рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социокультурные суперсистемы

Социокультурные суперсистемы - раздел Социология, Объект изучения социологии и его особенности   § 1. Понятие Культуры Первоначальное Значение Слова ...

 

§ 1. Понятие культуры

Первоначальное значение слова «культура» (от лат. cultura) – возделывание, обрабатывание. Обычно под культурой понимается все то, что не само по себе возникает из природы, а сделано человеком. Предпосылки возникновения культуры – человеческие потребности и требования социальной жизни.

Культура может быть определена как поведение, специфичес­кое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, ко­дексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, риту­алов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способно­сти к научению и передаче знаний следующим поколениям. Существование и использование культуры основано на способ­ности, которой обладает только человек.

Эту способность, способность к рациональному или абстрактно­му мышлению, понимали по-разному, но открытие раци­онального поведения среди высших животных показало недостаточность такого понимания. Термин «обозначе­ние» был предложен как более адекватное понятие для оп­ределения уникальной умственной способности человека, состоящей в наделении вещей и событий определенными значениями, которые не могут быть схвачены одними чув­ствами. Членораздельная речь – язык – является хоро­шим примером. Значение слова «собака» не в самих по себе звуках; оно приписывается людьми звукам свободно и произвольно. Обозначение – это вид объективно опре­деляемого поведения, и его не следует путать с символи­зацией, которая имеет совершенно другой смысл.

Социологи и антропологи предложили множество оп­ределений человеческой культуры, отражающих различ­ные направления мысли. Э. Тайлор в своей «Первобытной культуре» (1871) дал классическое определение, согласно которому культура включает в себя все способности и при­вычки, приобретенные человеком как членом общества. Клайд Клакхон (1967) считает: «Понятие культуры вызва­но к жизни самой пластичностью человеческого существа. Новорожденных в различных группах населения приуча­ют выполнять «одни и те же» действия, причем почти бесконечным множеством способов... Даже такие явно био­логические процессы, как чихание, ходьба, сон и половой акт, всегда несут печать человеческой индивидуальности. Если людей, несмотря на все их отличия друг от друга, можно научить думать, чувствовать, верить и действовать определенным образом, примерно одинаковым для целых групп... если целые группы или общества научаются делать определенные вещи более или менее однотипно, мы мо­жем сделать некоторое обобщение относительно их пове­дения. Такое поведение, особенности которого усвоены всей группой, которое передается от старших поколений потомкам или в какой-то мере воспринимается от другой группы, называется «культурой». Можно сказать, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей куль­тура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически за­программированное поведение.

Культура создается людьми, культуре обучаются; поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и пе­редает следующему поколению. Этот процесс является основой соци­ализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Именно феномен культуры позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, т. е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений. Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда.

Каждое человеческое общество имеет собственную специфичес­кую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой сте­пени совпадает с другими системами. Различия среди социокультурных систем связаны с физическими условиями и ресурсами; диапазо­ном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типа языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инст­рументов; степенью социального развития. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида очень влияет культура, в которой он жи­вет, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нес­кольких различных культур.

В социологии выделяются два вида культуры: материальная (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения, здания; техника и др.) и нематериальная (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.).

Среди основных функций культуры называют: познавательную, аксиологическую, запрещающую, стимулирующую, регулирующую, гармонизирующую, преобразующую, гедонистическую (наслаждения), функцию преемственности.

 

§ 2. Культурные универсалии

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройс­тва общества.

Культура рассматривается в социо­логии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание лю­дей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механиз­мы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы от­ношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, наро­дность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жи­зни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные укра­шения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.

 

§ 3. Основные элементы культуры

Такие элементы культуры, как знаки и символы, представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определен­ный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык – конк­ретная, реально существующая знаковая система, используемая в кон­кретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является поли­функциональной системой. Основные его функции – создание, хране­ние и передача информации. Выступая средством человеческого об­щения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное по­ведение человека.

Ценности – это общепринятые убеждения относи­тельно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, Десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сох­ранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценнос­тям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила – регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

А социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделе­ние властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюде­ние норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в ре­зультате многократного повторения. Привычки – это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие по­ложительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, особый культурный комплекс, называемый этике­том. Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи – неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к друго­му, они превращаются в традиции. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в опре­деленном сообществе, социальной группе в те­чение длительного времени. Традиции функционируют во всех соци­альных системах и являются необходимым условием их жизнедея­тельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к на­рушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед тра­дицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Тра­ди­ция – все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд – это совокупность символических стереотипных коллек­тивных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные кол­лективные чувства. В них выража­ются какие-то религиозные предста­вления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной со­циальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды соп­ровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде про­исходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового дейст­вия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, пред­писыва­емых религиозной традицией, составляет специфический тип поведе­ния, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Объект изучения социологии и его особенности

План.. Объект изучения социологии и его особенности.. Задачи социологии поиск закономерностей или понимание..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социокультурные суперсистемы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что изучает наука социология
Социология– это наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение)

Предмет современной социологии.
Социология и другие науки об обществе Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философ­ских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества к

Герберт Спенсер – социолог-позитивист
Вторая половина XIX в. в интеллектуальной истории Запада – время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под влиянием которого развивалась тогда

Социально-философская теория марксизма
Карл Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) еще с 1840-х гг. проводили, в связи со своей теоретической работой, конкретные социологические исследования (анкетирование, наблю­дения, анализ офици

Французский социолог Эмиль Дюркгейм и его теория аномии
Классиком социологии является французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917), который был убежденным республиканцем и защитником политической демократии, национального единства и со

Формальной социологии
Творчество немецкого ученого Георга Зиммеля (1858-1918) охватывало философию, социальную психологию, культуру. Его интеллектуальная биография оказалась тесно связанной с духовной и культурно

И теория социального действия
Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является Макс Вебер (1864-1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социоло

Социальная общность и социальная группа. Малые группы
Социальная общность – это относи­тельно устойчивая совокупность людей, отличаю­щаяся более или менее оди­наковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельно­сти) условий и образа жизни,

Понятие социальной структуры.
Подходы к структурированию общества Понятие «структура» вос­ходит к латинскому слову «struere», которое означает «строить» или «соединять». Наиболее общим образом социальная струк

Формы культуры. Субкультура
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящные искусства, классическую музыку и литературу. В отличие

Социально-экономический статус. Информационная стратификация
Социальная стратификация – постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это – распределение обществе

Социальная мобильность и ее каналы
Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса. Согласно опред

Российского общества в XX в.
До революции 1917 г. в России официальным было сословное, а не классовое деление населения страны. Оно подразделялось на два основных сосло­вия — податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворянст

Социальные группы и слои современного
российского общества (по Т.И.Заславской) Современные представления о факторах, критериях и закономерностях страти­фикации российского общества позволяют выделить слои и гр

Тема 7. Социология семьи как самостоятельная отрасль социологии
  План § 1. Понятие семьи и ее функции. § 2. Историческое развитие семьи и ее типология. Жизненный цикл семьи.   § 1. Понятие семьи и

Жизненный цикл семьи
Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет опреде­ленные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги