Это новый взгляд на государство. Ранее считалось, что индивид должен всемерно служить государству, а не наоборот.

Теория общественного договора подрывала идею о божественном происхождении государства. Теория естественного права разрушала веками складывавшиеся устои сословного неравенства. Несмотря на то, что эти теории не имели под собой реального исторического основания (во всяком случае, теория общественного договора), несмотря на то, что они, по существу, не были чем-то новым (были известны еще античности), они сыграли большую роль в утверждении новых демократических ценностей в западных обществах, способствовали обновлению политических институтов этих обществ.

Говоря об эпохе Нового времени, невозможно не упомянуть такого мыслителя, как Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Его основной труд - "О духе законов" представляет собой трактат и по социальной, и по политической философии. В этом труде философ анализировал известные формы политического правления; влияние физической среды на характер и нравы народов; обычаи и законы; такие факторы как численность населения, форма религии, денежные отношения и др.

Монтескье выделял три основных формы правления: монархию, республику и деспотизм. Формы правления различаются по числу тех, в чьих руках находится власть, а также по типу чувств, лежащих в основании каждой формы правления. Так, республика опирается на добродетель, деспотизм - на страх. Монархия же основывается на чувстве чести. Установлению той или иной формы правления связано с определенными графическими условиями. Так, деспотизм характерен для государств с обширной территорией. Географическая среда влияет не только на формы правления, но также на черты характера народа, что, в свою очередь, тоже определяет форму правления. Монтескье исследовал также то, что сегодня назвали бы "социальными нормами". Он выделил нравы, обычаи и законы, сформулировал различия между ними, определил три основных вида законов (гражданские, уголовные и политические). Монтескье принадлежит обоснование такой значимой политической идеи, как необходимость разделения властей. Важное достижение Монтескье, позволяющее считать его одним из основоположников социологического, научного подхода к изучению общества, - стремление искать за социальными явлениями их причины и основания, которые нельзя свести ни к случайности, ни к произволу человека, ни к действию Провидения.

В 18 – начале 19 вв. развиваются подходы к изучению общества, которые можно считать истоком современной эмпирической, прикладной социологии, использующей количественные методы Л. Кетле (1796-1374) стал создателем научной статистики. Он полагал, что и социальные, и природные явления подчиняются общим законам и должны изучаться с помощью математики Кегле старался доказать, что такие явления, как рождаемость, смертность, преступность подчиняются статистическим закономерностям. В связи с этим следует упомянуть Т.Р.Мальтуса (1766-1834) – автора работы «Опыт о законе народонаселения», который утверждал, что население имеет тенденцию увеличиваться в геометрической прогрессии, а средства существования растут лишь в арифметической прогрессии, что негативно сказывается на благосостоянии. По его мнению, население может и должно уменьшаться в результате войн, болезней, воздержания от брака и половых отношений. В современных условиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения в развивающихся странах, служат основанием для периодического возрождения модифицированных форм теории Мальтуса («неомальтузианские теории»).

В 18 веке начинаются исследования экономической жизни общества, формируется новая область знания – политическая экономия ( У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и др.). Появление экономической теории, попытки выявить закономерности, присущие экономической деятельности, было связано с усложнением экономической жизни европейских обществ в 18 - 19 вв. усовершенствованием форм труда, его растущей специализацией, началом промышленной революции, ростом научного знания.

Под влиянием коренных изменений в обществе в эту эпоху формулируется идея социального прогресса - постепенного поступательного развития общества, обусловленного прежде всего развитием и усовершенствованием разума. Наиболее наглядное выражение эта идея получила в работах Кондорсе, Г. Гегеля, А. де Сен-Симона, Тюрго.

 

§ 2. Возникновение социологии в первой половине XIX века.

Огюст Конт – основатель социологии

В эпоху Нового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает впервые и замысел создания науки об обществе, такой же точной, как науки естественные. В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии – науки, изучающей самую сложную форму движения материи – общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Кроме этой предпосылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы. Прежде всего – остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. произошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в более развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

Экономический уклад капитализма с необходимостью требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы – рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ущемлений и преследований. Понятно, что данные изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом страны, порождая разного рода социальные конфликты. Кроме того, именно с середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

Огюст Конт (1798-1857) – мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология» – достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. Однако социология до сих пор не сумела достичь этого идеала. Но современным исследователям, в отличие от Конта, уже очевидна невозможность создания науки об обществе, построенной по образцу естественных наук: у социологии слишком своеобразный объект изучения.

По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям "отца" социологии. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный "закон трех стадий" развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия). Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира - научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира. Однако, считая теологическую стадию развития мысли преодоленной, Конт не отказался от религии вообще. Напротив, он решил создать свою, истинную религию, объектом поклонения которой было человечество – "Великое Существо", – по отношению к которому отдельный человек – лишь незначительная часть. Великое Существо включало все бывшие и будущие поколения. Эта новая религия должна была обеспечить духовное единство общества.

Более важным в свете последующего развития социологи» было проведенное Контом разделение двух типов общества военного более примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз в эпоху Конта. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появления крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества – рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.

Большое значение в своем исследовании общества Конт придавал морали и нравственности. Так, он полагал, что высшие классы общества должны проникнуться чувством долга и ответственности, соответствующими их положению в обществе и поддерживать в обществе социальную гармонию.

Вообще, прогресс в обществе, по мнению Конта, даже развитие промышленности, более зависят от моральных добродетелей, нежели, например, от политики. Конт, несмотря на свой лозунг научности социологии, все же больше похож на философа, чем на социолога, а многие свои идеи он почерпнул у своего учителя – социалиста-утописта Анри де Сен-Симона, у которого Конт долго работал секретарем. У него, в частности, Конт нашел идею индустриальною общества и развил ее.

О. Конт считал, что историческая логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет предшествующей необходимую предпосылку: математика → астрономия → физика → химия → биология → социология. Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена против умозрительного теоретизирования социальной философии и философии истории, на создание «позитивной социальной науки» столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их связи, изучаемых методами наблюдения, сравнения, эксперимента, точного измерения. Позитивисты рассматривали общество как эволюционизирующий социальный организм, законы которого имели общность с природными.

Социологию Конта можно рассматривать как попытку понять устройство общества, его политико-динамическую структуру с помощью научных методов. На формирование такого образа общества большое влияние оказал опыт революции; прагматический проект общественного устройства утверждался на научном прогрессе. Наука должна была заменить собой произвольный авторитет королей и стать основой для разумного общественного порядка. Научное знание, согласно представлениям Конта и его предшественников — ученых-энциклопедистов (Д. Дидро и др.), выступает в качестве единого целого. Законы природы должны распространяться и на человеческое общество. Единство всех наук раскрывает единство законов. Контовская социология является положительной наукой, подобной естественным наукам. Огюст Конт может считаться основателем социологии, поскольку он не только занялся изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для будущей академической институционализации социологии как отдельной науки.

Две идеи, берущие начало в работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842), «Система позитивной политики» (1850-1854).


 

Ситуация в науке, когда неудовлетворенность ученых-обществоведов возможностями философии привела к основанию новой социальной науки, имела широкий общественный контекст. Появление социологии, как уже отмечалось, было вызвано общественной потребностью понимания сущности и направлений крупномасштабных социальных перемен, происходящих в передовых странах во второй половине XVIII – первой половине XIX в. (американская и французская буржуазные революции, промышленная революция в Западной Европе). Это был цивилизованный сдвиг к индустриальному и гражданскому обществу (плюралистическому, организованному, самостоятельному по отношению к государству). Это была эпоха широкого интереса к социальному реформаторству, в котором многие общественные деятели стремились опереться на науку, изучающую функционирование и развитие общественного строя. Идеология прав человека, гражданина, республиканское и демократическое государственное устройство, предпринимательство и конкуренция, рост городов были той социальной средой, в которой социальная наука должна была обратиться к изучению конкретного человека, его повседневного поведения. Итак, формирующееся гражданское общество составило социальную основу возникновения социологии, а позитивистская школа – теоретическую.

Вторая половина XIX – первые десятилетия XX в. стали для социологии классическим этапом, который характеризуется ее институционализацией, т.е. окончательным самоопределением, созданием классических парадигм (научно-теоретических моделей), ставших фундаментом социологии, выделением специальных социологических теорий. Временные рамки этого этапа не бесспорны. В литературе классический этап социологии иногда начинают с О. Конта, довольно часто с К. Маркса, но следует учесть, что социологическое прочтение Маркса – как основоположника социологии, теоретика социального отчуждения – было дано впоследствии (в период «марксистского ренессанса» 1960-х гг.) неомарксистами Франкфуртской школы, существующей с 1930-х гг. А Герберта Спенсера, по времени идеально вписывающегося в классический этап, иногда вместе с Контом относят к «протосоциологии» (предсоциологии), считая, что эти ученые поставили, но не решили задачу перехода от умозрительной к верифицируемой, т. е. проверяемой, доказуемой теории.

Герберт Спенсер – социолог-позитивист

Эволюция для английского социолога – универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных… Плодотворной была догадка о том, что процесс развития («разрастания») любой… По степени интеграции Спенсер различал простые, сложные, вдвойне сложные общества, по сравнительному значению он…

Социально-философская теория марксизма

Карл Маркс считал, что произвел переворот в понимании природы человеческого общества. Сущность этого переворота заключалась в том, что история… Главным фундаментальным трудом К. Маркса, в котором материалистическое… Теория общества, основанием которой является материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов.…

Французский социолог Эмиль Дюркгейм и его теория аномии

К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, Дюркгейм относил наличие особого предмета, изучаемого… «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия,… Общество для Дюркгейма – это прежде всего совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует…

Немецкий философ Георг Зиммель – основоположник

Формальной социологии

Социология, считал Зиммель, должна конструироваться не традиционным путем – путем выбора не «занятого» другими социальными науками предмета, а как… Цель социологического метода – выявление в совокупном предмете социальных наук… Согласно Зиммелю его концепция, с одной стороны, гарантирует четкость отделения социологии от других социальных наук,…

И теория социального действия

Если мысль Маркса можно считать освобождением от эзотерически-идеалистической философии и мелкобуржуазного провинциализма небольших германских… С полной ответственностью можно утверждать, что развитие обществоведческой… Известность Веберу принесла работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Основное внимание Вебера в этой и…

Тема 3. Общество как социальная система

План

§ 1. Понятие и содержание общества как целостной системы

§ 2. Типы человеческих обществ

§ 3. Социальные институты и социальные организации. Типы организаций

§ 4. Социальная общность и социальная группа.

Малые группы

§ 5. Понятие социальной структуры. Подходы к структурированию общества

§ 6. Причины социальных изменений. Теоретические подходы

к проблеме социальных изменений.

§ 7. Социальные движения и их типология. Социальные движения

в современном обществе.

§ 8. Общая характеристика мирового сообщества и

мировой рынок. Постиндустриальное общество.

§ 9. Современные тенденции международных экономических отношений.

Международное разделение труда.

§ 10. Место России в мировом сообществе.

§ 11. Глобализация.

§ 12. Информационное общество.

§ 13. Некоторые социальные аспекты развития

Сети Интернет. Электронное правительство.

§ 14. Социоструктурные образования в виртуальном сетевом

пространстве. Социальная общность киберпространства.

§ 15. Специфика социальных связей и отношений в сетевом обществе.

 

 

Понятие и содержание общества как целостной системы

В социологии понятие «общество» имеет широкое, уни­версальное значение. Как отмечал социолог Георг Зиммель, общество имеет смысл только в том случае, если так или иначе противопоставляется про­стой сумме отдельных людей.

Чтобы выяснить суть понятия «общество», следует различать три разных понятия – «страна», «государство», «общество».

Страна – часть света или территории, которая имеет опреде­ленные границы и пользуется государственным суверенитетом. Гимн, флаг, герб.

Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, респуб­лика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Если быть более точным, то необходимо отметить, что общест­во существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и госу­дарств. С этой точки зрения «общество» – социальная организа­ция не только страны, но и нации, народности, племени.

В самой социологии имеются различные трактовки понятия «общество». Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындиви­дуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. П. Сорокин считал общество надорганической си­стемой бытия. По М. Веберу, общество – это взаимодействие лю­дей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. С точки зрения основоположника матери­алистической социологии К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений межу людьми, складыва­ющихся в процессе их совместной деятельности, «ансамбль чело­веческих отношений».

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности груп­пе или объединению людей. Общество – самая большая из проживающих на данной террито­рии группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил амери­канский социолог Эдвард Шилз (р. 1911)

Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индиви­да.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Признаки общества Э. Шилза достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровно-родственные отношения, описыва­ют способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, кото­рые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной сте­пени отражено восприятие общества как целостной системы эле­ментов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Наиболее емко и образно выра­зил системное понимание общества Т. Парсонс. По его мнению, общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей сре­ды. Самодостаточность же, в свою очередь, означает стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способ­ность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.

Основная задача системного подхода в исследовании обще­ства – объединение различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. И это понятно – ведь только при таком условии снимается глав­ная проблема рассмотрения общества как суммы индивидов. Уло­вить, проанализировать устойчиво-повторяющееся, типичное в жизни общества, отвлекаясь при этом от жизнедеятельности конк­ретных людей, помогает именно метод системного анализа. С точки зрения системного подхода социальная система – это целостное образование, формируемое состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами.

Таким образом, рассматривая общество как целостную социетальную (т.е. суперсложную многоуровневую социальную систему), можно сказать, что оно представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социаль­ных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостно­стью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация обществен­ных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических институтов, институтов родства и семьи, воспитания, социализации, морали и религии и других институтов, традиционно относимых к составляющим прогресс культурного развития), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Вот почему, в первой теме, ведя речь о предмете социологии, мы отметили, что первопричинами этого предмета, главнейшими категориями социологии являются социальная роль и социальный статус. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в от­дельности.

Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвя­зей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, ор­ганизации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальной системы.

Общество как суперсистема предстает как совокупность систем (социальная группа, социаль­ный институт, личность). Социальные системы выступают в качестве структурных элементов об­щества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень – это со­циальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый ин­ститут и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробирован­ные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной систе­мы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность проти­востоять деструктивному влиянию извне. Функционировать – значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой.

С определенной долей условности можно отметить некоторые основные («несущие») функции общества: производство материальных благ и обмен результатами производства, духовное воспроизводство, воспроизводство человека, регламентация поведения, деятельности и управления.

В заключение следует отметить, что современное общество состоит из целого системного комплекса социальных институтов, взаимодействие которых обеспечивает ему возможность функционирования и развития как совокупности базовых и надстроечных общественных отношений.

 

§ 2. Типы человеческих обществ

Известные нам человеческие общества очень разнообразны. Существует множество способов их классификации. Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества). Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).

Любая попытка типологизации всегда в некотором роде условна. Учитывая эту неизбежную условность, можно все же выделить некоторые обобщенные характеристики, позволяющие выделить несколько типов обществ. К примеру, Г. Ленски и Дж. Ленски в 1970 г. классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные черты.

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Первобытные охотники и собиратели жили небольшими коллективами – несколько десятков человек. Их жизнь проходила в постоянном поиске пищи. Такие коллективы часто вели кочевой образ жизни, перемещаясь вслед за животными – объектами охоты, или меняя место жительства, когда собираемой пищи становилось недостаточно. Структура таких обществ была простой. Все занимались одним и тем же: мужчины – охотой, женщины – собирательством и примитивным «домашним хозяйством» («домов», как правило, еще не было). В таких обществах фактические не было имущественного неравенства. Добытое на охоте делилось между всеми. Уже существовали религиозные верования, магические обряды и ритуалы. Древние охотники оставили первые произведения искусства – наскальную живопись и другие виды художественного творчества.

Некоторые общности, ведущие такой образ жизни, сохранились до сегодняшнего дня, например, бушмены Юго-Западной Африки и аборигены Центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким и дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились

2. Огороднические общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились, главным образом, в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных огороднических обществах при разделывании садов не применялись металлические орудия и плуги. В более развитых огороднических обществах имелись металлические орудия и оружие, но не использовались плуги. Так же как и общество охотников и собирателей растений, огороднические общества не производят прибавочного продукта: люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых огороднических обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало, прежде всего, усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни; крупные гражданские и военные должности переходил» от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

Модификации обществ аграрного типа еще принято называть традиционными цивилизациями или традиционными государствами (обществами). Помимо Древнего Египта они появились в Шумере, на Крите в 4-3 тысячелетии до нашей эры и стали очагами нового типа социальной организации. Несколько позже возникают похожие цивилизации в Китае и Индии и других регионах. С возникновением традиционных цивилизаций связаны следующие важные изменения:

1. появление письменности;

2. возникновение городов как центров управления, культуры и ремесленно-торговой деятельности;

3. появление централизованной государственной власти,

4. появление писанного права или закона;

5. формирование религиозной организации и сложных религиозных доктрин;

6. накопление первых научных знаний.

Подавляющая часть населения занималась сельским хозяйством. Города представляли собой островки в земледельческом мире. Высокая культура традиционных цивилизаций была достоянием лишь незначительной части населения.

Традиционные государства вели постоянные войны, обороняясь или нападая. Военные катастрофы стали причиной падения многих из них.

Огромную роль в этих обществах играла религия. Религиозные и государственные организации были очень тесно связаны между собой. Как уже отмечалось, традиционные общества-государства имели довольно сложную социальную структуру, делились на множество групп и слоев. Принадлежность к тому иди иному слою, как правило, наследовалась. Очень ярко было выражено социальное неравенство. Большинство древних традиционных государств были рабовладельческими.

Традиционные государства возникали и гибли на протяжении тысячелетий. Если первые традиционные государства исчезли с лица земли еще в начале нашей эры, а некоторые - и намного раньше, то другие, возникшие гораздо позже, просуществовали вплоть до 19 века и были окончательно вытеснены индустриальной цивилизацией.


4. Промышленные или индустриальные общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации в Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.

Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

Профессиональная структура индустриального общества гораздо сложнее, чем в обществах традиционных. Невозможно перечислить все виды деятельности, характерные для него.

Традиционные общества изменялись крайне медленно. Темп изменения и обновления в индустриальном обществе неизмеримо выше. Рост научного знания и усложнение профессиональной деятельности вызвал широкое распространение образования в индустриальных обществах.

Если в традиционном обществе человек, как правило, наследовал свое социальное положение и не мог его изменить, то в индустриальном обществе социальное положение человека определяется собственными усилиями и в очень малой степени зависит от происхождения. Человек в традиционном обществе проводил свою жизнь там, где он родился (за исключением людей «странствующих профессий» - прежде всего торговцев). Для индивида индустриального общества смена места жительства становится нормой.

В традиционных обществах большинство населения жило своей жизнью, почти не зависящей от государственной власти. Она лишь изредка напоминала о себе - в случае сбора налогов или военных приготовлений. В индустриальном обществе государство контролирует фактически все сферы жизни общества.

Традиционные общества были «сегментарными». Это означает, что они состояли из множества отдельных, самодостаточных «сегментов», связи между которыми не играли большой роли в выживании этих сегментов. Индустриальное общество представляет собой единое целое благодаря сложному разделению труда, а также развитой системе транспорта и связи.

В конце XX века развитые индустриальные общества подошли к новому рубежу в своем развитии. Но к этому вопросу мы еще вернемся.

Развитие индустриальной цивилизации вовлекало в свою орбиту все новые и новые традиционные общества. Для многих из них переход от традиционализма к индустриализму стал «устойчивым состоянием». Общества, переживающие этот переход, можно назвать «модернизирующимися» или «переходными» Для них характерно противоречивое сочетание традиционных и индустриальных черт. О процессе модернизации также речь впереди.

А два следующих параграфа будут посвящены важнейшим социоструктурным образованиям внутри общества (его подсистемам): социальным институтам, социальным организациям, социальным общностям и группам, которые нами уже неоднократно упоминались.

 

§ 3. Социальные институты и социальные организации. Типы организаций

Социальный институт – это относи­тельно устойчивые типы и формы социальной практи­ки, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Дея­тельность социального института опре­деляется, во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирую­щих соответствующие типы поведения; во-вто­рых, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятель­ности того или иного института и осуществлять социальный контроль над институциональными типами дей­ствий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуще­ствление социального контроля. В связи с этим социальные институты мо­гут быть охарактеризованы с точки зрения как внешней, формальной (материальной) их структуры, так и внутренней, т.е. с позиции содержательного анализа их деятельности.

Социальный институт – это не только совокупность лиц, уч­реждений, снабженных определенными мате­риальными средствами и осуществляющих конкретную общественную функцию. Успешное осущест­вление данной функции связано с наличием в рамках соответствующего социального института целостной систе­мы стандартов поведения, обязательных для осу­ществления функции данного института. С содержа­тельной стороны социальный институт — это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения конкрет­ных лиц в типичных ситуациях.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функция­ми, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института. Социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности, стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность, интегрированность в действия членов общества. Социология интересует­ся в первую очередь деятельностью главных социальных институтов, связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования), обеспечением материальной жизнедеятельности (институт экономики), интеграцией социальных групп и кол­лективов (политические и государственно-правовые институты), поддержанием и сохранением духовных ценно­стей (институты культуры) и др. Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-струк­турном анализе социальных явлений, оно подразумева­ет возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее суще­ственных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными це­лями и потребностями социальной системы. В этом смыс­ле социальный институт может быть определен как ведущий ком­понент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отноше­ния в отдельных сферах общественной жизни.

Социальная организация – при­менительно к социальным объектам термин «организа­ция» употребляется в трех смыслах. Во-первых, так может называться искусственное объедине­ние институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерчен­ной функции. В этом смысле социальная организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к пред­приятию, органу власти, добровольному союзу и т. д. Во-вторых, этот термин может означать оп­ределенную деятельность по организации, вклю­чающую в себя распределение функций, нала­живание устойчивых связей, координацию и т. д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целена­правленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры орга­низатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с по­нятием «управление», хотя и не исчерпывает его. В-третьих, имеется в виду характеристика сте­пени упорядоченности какого-то объекта. Тогда под социальной организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта выступает как его свойство, атрибут. Такое со­держание термина употребляется, например, когда речь идет об организованных и неорганизован­ных системах, политической организации общества, эф­фективной и неэффективной организации и т. д. Именно это значение подразумевается в поня­тиях формальной и неформальной организации.

Социальные свойства социальной организации следующие: организация создается как инструмент решения общественных за­дач, средство достижения целей. С этой точки зрения на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала и т. д.; организа­ция складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С такой позиции организа­ция выглядит как совокупность социальных групп, ста­тусов, норм, а также отношений лидерства, от­ношений сплоченности – конфликтности и т. д.

Наиболее часто различаются формальные и неформальные организации. Критерием этого разграничения, как следует из названных типов организаций, служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий и отношений. Известный ученый А.И.Пригожин характеризует формальную организацию как способ организационного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Разделение труда выступает в виде системы статусов – должностей, каждая из которых наделена специфическими функциями таким образом, что все функциональные задачи оказываются распределенными между членами организации. Должностные статусы упорядочиваются в иерархическую структуру по сходству функциональных задач, в различные организационные подразделения по принципу руководящие – подчиненные, в лестницу зависимостей между низшими (подчиненными) и высшими (руководящими).

Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Она включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной организации: нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и нормы вознаграждения. Формальная организация рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т.е., рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.

Формальная организация имеет сильную тенденцию превращаться в бюрократическую систему. Вебер считал формирование бюрократии (управленческого аппарата) главным аспектом процесса рационализации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал ее идеальный тип, или модель.

Под бюрократией обычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Термин «бюрократия» французского происхождения, от слова «бюро» – офис, контора.

Бюрократия в современном, буржуазном виде возникла в Европе в начале XIX в. и сразу же стала означать, что официальные должности, чиновники и управляющие, обладающие специальными знаниями и компетенцией, становятся ключевыми фигурами в управлении. Возникновение бюрократии в обществе с развивающейся фабричной системой было, безусловно, явлением прогрессивным. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и подчинялась только «интересам дела»; она обеспечивала четкость и однозначность потоков информации в организациях. Бюрократ должен быть профессионалом высокого класса. Идеальный тип бюрократа, его отличительные свойства лучше всего описаны М. Вебером:

– индивиды, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках «безличных» обязанностей, существующих в данной организации. «Безличный» здесь означает, что все обязанности и обязательства принадлежат должно­стям и постам, а не индивиду, который может занимать их какое-то определенное время;

– ярко выраженная иерархия должностей и позиций. При иерархических отношениях индивид, занимающий определенную должность, может принимать решения относительно индивидов, занимающих более низкие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких должностях;

– ярко выраженная спецификация функций каждой из должностей и позиций;

– индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта;

– отбор действующих индивидов производится на основе их квалификации;

– людям, занимающим должности в организациях, выплачивают зарплату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии;

– бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника;

– должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается им как единственное, или, по крайней мере, главное занятие;

– деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.

Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разработал таким образом идеальный тип управления организацией. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации.

Однако такого идеального положения не существует в действительности, более того, бюрократия, первоначально предназначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и начинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрессивные процессы. Она доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждаясь формальными правилами и нормами от реальности.

 

Социальная общность и социальная группа. Малые группы

В отличие от социальных институтов и организаций общ­ности не создаются сознательно людьми, а скла­дываются исключительно под воздействием… Исторически первыми видами общности бы­ли возникшие сразу же с образованием… Под социальной группой понимается совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выпол­няющих общественно…

Понятие социальной структуры.

Понятие «структура» вос­ходит к латинскому слову «struere», которое означает «строить» или «соединять». Наиболее общим образом социальная структура может быть определена как черты… Из этого определения можно вывести несколько идей, содержа­щихся в понятии социальной структуры. Понятие социальной…

Культурные универсалии

§ 3. Основные элементы культуры

Формы культуры. Субкультура

Социокультурные суперсистемы

§ 1. Понятие культуры Первоначальное значение слова «культура» (от лат. cultura) – возделывание,… Культура может быть определена как поведение, специфичес­кое для Homo sapiens, и как совокупность материальных…

Формы культуры. Субкультура

Массовая, или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX в.,… Массовая культура, как правило, обладает меньшей ху­дожественной ценностью,… Популярная культура. Проблемы популярной культуры, неточно обозначаемой как культура масс или подчинен­ных классов,…

Социальная стратификация и совокупный

Социально-экономический статус. Информационная стратификация

Информационное неравенство (информационная стратификация) в эпоху формирования информационного общест­ва становится одним из важнейших факторов… Информационная стратификация существует и внутри самой сети Интернет. Разными… Кроме лингвистического аспекта, существует еще когнитивно-семантический аспект информационной стратификации. Существо…

Социальная мобильность и ее каналы

Различают горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность означает изменение социальной позиции без… Различают также внутрипоколенную и межпоколенную социальную мобильность. При… Интенсивность социальной мобильности зависит от проницаемости границ между стратами и классами общества. Если эти…

Основные изменения в социальной стратификации

Российского общества в XX в.

Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 мил­лионов россиян, распределялось на следующие сословия: дворяне – 1,5% ко всему… Постепенно классы появляются внутри других сословий. Некогда единое… К 1917 г. процесс классообразования не завершился, он находился в самом начале. Главная причина – отсутствие…

Социальные группы и слои современного

Современные представления о факторах, критериях и закономерностях страти­фикации российского общества позволяют выделить слои и группы,… Второй слой назван средним, во-первых, с учетом его положения на социальной… Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его пред­ставители…

Тема 7. Социология семьи как самостоятельная отрасль социологии

План § 1. Понятие семьи и ее функции. § 2. Историческое развитие семьи и ее типология.

Историческое развитие семьи и ее типология.

Жизненный цикл семьи

В своем исследовании семейных и родственных отно­шений Морган исходил из гипотезы, что в начальный пе­риод истории человеческого общества… Промискуитет характерен для низшей ступени дикос­ти. Это такая форма… Многие социологи оспаривали существование промис­куитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не…

– Конец работы –

Используемые теги: Тема, объект, изучения, социологии, особенности0.08

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 1. Объект изучения социологии и его особенности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тема 1. Объект изучения социологии и его особенности
План... Объект изучения социологии и его особенности Задачи социологии поиск закономерностей или понимание...

Тема 1. Предмет курса Система государственного и муниципального управления Цели и задачи изучения темы
Цели и задачи изучения темы... Формирование представления о содержании курса Система государственного и... Вопросы для повторения...

Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения
Коммуникация эффективное опосредованное субъект субъектное синхронное и диохронное взаим е в ходе которого от одного субъекта к другому... Объект науки некоторый элемент объективно существующей реальности которую... Объект существует независимо от процесса познания и от факта наличия самой науки...

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Модуль 1 Лекция № 1. Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии
Модуль... Лекция Предметная область социологической... Определение социологии ее объекта и предмета...

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ. Тема Предмет и система криминологии
Тема Предмет и система криминологии... Понятие криминологии Предмет криминологии Система криминологии и ее место в системе других наук...

Методические особенности комментированного обучения и применения поурочного балла при изучении трудных тем на уроках русского языка шестых классов
Данная деятельность осуществляется при использовании различных приемов. С поступлением в школу в жизни ребенка ведущей формой его деятельности… Схема структурирования текста 1. Содержание общего образования, Методы… Содержание.

В данной теме мы начнем изучение квантовых закономерностей явлений природы
Введение... В конце ХIX в даже у крупных ученых сложилось представление что в физике уже... Решение первой из указанных проблем привело к созданию Эйнштейном теории относительности а решение второй проблемы...

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОРАЛИ
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Классификация объектов. Тактика оснащения объектов системами охранной сигнализации
Объекты подгрупп Б I и Б II – это объекты, хищения на которых в соответствии с уголовным законодательством Республики Беларусь могут привести к… Объекты подгруппы А I - объекты особо важные, повышенной опасности и… Объекты подгруппы А-II (специальные помещения объектов особо важных и повышенной опасности): - депозитарии, хранилища…

Тема лекции №8. Статистическое изучение динамики социально- экономических явлений
План... Понятие и классификация рядов динамики и их... Основные принципы изучения рядов динамики...

0.049
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам