рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Подход М. Вебера.

Подход М. Вебера. - раздел Социология, Экономическая социология   В Центре Внимания Немецкого Экономического Историка И Социоло...

 

В центре внимания немецкого экономического историка и социолога М. Вебера (1864 – 1920) находилось влияние трех институтов – политики, этики и религии – на развитие экономики капитализма. С позиций культурологического подхода М. Вебера данные институты составляют основу социальных механизмов, регулирующих развитие экономической жизни. Именно они формируют необходимые духовные качества, особые черты человеческого характера, позволяющие не бояться нововведений и смены традиций, смотреть, на свое дело как на духовное предназначение. Особую роль играет институт протестантства как активной религии, "подвигающей на труд как на призвание". Назначение этих институтов — влиять на духовную жизнь через авторитет, традиции, правовые нормы, наконец, эмоциональное признание; формировать "дух капитализма".

Выступая субъектом управления, религиозные институты формируют трудовую, мораль хозяйственных субъектов (предпринимателей и рабочих) согласно нормам и правилам, предписанным протестантской этикой, для достижения собственного благосостояния. Чем активнее деятельность религиозных институтов, тем быстрее происходит формирование общественной психологии как элемента капиталистического Духа, усвоение протестантами прагматичных по своей природе нравственных правил, подъем аскетического протестантизма.

Общественное сознание, воплощаясь в совокупности норм и правил, активной протестантской религии, проявляется в форме систематизированного рационального мышления, основанного на глубоких нравственных убеждениях, и порождает определенный тип экономического поведения. К управляемым элементам социального механизма, в контексте веберовской концепции, относится такой тип рационального поведения, в процессе которого реализуется "систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии" (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 85). Подобный тип поведения нашел на капиталистическом предприятии свою наиболее адекватную форму, а капиталистическое предприятие в свою очередь нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу.

Очевидно, что существо противоречия в развитии процессов формирования "духа капитализма" состоит в том, что естественной природе человека не свойственна рациональная, сугубо целенаправленная деятельность на увеличение капитала при существенном ограничении собственных потребностей. Но на подобную деятельность возникает запрос в обществе. И чем активнее этот запрос реализуется в деятельности религиозных, этических и политических институтов, тем естественнее человек постигает свое новое предназначение в служении делу процветания капиталистического общества. Разрешение противоречия заключается в том, чтобы сделать стремление к рациональности неотъемлемым свойством человеческой природы и, соответственно; человеческого поведения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Экономическая социология

Система открытого образования... Г Н Соколова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Подход М. Вебера.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Предметная область экономической социологии
  Экономическая социология исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках данной науки. Развитие экономики она описывает как социальн

Подход К. Маркса.
  Характерной особенностью методологии К. Маркса (1818 – 1883) является социальный подход к экономике. К Маркс рассматривал закономерности экономического развития с позиций интересов,

Подход Т. Веблена.
  В центре внимания другого ученого, Т. Веблена (1857— 1929), была критика ограниченности экономического подхода к потреблению. Экономисты, — писал он, — выдвинули ложный тезис о том,

Первый этап экономической социологии
  Первый этап(начало 20-х — середина 50-х годов) совпал с бурным развитием эмпирических социологических исследований. В становлении экономической социологии

Второй этап экономической социологии
  Второй этап(50—70-е годы) связывают со структурно-функциональным направлением теоретической социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелсер, К. Дэвис, Д. Мур и

Третий этап экономической социологии
  Третий этап(с конца 70-х годов по настоящее время) характеризуется в литературе как этап "новой экономической социологии". Согласно американскому с

Первый этап в развитии социологии
  Первый этап(начало 20-х – середина 30-х годов) характеризовался теоретическими изысканиями средств научного обоснования общественных явлений в новых экономич

Второй этап в развитии социологии
  Второй этапв развитии социологии (он длился до начала 80-х годов) характеризуется быстрым развертыванием в стране и республике разнообразных исследований, по

Третий этап в развитии социологии
  Третий этап (с середины 80-х годов по настоящее время) — период оформления экономической социологии как науки о механизмах связи между экономикой и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги