рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие социальной структуры.

Понятие социальной структуры. - раздел Социология, Тема 1. Объект изучения социологии и его особенности Подходы К Структурированию Общества Понятие «Структура» Вос­Ходит К ...

Подходы к структурированию общества

Понятие «структура» вос­ходит к латинскому слову «struere», которое означает «строить» или «соединять».

Наиболее общим образом социальная структура может быть определена как черты социального целого (общества или группы в пре­делах общества), которые имеют определенное постоянство во вре­мени, взаимосвязаны и определяют или обусловливают в значитель­ной степени функционирование этой целостности как таковой и деятельность ее членов.

Из этого определения можно вывести несколько идей, содержа­щихся в понятии социальной структуры. Понятие социальной структуры выражает идею, что люди формируют социальные отношения, ко­торые не произвольны и случай­ны, но обладают некоторой регулярностью и постоянством. Далее, социальная жизнь не аморфна, а дифференцирована на социальные группы, позиции и институты, которые являются взаимозависимыми или функционально взаимосвязанными. Эти дифференцированные и взаимосвязанные характеристики человеческих групп, хотя и образу­ются социальными действиями индивидуумов, – не являются прямым следствием их желаний и намерений; напротив, индивидуальные пре­дпочтения формируются и огра­ничиваются социальной средой. Дру­гими словами, понятие социальной структуры подразумевает, что лю­ди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но огра­ничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом.

Социальная структура иногда просто определяется как устояв­шиеся социальные отношения – регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействий между членами данного соци­ального целого. Даже на этом описательном уровне понятие социальной структуры является предельно абстракт­ным: в него входят только определенные элементы текущих социальных действий. В самом простом определении: «социальная структура» – это мо­дель повторяющегося (устой­чивого) поведения или совокупность относительно устойчивых, стабильных общностей людей, определенных порядком их взаимодействия и взаимосвязи.

С этой точки зрения социальную структуру общества часто рассматривают как совокупность следующих структур: социально-классовая, профессионально-квалифи-кационная, социально-этни­ческая, территориально-поселенческая, и др.

1. Социально-классовая структура: классы, социальные группы, общности, социальные слои. Эта классификация основана па раз­личном отношении между людьми по поводу производства, обме­на. распределения и потребления материальных благ. Будучи за­данным объективной необходимостью производственных отноше­ний, общество еще в древнейшие времена было разделено на группы людей, одна из которых – имущая – эксплуатировала дру­гую – неимущую. Помимо объективных характеристик, отражаю­щих положение того или иного класса в обществе, каждому классу присущи и субъективные качества – осознание общностью своих интересов. Последнее выражается на уровне как обыденного, так и теоретического сознания, т.е. на уровне психологии или идеологии.

На основе общественного разделения труда формируются не только классы, но и другие общности людей, к которым принадле­жат и общности людей умственного и физического труда. Однако отношения собственности придают им различную социальную значимость. Если каждый тип классов порождается своим и лишь своим типом собственности, то все другие общности безотносите­льны к ним. Поэтому-то классы и являются основным элементом социальной структуры, оказывая влияние на все остальные.

2. Профессионально-квалификационная структура также позво­ляет оценить целый ряд сторон общества, в том числе уровень его социального развития. В то же время различие по формам собст­венности со временем перестает выполнять роль основного при­знака динамики исторического процесса.

Разделение умственного и физического труда стало на опреде­ленном этапе развития человечества объективной необходимостью, вызванной ростом и усложнением производства, и соответствен­но – его интеллектуализацией. Обособившийся в деятельности господствующих и эксплуатированных классов умственный и фи­зический труд образовал социальные общности, различающиеся характером труда, уровнем квалификации, объемом приложения труда.

На основании этого, к примеру, отечественные социологи выделяли три основных слоя рабочего класса: неквалифицированные и малоквали­фицированные рабочие; рабочие средней квалификации; высококвалифи­цированные рабочие. Среди интеллигенции обычно выделяют также три слоя: техники и другие специалисты, имеющие среднее специальное обра­зование; инженеры, врачи, учителя и другие специалисты, имеющие выс­шее образование; наиболее квалифицированные специалисты.

3. Многие социологи – сторонники социокультурного подхода в качестве компонента социальной структуры общества рассматри­вают этнические общности в тесной связи с такими социальными группами, как классы, слои, территориальные общности. Социаль­но-этническая структура предполагает рассмотрение в качестве важных источников самодвижения и саморазвития общества такие этнические общности как семья, кланы, племена, нации и народы. Эти общности называются также кровнородственными.

Значимость социально-этнических общностей определяется следующим. Во-первых, именно этническая общность вырабатыва­ет и передает новым поколениям национальную культуру, ценно­сти, нормы, образцы поведения; во-вторых, самосознание этниче­ской общности объединяет людей вокруг идей сохранения и разви­тия духовных и материальных ценностей; в-третьих, интеграция людей внутри общества во имя ее процветания приводит в движе­ние внутренние потенции человека. На национально-этнической основе происходит развитие конкретных обществ, если они терри­ториально и государственно совпадают с расселением данной на­ционально-этнической общности, а если конкретное общество многонационально, то характер его развития обусловлен направ­ленностью внутреннего развития входящих в него этнических об­щностей.

В современном обществе этническая общность рассматривает­ся как национальная общность, т.е. как более высокий и развитый тип этноса.

4. Определенный интерес у социологов вызывает рассмотрение территориально-поселенческой структуры общества. С развитием капитализма начался бурный рост городов и отток в них сельского населения. Несовпадение процессов урбанизации и индустриали­зации вызвало появление острых социальных проблем: преступ­ность, безработица, голод и др. История развития территориаль­ных общностей (города и деревни) дает основание утверждать, что:

отражением социального прогресса становится сокращение численности сельскохозяйственного населения. Нарастание интен­сивности сельскохозяйственного производства с развитием произ­водительных сил приводит к избытку аграрного населения, вызы­вая его закономерную миграцию в города;

ликвидируется закрепление индивида за определенным поселе­нием как непосредственной средой его жизнедеятельности. Разви­тие человечества отменяет постоянное место жительства, что было характерно для прежних времен.

Важность изучения социальных общностей объясняется тем, что социальные процессы (демографический, миграционный, ур­банизация, индустриализация) могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на само общество – как на его внешнюю (формальную) структуру, так и на внутреннюю, функци­ональную характеристику.

Так, если такие процессы, как миграция, развитие городов, промыш­ленности и т.д. внешне ведут к распаду больших семей, в производствен­ных группах – к текучести кадров и т.д., в территориальных общностях – к росту числа мигрантов в составе коренного населения, нарушению есте­ственной половозрастной структуры, то дезорганизация функций таких об­щностей выражается в переоценке ценностей, нарастании противоречивос­ти стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры общности, что, в свою очередь, обусловливает нарастание отклонений в поведении членов общности.

Как отмечалось, элементы общества как социальной системы могут и сами рассматриваться как самостоятельные системы. Основу их различий составляеет тип социальных связей самих эле­ментов.

Каждая структура регламентирует и воспроизводит определен­ные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Вместе с тем социа­льные структуры не являются неизменными, данными раз и на­всегда. Они выполняют свою роль поддержания стабильности только при условии своей легитимности, т.е. признания их целесо­образности большинством населения.

В зависимости от подхода к структурированию основными элементами социаль­ной структуры общества как системы могут считаться: социаль­ные связи и отношения, социальные институты, социальные об­щности, группы, страты (деление социальных слоев общества по вертикали в зависимости от уровня доходов и образа жизни), со­циальные организации, ценности, нормы, социальные роли. Каж­дый из этих элементов привносит в социальную жизнь организу­ющее начало и, следовательно, может быть рассмотрен как нача­льное звено в логических построениях социальной структуры общества.

Из всех рассмотренных определений можно извлечь главное: социальная структура не представляет собой нечто конкретное, «зримое», то, что находится в некоем учреждении или оформлено в виде документа. Напротив, социальная структура незрима, нео­сязаема, даже неуловима. В этом и состоит парадокс любого обще­ства: то, что наиболее важно для него, то и скрыто от посторонних глаз. Но не от социолога.

Социальная структура присутствует во всем, что имеет место в обществе, во всех формах социального поведения, в социальных институтах, группах, движениях.

Таким образом, можно отметить, что социальная структура охва­тывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов: базовыми единицами социальной структуры являют­ся нормы и ценности. Социальная структура есть качественная определенность общес­тва, поэтому изменение первой выражает коренной, качественный сдвиг во втором. Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных соци­альных элементов (т. е. групп и институтов), позволяющих накапливать количественные изменения вплоть до того момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. Отно­сительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом.

§ 6. Причины социальных изменений. Теоретические

подходы к проблеме социальных изменений

В обществе постоянно что-то изменяется, особенно в современном. Появляются новые виды техники и лекарств, новое оружие, новые стили в одежде, новые произведения искусства, новые виды деятельности и др. Однако все это еще нельзя назвать социальными изменениями.

Под социальным изменением следует понимать изменение организации общества, его структуры. Появление новых групп, смена властных элит, масштабной изменение форм поведения масс людей, появление новых социальных институтов - все это примеры социальных изменений. Процесс социальных изменений переживает сегодня Россия; коренная переоценка ценностей, разрушение прежней политической структуры, возникновения огромного числа новых групп, связанных с новыми дня нашего общества профессиями только некоторые аспекты этого масштабного процесса.

Общества изменялись всегда. Однако считается, что ранние общества изменялись гораздо медленнее, чем общество современное. Если для доиндустриальных обществ было характерно настороженное отношение к нововведениям и переменам, то современное общество считает «новое» безусловной ценностью. Темп изменений так высок, что человеку становится трудно к ним приспосабливаться. Американский футуролог Э. Тоффлер даже ввел специальный термин – «футурошок» – шок будущего, для обозначения того стрессового состояния растерянности перед потоком изменений, в котором находится современный человек.

Какие факторы способствуют социальным изменениям? Во-первых, рост численности населения. Этот фактор отмечал еще Э Дюркгейм. Он ввел понятие «моральной плотности», повышение которой ведет к изменению структуры общества. Что он имел в виду? Если на определенной территории людей становится настолько много, что традиционных занятий не хватает на всех, а ресурсы позволяют прокормиться всем, то возникают новые типы деятельности, что вызывает появление новых профессиональных групп, т.е. усложняет структуру общества. Усложнение структуры общества, специализация групп населения в той или иной сфере, способствует совершенствованию их профессиональных навыков, а что, в свою очередь делает возможным дальнейшие нововведения и усовершенствования, ведущие в перспективе к новым социальным изменениям, дальнейшему усложнению социальной структуры.

Рассмотрим влияние численности населения на конкретном примере.

Следующий фактор, влияющий на социальные изменения - различные изобретения во всех сферах человеческой жизни. Новая религия может изменить привычную мораль и изменить систему ценностей. Приход к власти носителей новой религии меняет социальную структуру, оттесняя с политической сцены одни группы и выдвигая другие. Религиозная активность приверженцев ислама привела к формированию огромного арабского государства, включавшего самые разные народы. Согласно Веберу, религиозное рвение протестантов немало помогло формированию капиталистического типа хозяйственных отношений, что привело к ошеломляющим успехам европейской цивилизации. Изобретение письменности дало возможность накапливать информацию гораздо эффективнее, чем устная традиция и народная память. Недаром именно народы, создавшие письменность стали творцами первых цивилизаций - Египетской, Китайской, Шумерской и др. Изобретение колеса сделало возможным путешествия, торговый и культурный обмен, что также явилось мощным стимулом развития общества. О значении изобретений современной науки можно и не говорить. Открытия и изобретения могут создаваться самим обществом, а могут заимствоваться. Чем интенсивнее контакты между обществами, тем большее значение в их жизни начинает играть культурный обмен, приток новых идей. Явление проникновения культурных образцов в другие общества называют диффузией. Надо отметить, что заимствования культурных образцов носит выборочный характер. Общество принимает те образцы, которые не противоречат собственным ценностям и те, практическая польза которых очевидна. Многие африканские народы с легкостью научились пользоваться европейским и американским оружием, чего нельзя сказать об образцах западной политической культуры.

Важной предпосылкой социальных изменений является внутренняя неоднородность общества, конфликты и противоречия между разными группами на почве идеологии, разного видения мира, неравномерного распределения власти и богатства. Эти противоречия в случае особого обострения могут вести к восстаниям или социальным революциям, которые часто полностью меняют структуру общества и приводят к власти новые группы. Усиление политического влияния новых элит ведет к распространению новой системы ценностей. Однако захват политической власти ранее угнетаемыми группами - необязательное условие распространения их идеологии. Первые христиане вовсе не стремились к политическому господству, напротив, они всячески дистанцировались от политической и гражданской жизни Римской империи, за что и подвергались жестоким гонениям. Однако с течением времени некоторыми политическими лидерами Империи было осознано, что новая религия может принести большую пользу официальной власти, сплотить разнородное в этническом и религиозном отношении население империи. В итоге христианство стало официальной идеологией Восточной римской империи, что привело к огромным социокультурным последствиям.

Важным фактором социальных изменений является такой феномен социальной жизни, как харизматическое лидерство. Слово «харизма» («божественный дар»), греческое по происхождению, ввел в широкий научный оборот М. Вебер. Он понимал под «харизмой» сверхординарные способности, которыми наделены некоторые люди. Человек, наделенный «харизмой», обладает большим влиянием на других людей. Великие реформаторы, герои и полководцы, могут своей волей изменить сложившиеся вековые традиции только силой своего личного авторитета, своей «харизмы».

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные факторы могут способствовать социальным изменениям, но могут и не приводить к ним. «Действенность» того или иного фактора (или группы факторов) всегда зависит от конкретной сложившейся ситуации в том или ином обществе.

Проблема социального изменения являлась основой для социологии XIX в. Интерес к ней был следствием осознания масштаба социальных последствий индустриализации для европейских обществ и понимания значения фундаментального различия между европейскими индустриальными и так называемыми «примитивными обществами». Таким образом, теория социального изменения была направлена на изучение природы капиталистического или индустриального развития при видимом отсутствии такого развития в обществах, ставших частью европейских колониальных империй. Такая теория связана с вопросами долговременного и крупномасштабного развития или с макроразвитием.

Социологические подходы к изменению, в особенности те, что характерны для XIX в., могут быть разделены на теории социальной эволюции и теории революции. В первом случае предполагается, что социальное изменение включает основные стадии развития, такие как «военное» или «индустриальное общество», посредством которых общество постепенно прогрессирует от простых сельских, аграрных форм к более сложным дифференцированным индустриально-городским формам. Такого рода эволюционные теории развивались О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом. Подход к анализу социального изменения в рамках функционализма в некоторой степени остается зависимым от эволюционного взгляда, поскольку при таком подходе и изменение рассматривается как адаптация социальной системы к окружающей среде в процессе дифференциации сознания индивидов и увеличения структурной сложности. Теории революционного социального изменения, в частности основанные на идеях К. Маркса, подчеркивают значение классового конфликта, политической борьбы и целей капитализма как основных механизмов фундаментальных структурных изменений.

Основным различием в подходах к социальному изменению остается различие между теориями эволюционными и революционными, однако эти подходы можно классифицировать иначе, а именно:

1) исходя из уровня анализа («макро» или «микро»);

2) на основании рассматриваемых факторов, вызывающих изменение (являющихся либо внутренними, либо внешними по отношению к конкретному обществу, институту или социальной группе);

3) с точки зрения причины социального изменения (демографическое давление, классовый конфликт, изменения в способе производства, технологическая инновация или развитие новых систем идей и убеждений);

4) на основании движущих сил изменения (новаторские интеллектуальные элиты, девианты, рабочий класс);

5) с точки зрения характера социального изменения (постепенное распространение новых ценностей и институтов или полное разрушение существующей социальной системы).

Несмотря на то, что проблема долговременного структурного изменения все еще рассматривается современной социальной наукой, большинство социологов считает, что общая теория не может быть достаточно определенной для того, чтобы способствовать полному анализу исторического изменения. Социология XX в. тяготеет к теории среднего уровня, объясняющей развитие отдельных институтов, социальных групп, культурных единиц или отдельных идей и убеждений, а не трансформацию обществ в целом.

 

§ 7. Социальные движения и их типология.

Социальные движения в современном обществе

Социальное движение – это массовые действия представителей какой-либо одной большой социальной группы или нескольких, направленные на обес­печение групповых или общественных интересов, удов­летворение потребностей.

В тех случаях, когда соответствующие дей­ствия реализуются в деятельности государствен­ных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству, более того, связываются с завоеванием государственной власти, социальное движение при­обретает характер политического движения. Нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не принимают политического характера, не направлены на завоевание государственной власти (например, движение за аль­тернатив­ную медицину). Это движения за вос­становление гражданского достоинства людей и обеспечение прав, за улучшение условий труда и жизни (во многих случаях приобретающие форму забастовок), за возрождение и защиту национальной культуры, охрану природы и др. Одни из таких социальных движений оказываются в большей мере политизированными, другие – в меньшей, но в них всегда можно видеть их собственное социальное содержание. Бы­вает, что оно имеет прогрессивный характер, например возрождение и защита национальных куль­турных ценностей, а их политическая ориентация приобретает реакционную направленность – на обострение социальных и межклассовых противоречий, против демократизации общества, за восстановле­ние или сохранение антидемократических авторитар­ных структур и порядков.

Участников социального движения объединяет определенная система ценностей, именно ценности играют роль вектора направленности движения. Социальные ценности, являясь составной частью массового сознания, выполняют функции социально-нормативных регуляторов массовых действий. Социальное движение не имеет управленческого аппарата, четких уставных требований. Совокупность требований к его участникам определяется целями и ценностями движения и устанавливается лидерами, поддерживается их авторитетом. Участники социального движения достаточно автономны в своих решениях и действиях. Социальное движение, как правило, возникает стихийно, по инициативе «снизу». К таким движениям относятся гражданские инициативы, представляющие собой добровольные объединения людей.

Широкий размах во многих странах прини­мают в современную эпоху такие социальные движения, как жен­ское и молодежное. В некоторых своих аспектах в развитых формах они включают в себя требова­ния к государственной власти, т. е. приобретают политический ха­рактер. Но во многих других эти движения не имеют политической направленности, не выходят за рамки социальной сферы, например, молодежь стремится отстоять некоторые свои формы культуры, стили поведения и т. п.

Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления социальным изменениям. Они представляют собой организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформации – наиболее яркие примеры.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа.

Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти.

Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. Средневековые коммуны, движение зеленых, движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Англий­ский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771-1858) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, а вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя и не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является «визитной карточкой» революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, в Западной Европе, Латинской Америке.

Среди современных социальных движения можно привести примеры и реформаторского – экологическое движение, и регрессивного – фундаменталистские движения.

Большой размах во второй половине 20 века приобрели экологические движения. Экологические движения стали результатом осознания реальной опасности исчезновения человечества по причине хищнического и неразумного отношения к природной среде. Экологические движения, приобретающие вей больше влияния, отличаются разнородностью. Реформистски настроенные «зеленые» видят свою задачу в информировании общественности об «экологических рисках», разумном контроле деятельности промышленных объектов, отслеживании состояния окружающей среды и т.д. Они стремятся войти в законодательные органы своих стран, чтобы иметь возможность реально влиять на политику. Существуют более радикально настроенные «зеленые», для которых решение экологических проблем означает переустройство существующего социального порядка. Они часто являются сторонниками анархических идей и предпринимают решительные акции протеста - таранят танкеры и т.д.

Экологическое движение имеет огромное позитивное значение. Оно привлекло внимание общественного мнения к экологическим проблемам, заставило осознать степень риска, которую несет в себе техническая цивилизация, и принять ряд мер, смягчающих этот риск. Экологическая экспертиза товаров и промышленных объектов стали нормой жизни в цивилизованных странах. Однако решение экологических проблем очень далеко от завершения. Глобальные экологические проблемы продолжают нести реальную угрозу выживанию человечества.

Говоря о социальных движениях в современном мире, невозможно обойти вниманием фундаменталистские движения. Термин «фундаментализм» был применен впервые для обозначения консервативно настроенных групп протестантов в США в начале 20 в. Позже этот термин получил более широкое распространение.

Фундаменталистские движения – движения религиозные. Они существуют сегодня во многих религиях - христианстве, иудаизме, буддизме и др. Но особенно известен исламский фундаментализм, благодаря его активной политической деятельности и связи многих фундаменталистских исламских организаций с терроризмом. Все, что будет сказано ниже, относится, прежде всего, к исламскому фундаментализму.

Фундаменталисты отвергают основы современной цивилизации и призывают к возврату к той или иной религиозной традиции. Фундаменталисты уверены, что именно они сохранили истинную веру во всей чистоте и полноте, поэтому они могут противопоставлять себя не только «безбожному миру», но и традиционным религиозным организациям, «исказившим» истинное учение.

Фундаментаписты стремятся создавать собственные замкнутые анклавы «истинных верующих», отгораживаясь от «лежащего во зле» мира. Это не мешает, однако, многим фундаменталистким организациям вести активную вербовку новых сторонников.

Обвиняя современную цивилизацию, фундаменталисты, тем не менее, пользуются ее плодами, например, оружием. Многие фундаменталистские организации вербуют сторонников и распространяют информацию через «Интернет», имеют собственные издательские центры.

Фундаменталистские движения отличаются воинствующей нетерпимостью к любому инакомыслию, которое способно подорвать веру. Участники таких движений считают себя богоизбранными. Результат деятельности победившего фундаментализма можно было наблюдать на примере недавних событий в Афганистане, находившемся под властью сторонников движения «Талибан».

Фундаментализм наиболее распространен в странах «Третьего мира» и представляет собой реакцию на доминирование в мире западной цивилизации. Фундаментализм можно толковать и как попытку отстоять свою культурную традицию перед натиском «западных» ценностей и идеалов. Однако средства для «противостояния Западу» зачастую с Запада и привлекаются.

Отмечая причины возникновения, в частности, исламского фундаментализма, нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как непродуманная политика некоторых западных стран. Тот же самый «Талибан» поддерживался США для противостояния советскому влиянию в Афганистане. Результат же оказался совершенно неожиданным.

Перечисленными движениями отнюдь не исчерпывается перечень всех социальных движений, существующих в современном обществе. Мы остановились лишь на наиболее заметных. Можно назвать еще многочисленные фашистские и националистические движения; антиглобалистское движение, направленное против процессов международной интеграции; многочисленные движения за равноправие тех или иных меньшинств, новые религиозные движения (не связанные с фундаментализмом) и др.

В заключение скажем несколько слов о социальных движениях в России. Политическое устройство СССР не благоприятствовало возникновению социальных движений, хотя само советское государство возникло в результате мощнейшего социального движения. Движения и общественные организации, существовавшие в СССР, создавались и контролировались государством. Можно назвать, пожалуй, только одно социальное движение, возникшее самостоятельно - диссидентское движение, появившееся в 60-х годах. Цель диссидентов состояла в, защите прав человека. Их деятельность заключалась в распространении запрещенной советской цензурой литературы («Самиздат»), организации акций протеста (причем эти акции не могли быть масштабными и чаше всего принимали форму протеста нескольких человек или индивидуального протеста). Диссидентское движение было малочисленным и не имело большого влияния. Отсутствие возможности свободного распространения информации, постоянный контроль и репрессии со стороны правоохранительных органов приводили к тому, что о деятельности диссидентов подавляющее большинство населения вообще не знало.

Демократические преобразования в советском обществе, начавшиеся во второй половине 80-х годов, привели к активизации социальных движений. Во многих республиках возникли так называемые «народные фронты», стремящиеся к достижению национальной независимости и созданию собственной государственности. Возникли политические движения – «Демократическая Россия» и др. Сформировались политические партии. В стране стало распространяться экологическое и женское движение. Интерес к прошлому вылился в создание движений возрожденческого типа, характерным примером которых является движение за возрождение казачества.

К сожалению, возникли движения и организации фашистского и националистического толка. Среди исламского населения бывшего СССР стали распространяться фундаменталистские идеи.

Большинство социальных движений, возникших за последние годы в российском обществе, пока не отличаются стабильностью и большим влиянием на общественное мнение.

 

§ 8. Общая характеристика мирового сообщества и

мировой рынок. Постиндустриальное общество

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, таких как угроза ядерной катастрофы, экологическая проблема, здравоохранение и космос. Но самую глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие мирохозяйственных связей.

Международное сообщество объединяет государства, имеющие свою национальную и экономическую самобытность. Основными критериями, отличающими различные хозяйственные системы, являются возможности использования передовой техники и технологии производства, а также степень овладения принципами рыночного устройства экономики.

В соответствии с данными классификационными признаками можно выделить «промышленно развитые» и «новые индустриальные» страны; «высокодоходные государства», экспортирующие сырье и энергоносители; наименее развитые и бедные страны мира. Различают страны развитой, развивающейся рыночной экономики, а также страны с нерыночной экономикой. Для сравнения достижений государств используется итоговый показатель – валовой национальный продукт (ВНП) в расчете на душу населения. Несмотря на попытки некоторых государств жить в условиях национальной экономической самообеспеченности («автаркии»), движение товаров, услуг, денежных платежей оказывается сильнее воздвигнутых барьеров.

В эпоху реактивных самолетов и ракет, исследования космоса, спутниковой связи и ядерного оружия автаркия противоречит потребностям народов. Следовательно, выход за переделы национальных границ имеет в своей основе потребность страны в решении внутренних проблем за счет внешних связей. Поэтому необходимы усилия правительства и других властных структур, обеспечивающие разумность и согласованность международных контактов.

Мирохозяйственные связи берут начало в мировой торговле, которая прошла путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. Возникнув на мануфактурной стадии развития общественного производства (XVI в.), мировой рынок активно формировался под воздействием движения торгового капитала, экономически и политически утвердившегося в большинстве европейских стран.

Специфика более поздних ступеней развития мирового рынка связана с промышленной революцией XVIII-XIX вв., предавшей большую зависимость крупной промышленности от международного обмена. Завершающий этап формирования мирового рынка, который относится приблизительно к концу XIX – началу XX в., означал нарастание объема международной торговли, изменение в структуре товарных потоков, приведших к взаимному переплетению национальных экономик.

Мировой рынок является производным от внутренних рынков стран. Вместе с тем он оказывает активное обратное влияние на макроэкономическое равновесие обособленных хозяйственных систем.

Сегменты мирового рынка определяются как традиционными факторами производства – землей, трудом и капиталом, так и относительно новыми – информационной технологией и предпринимательством, значимость которых возрастает под влиянием современной НТР.

Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе влияние циклических колебаний, функционируют в условиях монополии и конкуренции.

Зрелость мирохозяйственных связей определяется соотношением темпов роста товарооборота и материального производства. Об изменениях, происходящих в сфере международных экономических отношений, свидетельствуют данные о структуре товарообмена, удельном весе сделок, осуществляемых на рынке труда и рынке капитала, динамике мировых цен, направлениях движения товаров, услуг, капитала. Анализ объемов ввозимых в страну благ (импорт) и вывозимых из страны промышленных изделий, ресурсов и инвестиций (экспорт), взятых в денежном выражении, используется для составления баланса расходов и доходов государства, получившего название платежный баланс.

«Открытость» экономики страны, степень ее вовлеченности в мирохозяйственные связи может быть оценена на основе исчисления показателей экспортной квоты и объема экспорта на душу населения. Экспортная квота равняется отношению стоимости экспорта к стоимости валового национального продукта (ВНП).

Важное место в объяснении закономерностей развития международных экономических отношений занимает мобильность факторов производства, обусловленная совершенствованием производительных сил общества, процессами международного разделения труда.

Понятие «постиндустриальное общество» впервые было предложено Д. Беллом в 1962 г. Впоследствии оно разрабатывалось при описании экономических и социальных изменений в конце XX в. в работе «Грядущее постиндустриальное общество». Белл говорит о том, что в обществах модерна теоретическое знание становится «осевым принципом» общества и является источником инновации и формирования политики. В экономике это приводит к упадку производства товаров как основной формы экономической деятельности и замене его производством услуг. Что касается классовой структуры, новый осевой принцип способствует преобладанию профессионалов и технических специалистов, составляющих новый класс. Во всех сферах – экономической, политической и социальной – основное воздействие на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс.

Другие исследователи также рассматривают растущую власть технократов в экономической и политический жизни. Дж. К. Гелбрейт полагает, что власть в экономике Соединенных Штатов, а следовательно, и во всем американском обществе находится в руках технической бюрократии, или «техноструктуры» крупных корпораций. А. Турен говорит о таком же технократическом контроле над француз­ской экономикой и политической жизнью.

В 1973 г. Даниэл Белл отметил появление постиндустриального общества. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик: 1) широкие торговые отношения между странами; 2) большой излишек товаров; 3) сектор обслуживания настолько широкий, что позво­ляет нанимать большое количество рабочих; 4) широкое разно­образие и количество товаров доступных среднему челове­ку; 5) «информационный взрыв»; 6) «глобальная деревня», т. е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации.

Наиболее важные черты постиндустриального общества – это «информационный взрыв» и появление «глобальной деревни». Сегодня новости относительно политических и экономических изменений, мгновенно переданные спутником, не только воздействуют на цены на Нью-Йоркской фондовой бирже, но и отражаются также на Японской фондовой бирже. Поскольку государственные границы теперь представляют меньше препятствий, чем когда-либо, к обмену товарами и информацией, мир стал гораздо более доступным.

Последствия глобального технического прогресса особенно видимы в Европе, где семнадцать государств сформировали экономическую и политическую реальность – Европейский Союз (ЕС). Каждая страна остается независимой и сохраняет свой собственный законодательный орган, суды и правительство, но наряду с ними имеются также Европейский парламент и суд. В настоящее время вышла в обращение евровалюта.

Постиндустриальная экономика позволяет среднему гражданину высокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.

§ 9. Современные тенденции международных экономических

отношений. Международное разделение труда

Интеграция означает взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, согласование действий правительств в выработке экономической политики, отвечающей интересам всех участвующих в интеграционном процессе сторон, а также по отношению к третьим странам. Интеграция обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов.

Интеграционные процессы носят региональный характер, приобретают форму объединений, направленных на достижение общих экономических целей. Первоначально интеграционные объединения создавались для отмены таможенных барьеров во взаимной торговле между странами-участницами, т. е. возникали так называемые «свободные зоны». Более сложные формы были направлены на организацию таможенных союзов, которые предполагают свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки и использование таможенного тарифа (налога на ввоз товаров) по отношению к третьим странам. Создание общего рынка связано с ликвидацией барьеров между странами не только в торговле, но и при перемещении рабочей силы и капитала. Высшей формой проявления интеграционного объединения является экономический союз, который предполагает проведение государствами-участниками системы мер межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионе.

Наибольшей зрелости межстрановая интеграция достигла в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), создан­ном в 1957 г. В настоящее время в данном интеграционном сообществе решаются проблемы свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы. По сути дела, речь идет о создании «единого экономического пространства». Американо-канадское соглашение о свободе торговли, подписанное в 1989 г., содержит ряд положений, являющихся реальными шагами к созданию североамериканского общего экономического пространства. Общие рынки созданы в Юго-Восточной Азии, арабском мире, в Африке и Центральной Америке.

Региональная консолидация не исключает противоречий внутри отдельных группировок и между ними. Однако для современного этапа характерна тенденция межрегиональных интеграционных процессов. Примером может служить интенсивно развивающееся экономическое взаимодействие Североамериканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, возможность подключения Японии к американо-канадской интеграции.

Транснационализация – это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм. Организационное воплощение международные связи частных капиталов получили в деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Транснациональные структуры объединяют национальные экономики не по географическому признаку (общность границ), а на основе глубоких воспроизводственных связей. Различают транснациональные корпорации, которые являются национальными трестами и концернами, имеющими значительные зарубежные активы (вложения), и собственно межфирменные союзы, возникшие на основе объединения, слияния частных капиталов. Если первый вид ТНК национален по капиталу и контролю, но международен по сфере своей деятельности, то второму присуща международная сосредоточенность акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна, ставшего его организационным воплощением.

Следует отметить, что развитие торговли между странами, формирование мирового рынка на основе углубления международного разделения труда, интенсификация мирохозяйственных связей, обусловленная интеграцией экономик и образованием ТНК, способствовали укреплению мирового хозяйства, повышению зависимости роста национального производства от стабильности мировой экономики.

В настоящее время международные экономические отношения утвердились и реализуются в следующих основных формах:

- международная торговля товарами и услугами;

- межстрановая кооперация производства;

- обмен в области науки и техники;

- движение капиталов и зарубежных инвестиций;

- миграция рабочей силы;

- валютно-кредитные отношения.

Устойчивая тенденция быстрого роста вывоза капитала и рабочей силы отражает объективное требование развития производительных сил в условиях НТР. Производство технологически сложной наукоемкой продукции передовых отраслей требует усилий и объединения капиталов и производств различных стран. Рамки внутренних рынков становятся узкими. Потребность эффективного ведения производства требует международной производительной кооперации и научно-технического обмена.

Прогресс в сфере производства передовых технических и информационных средств (например, компьютеров) приводит к быстрому их старению, а значит, необходимости постоянного обновления. Массовое производство может стать эффективным при ориентации на отрасли, обладающие высокой технологией. Все это требует обеспечения благоприятных условий для научно-технического развития через концентрацию усилий в области фундаментальных и прикладных научных исследований, финансовых средств. Следовательно, современное производство ориентируется не на национальные или региональные масштабы, а на мировое экономическое пространство.

Под воздействием научно-технической революции изменяется значимость структурных элементов производительных издержек. Новыми, требующими значительных вложений, являются затраты на приобретение знаний, информации, компетенции. Все это приводит к расширению обмена производительными, научно-техническими, финансовыми услугами. Экспорт-импорт данных видов услуг стимулирует международную торговлю товарами производственного назначения. Подавляющее число внешних закупок комплектного оборудования сопровождается оказанием инженерно-консультационных услуг.

Таким образом, новые формы международных экономических отношений, связанные с распространением передового опыта, отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов на территорию тех или иных государств: от частичного и полного владения – к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, сбытовых и информационных услуг. Цели, преследуемые партнерами, безусловно, различны. Для одних – это достижения мирового лидерства, для других – преодоление отставания.

Углубление международного разделения труда идет на основе конкурентной борьбы. Основной аргумент соперничества участвующих сторон – это сравнение научных потенциалов и технологических возможностей, которыми обладают страны. Характерной чертой современного мирового хозяйства является раздел технологической власти. Следствие этого – специализация развитых стран на экспорте наукоемких и техноемких изделий (радиоэлектроника, приборостроение). На долю же развивающихся стран приходится экспорт ресурсоемких и трудоемких изделий, производство которых зачастую ведет к нарушению экологического равновесия. Некоторые страны продолжают оставаться в русле монокультурной сырьевой специализации.

Мировой рынок оформился как целостность к началу XX в. До машинной стадии международное разделение труда базировалось на своей естественной основе – различиях природно-климатических условий страны, географическом положении, ресурсах и энергии. Поэтому и экономические отношения стран в основном были сконцентрированы на обмене продуктами, которые не производились в данной или других странах.

С утверждением крупной машинной индустрии углубляется дифференциация производства, развивается специализация и кооперация, выходящая за национальные границы. Связь с естественной основой проявляется в зависимости промышленного производства передовых стран от поставок ископаемого или сельскохозяйственного сырья из тех регионов мира, где для этого есть достаточные условия. Кроме того, индустриально развитые страны предъявляют растущий спрос на сельскохозяйственную продукцию извне, так как значительная часть населения собственной страны отвлекается от занятия сельским хозяйством и пополняет рынок труда для промышленного производства, сосредоточенного в городах. Таким образом, устанавливается устойчивый товарный обмен между странами, производящими промышленную продукцию, и государствами, поставляющими сырьевые ресурсы.

Конкурентная борьба активизирует производителей в поиске наиболее экономичных технологий, снижающих затраты сырья и энергоносителей. Предпринимаются многообразные действия по ограничению затрат на оплату труда работников, в том числе за счет привлечения дешевой рабочей силы из-за рубежа. Усиливается миграция рабочей силы, налаживается производство более дешевых искусственных заменителей сырья.

Центр мирохозяйственных связей перемещается из сферы обращения в сферу производства, закладывается объективная основа для движения капиталов.

Данные тенденции не могли не отразиться на мировом товарообороте. Так, объем промышленных изделий в структуре поставок начинает преобладать над сырьевыми товарами, включая продовольствие и топливо.

Индустриализация сельского хозяйства развитых стран усилила их самообеспеченность продуктами питания. Поставки сельскохозяйственной продукции из стран, традиционно специализировавшихся на производстве данного вида благ, стали сокращаться. Одновременно ограничивалось потребление натуральных сырьевых товаров, импортируемых из экономически слаборазвитых стран. Возросшие капиталовложения требовали увеличения импорта оборудования, что и обусловило потребность в инвестициях. Возросла торговля товарами длительного пользования и новыми видами промышленной продукции, связанными с достижениями научно-технической революцией. Увеличению удельного веса готовых в международной торговле способствовал опережающий рост цен на сырье и продовольствие по сравнению с ценами промышленных товаров. Произошло расширение торговли между развитыми странами продукцией отраслей тяжелой промышленности.

Таким образом, международное разделение труда постепенно охватило все структурные элементы общественного разделения труда. Обмен, осуществляемый на международном уровне, способствовал и сам явился результатом углубления разделения труда между крупными сферами экономики — промышленностью и сельским хозяйством, между отраслями этих сфер, усилил предметную, технологическую и подетальную специализацию.

Современный этап развития мирохозяйственных связей характеризуется нарастанием зависимости, обусловленной переводом производства в развитых экономических странах на новую технологическую базу, с преобладанием информационных технологий. Новое качественное состояние производительных сил стимулировало интернационализацию воспроизводственных процессов, которая проявилась в двух основных формах: интеграции (сближение, взаимоприспособление национальных хозяйств) и транснационализации (создание межнациональных производственных комплексов).

 

§ 10. Место России в мировом сообществе

Рассмотрим альтернативные пути развития, предлагаемые для современной России различными политическими партиями:

1. Социал-демократический вариант, или строительство «социализма с человеческим лицом». Речь идет не о возврате к прошлому, а о переходе к социальному, «облагороженному» западным опытом, – заимствованиям из «шведской модели», практики американских коллективных предприятий или израильских киббуцев. Зачастую утверждается и то, что никакого социализма при советском строе у нас построено не было (на помощь приходят метафоры, заимствованные из марксистской историософии: «государственный феодализм», «государственное рабовладение», «азиатский деспотизм»), а вот теперь мы построим социализм «истинный».

2. Эконом-либеральный вариант, или культивирование капитализма и переход к рыночной экономике. Говорят, что мы съехали со столбовой дороги мировой (западной) цивилизации, заразились коммунизмом и азиатчиной, задавили рынок административно-командными мерами. Теперь же должны вернуться и стать «нормальным капиталистическим обществом с социально ориентированной рыночной экономикой».

3. Умеренно-западнический вариант, или осуществление «догоняющей» модернизации. Россия поздно вступила на путь модернизации, а большевистские эксперименты ее еще более задержали, направили на ложный модернизационный путь. «Запаздывающая» модернизация полна противоречий, но имеет и немалые преимущества – можно активно заимствовать готовые формы, пропущенные через фильтры западного опыта.

4. Технократический вариант, или прорыв в постиндустриальное общество. Мы могли бы пойти не к капитализму и рынку, но, используя мощный военно-промышленный потенциал, перейти в постиндустриальное общество – с административным управлением и высокими технологиями, со скромным достатком и мощными ракетами, с высокой ролью научно-технической интеллигенции и закрытыми элитными городами.

5. Имперский вариант, или обустройство евразийской платформы. Россия находится на перекрестке между Западом и Востоком. Но Запад враждебен, а Восток населен комплиментарными этносами, зависимыми от нас хозяйственно и культурно. Ставится вопрос: был ли «советский народ» чудовищной этнической химерой? Или же «новая историческая общность советский народ» уже наметилась, пусть в самых общих контурах? В первом случае Л. Н. Гумилев заранее предсказал события в Нагорном Карабахе и Приднестровье, Абхазии и Чечне. Во втором случае, быть может, распад Союза и война суверенитетов, перерастающая в гражданские войны, явились следствием безумной политики и амбиций центральной и региональных политических элит. И возникает вопрос о возможной новой интеграции бывших республик (конечно, не всех и на других основаниях).

6. Почвеннический вариант, или построение Всеславянского Союза. Предполагается возрождение российского национального самосознания на базе нашего особого культурно-исторического типа. И здесь возникает очередной вопрос: предположим, что Н.Я.Данилевский был прав и России предначертано стать центром славянского мира. Разве не выполнена была эта миссия в рамках Советского Союза и социалистического содружества (пусть даже способ осуществления идеи заставил бы Н.Я. Данилевского содрогнуться)? Причем к славянской оси этого содружества, завернутой в коммунистическую оболочку, был притянут целый ряд иных культурно-исторических типов. Или, может, это был «ложный старт», путь к деградации? Можно ли считать попытки интеграции с Белоруссией началом нового объединения?

§ 11. Глобализация

Под термином «глобализация» понимается процесс нарастающего влияния различных факторов общемирового международного характера (экономических, политических, информационных) на социальную действительность в различных странах, то есть глобализация – это постепенное формирование единой мировой экономики, единого мирового рынка: рынка капитала, рынка товаров и услуг, рынка рабочей силы (каким раньше были только рынки национальные). И, что важно при этом, национальные границы никак не должны мешать процессам интеграции. По сути, речь идет об естественном и неизбежном процессе, предсказанном еще Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом 150 лет назад в знаменитом «Манифесте Коммунистической партии» (на этот документ, кстати говоря, ссылается Международный валютный фонд в теоретическом обосновании процессов глобализации).

В сфере экономики глобализация проявляется в форме международного разделения труда, растущей экономической интеграции стран как в сфере миграции капитала, так и в сфере международной торговли. В политической сфере глобализацию можно наблюдать в повышении роли международных организаций при решении самых различных проблем волнующих человечество (экологических, экономических, социальных), при координации действий в борьбе с международным терроризмом и др. В информационной сфере глобализация проявляется в развитии глобальных компьютерных сетей (Интернет, SWIFT и других), в международном обмене телевизионными и радиопрограммами, глобальном распространении знаний, религиозных верований и т.п. В конце ХХ века в развитых странах стали формироваться основы информационного общества, в основе которого лежит экономика основанная на знаниях и эффективной обработке информации.

Широко распространено заблуждение в том, что феномен глобализации появился только в конце ХХ века. Международный обмен товарами возник, конечно же, не в восьмидесятые годы прошлого столетия, а значительно раньше. По-видимому, причины указанного заблуждения объясняются тем, что в эти годы усиление роли транснациональных корпораций совпало с развитием глобальных информационных сетей (спутникового телевидения, Интернет и иных компьютерных технологий). Мы выскажем предположение о том, что процессы культурной диффузии, сопровождающие всю социальную историю человечества, являются прообразом нынешней глобализации. Это и узнавание друг другом бесчисленных племенных и этнических общин на заре человеческого общества, это обмен материальными ценностями и знаниями между племенами, это и смешение народов в результате миграций. Кроме того, осмелимся утверждать, что распространение технических инноваций, философских и религиозных знаний, культурных ценностей, формирование общепринятых моделей человеческого поведения – все это процессы глобализации. В этом смысле провозвестниками глобализации были Христос, Магомет, Будда, великие писатели, художники и, конечно же, ученые, чье творчество перешагнув национальные границы стало неотъемлемой частью целостной мировой культуры.

В том, что современная цивилизация будет и в дальнейшем продолжать движение в направлении, определенном тысячелетия назад – сомнений нет. Проблема в другом: как в развитых, так и в развивающихся странах миллионы людей задумываются о последствиях нынешнего процесса глобализации для национальных правительств, для «всемирного общества» и для отдельно взятого индивидуума. При этом важно учитывать, что вся история объединения человечества это не только история успеха отдельных стран и личностей, но и история поражений целых народов, утрачивавших национальную идентичность, ухудшавших свое экономическое положение и наносивших необратимый ущерб природной среде.

Для многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой глобализация означает форсированную адаптацию к требованиям международных рынков. В конце 2000 года большая группа американских экспертов, подготовила для правительства США подробный доклад о глобальных тенденциях мирового развития до 2015 года. Как считают авторы этого документа, государства с неэффективной и некомпетентной властью не только не смогут воспользоваться преимуществами современной глобализации, но в некоторых случаях будут плодить конфликты у себя и за рубежом, усугубляя и без того широкий ныне разрыв между региональными лидерами и аутсайдерами. В числе «проблемных» стран находится и Россия. Теме нынешней глобализации посвящены тысячи книг, в многочисленных дискуссиях приводятся различные аргументы «за» и «против», и при этом ни в одной из серьезных работ на эту тему не дано однозначного ответа на вопрос: глобализация это хорошо или плохо? Для осознания всей сложности проблемы приведем лишь некоторые аргументы сторонников и противников глобализации.

Известно, стоимость инноваций при производстве высокотехнологичных продуктов во всем мире постоянно повышается. Вместе с тем сегменты рынка все сильнее распадаются на отдельные ниши, а жизненные циклы продукта, во время которых могут амортизироваться инвестиции, сокращаются. Вывод однозначен: инвестиции выгодны лишь в том случае, если их можно распределить на больший объем продукции. А это означает, что необходим сбыт во всемирном масштабе и освоение новых рынков. Однако растущая экономическая интеграция приводит к повышенной уязвимости национальных экономик от внешних рисков, поскольку в «глобальной деревне» все ошибочные тенденции развития и упущения соответствующей национально-государственной политики проступают беспощадным образом. В индустриально развитых странах глобализация может привести к эрозии социального согласия в вопросе о сохранении открытых рынков. Индустриальные нации не могут получать выгоду от преимуществ мирового хозяйства и одновременно уклоняться от участия в международной конкурентной борьбе за привлекательность мест вложения капитала. Таким образом, нельзя исключить и возврата к эпохе протекционизма.

Другие голоса предостерегают от негативных последствий экономической глобализации для демократического общества. Ввиду того, что недостаточно (пока) действенных механизмов контроля и регулирования, глобальные процессы не доступны для вмешательства со стороны представителей гражданского общества. Дело обстоит даже хуже: кажущееся или действительное уменьшение, в результате глобализации, способности правительств решающим образом влиять на благополучие нации может привести к резкой потере легитимности правительства в глазах населения. Кроме того, широко распространена точка зрения, согласно которой глобализация низводится до новой формы получения максимальной прибыли транснациональными корпорациями. Тем не менее новые компьютерные сетевые технологии создают перспективы и для предпринимательских действий каждого из пользователей такой, к примеру, глобальной сети как Интернет. Уже обосновано, что половина всех известных профессий могут с успехом функционировать в рамках телеработы, осуществляемой с помощью интернет-технологий.

Таким образом, глобализация это не только сложное экономическое, политическое и социальное явление и действо, но и феномен, окутанный множеством мифов, некоторые из которых с упорством тиражируются средствами массовой информации. Один из таких мифов связан с идеологией антиглобализма. В конце ХХ века, движение «антиглобалистов», сформировавшееся в значительной мере благодаря процессам межличностного сетевого общения во всемирном масштабе, продемонстрировало свою силу. Участники антиглобалистского движения сами себя «антиглобалистами» не называют и на том настаивают. Эти люди именуют себя «новым антикорпоративным движением» или «новым антикапиталистическим движением». Или же, чаще всего, «движением за глобальную демократизацию» (ДГД). Это общественное движение, объединяющее самые разные организации, выступает не против глобализации, а против тех форм, в которых транснациональные корпорации (ТНК) навязывают ее человечеству.

Как известно, ТНК добились открытия границ для свободного перемещения капиталов (в частности, в офшорные зоны, где можно прятать украденные миллиарды), но, с их же подачи, постоянно затрудняется въезд в развитые западные страны извне, т.е. налицо свобода для капитала и отсутствие свободы для рядовых граждан. Все ТНК имеют где-то штаб-квартиру и кому-то платят налоги. Когда ДГД попыталось разобраться в этом вопросе, выяснилось, что подавляющее большинство ТНК обогащают финансовую верхушку США, и что эти действия обусловлены "Вашингтонским консенсусом" - пакетом полулегальных соглашений, заключенных в 80-е гг. между Министерством финансов США, МВФ и Всемирным банком. МВФ и Всемирный банк предоставляли займы разным странам только при условии выполнения ими требований "Вашингтонского консенсуса", основными из которых являются:

· свобода передвижения капиталов;

· приватизация даже в тех областях, где невозможна конкуренция, что дает возможность частным владельцам необоснованно завышать цены;

· высокие процентные ставки, что препятствует развитию промышленности, но облегчает финансовые спекуляции;

· сокращение до минимума всех социальных программ;

· поддержка стабильности национальной валюты путем ограничения реальной денежной массы, что приводит к невыплатам зарплат, пособий и дефициту наличных денег, а это, в свою очередь, бьет по бедным, но не затрагивает богатых;

· сокращение зарплаты и ограничение прав трудящихся;

· налоговые реформы, которые увеличивают давление на бедных и облегчают налоговое бремя богатых.

Сегодня в борьбе против «глобализации по МВФ» участвуют уже миллионы людей. Понятно, что для финансирования участия в акциях протеста нужны средства. Для их сбора организаторы через сеть Интернет призвали всех сочувствующих прислать на проведение акции по 1 доллару. На эти призывы откликаются миллионы людей, которые присылают не по одному, а по пять, десять и пятьдесят долларов. Таким образом сетевые связи через Интернет подготовили организационные контакты, плодом которых стали международные демонстрации.

Другим феноменом процесса глобализации является появление виртуальных сетевых сообществ пользователей компьютерных сетей. Сетевые сообщества имеют достаточно сложную структуру и, как любое сообщество людей, должны являться объектом не только социологических, но и междисциплинарных исследований.Изучение интересов, ценностей, норм поведения и взаимодействия разных сообществ, функционирующих в сети Интернет, носит не только теоретический характер, но и имеет весьма важную практическую составляющую, необходимую для выстраивания перспектив развития социальной структуры общества.

§ 12. Информационное общество

Начиная с 60-х годов ХХ века в индустриально развитых странах стала прослеживаться тенденция, в соответствии с которой, лидерами экономического производства становились те из них, кто не только производил товары, но и при этом активно внедрял в производство достижения научно-технического прогресса. Для описания структурных изменений происходящих как в области изменения процесса общественного производства, так и в сфере взаимодействия личности с государственными институтами рядом ученых была разработана концепция развития «информационного общества».

Повышение роли информации в жизни общества отнюдь не означало, что до периода о котором идет речь, человечество не использовало различные открытия, изобретения и усовершенствования. Проблема заключалась в другом – если в предыдущие эпохи научно-технический прогресс основывался исключительно на творческом потенциале личности, то на новом витке развития цивилизации человеку стали необходимы дополнительные интеллектуальные инструменты, позволяющие обрабатывать огромные объемы информации. К примеру, для создания новых лекарств требуется проводить анализ сотен миллионов комбинаций различных химических веществ. Без применения компьютеров такое не под силу ни одному научному коллективу.

Проектирование микросхем, содержащих миллионы элементов, расчеты траектории движения

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. Объект изучения социологии и его особенности

План... Объект изучения социологии и его особенности... Задачи социологии поиск закономерностей или понимание...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие социальной структуры.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что изучает наука социология
Социология– это наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение)

Предмет современной социологии.
Социология и другие науки об обществе Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философ­ских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества к

Герберт Спенсер – социолог-позитивист
Вторая половина XIX в. в интеллектуальной истории Запада – время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под влиянием которого развивалась тогда

Социально-философская теория марксизма
Карл Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) еще с 1840-х гг. проводили, в связи со своей теоретической работой, конкретные социологические исследования (анкетирование, наблю­дения, анализ офици

Французский социолог Эмиль Дюркгейм и его теория аномии
Классиком социологии является французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917), который был убежденным республиканцем и защитником политической демократии, национального единства и со

Формальной социологии
Творчество немецкого ученого Георга Зиммеля (1858-1918) охватывало философию, социальную психологию, культуру. Его интеллектуальная биография оказалась тесно связанной с духовной и культурно

И теория социального действия
Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является Макс Вебер (1864-1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социоло

Социальная общность и социальная группа. Малые группы
Социальная общность – это относи­тельно устойчивая совокупность людей, отличаю­щаяся более или менее оди­наковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельно­сти) условий и образа жизни,

Социокультурные суперсистемы
  § 1. Понятие культуры Первоначальное значение слова «культура» (от лат. cultura) – возделывание, обрабатывание. Обычно под культурой понимается все то, что не само по себе

Формы культуры. Субкультура
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящные искусства, классическую музыку и литературу. В отличие

Социально-экономический статус. Информационная стратификация
Социальная стратификация – постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это – распределение обществе

Социальная мобильность и ее каналы
Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса. Согласно опред

Российского общества в XX в.
До революции 1917 г. в России официальным было сословное, а не классовое деление населения страны. Оно подразделялось на два основных сосло­вия — податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворянст

Социальные группы и слои современного
российского общества (по Т.И.Заславской) Современные представления о факторах, критериях и закономерностях страти­фикации российского общества позволяют выделить слои и гр

Тема 7. Социология семьи как самостоятельная отрасль социологии
  План § 1. Понятие семьи и ее функции. § 2. Историческое развитие семьи и ее типология. Жизненный цикл семьи.   § 1. Понятие семьи и

Жизненный цикл семьи
Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет опреде­ленные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги