Предмет и методология социологии

Изучение любой науки не случайно начинает­ся с выяснения ее предмета, структуры, метода, места и роли в системе наук и в жизни общества. Хотя, строго го­воря, содержание предмета науки может быть более или менее полно уяснено лишь в результате самого изложения соответствующего учебного курса, тем не менее, опреде­лить сущность и специфику данной науки очень важно уже в начале ее изучения. Без этого нельзя правильно по­дойти к рассмотрению любой из последующих более част­ных тем курса.

Уже из самого наименования данной науки – «социология»– со всей очевидностью следует, что речь идет о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название «общественные науки»: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и другие. Поэтому простое указание на то, что социология – это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия «социальное».

В обыденном сознании понятие «социальное» очень часто отождествляется с понятием «общественное». С этим связано и то, что термин «соци­ология» нередко употребляется в предельно широком смысле слова, включая в себя все или почти все обще­ственные науки, выступая как синоним всего обществознания. В научном же сознании социология чаще всего по­нимается в более узком, строгом, собственном смысле сло­ва, т.е. как лишь одна из специфических отраслей обществознания. Точно так же и понятия «социальное», «соци­альные отношения» не отождествляются с понятиями «об­щественное», «общественные отношения».

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, со­ставляющих основное содержание социальной реальности – социума как объекта социологии. Для того чтобы правильно уяснить суть и значение этого исходного методологического положения, необходимо прежде всего выяснить, что такое социальное, социальные явления, отношения и процессы.

Общество как продукт взаимодействия людей пред­ставляет собой многогранное и сложное в структурном от­ношении явление. Поэтому тот факт, что в самом широ­ком смысле оно является общим объектом исследования для всех общественных наук, не означает, что каждая из этих наук не имеет своего специфического объекта изуче­ния. Так, качественно своеобразной стороной (сферой, об­ластью, формой) общественной жизни является производ­ство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Эти экономические по своему характеру явления, отношения и процессы, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности, служат специфическим объектом экономической науки, точнее, экономических наук. Особой, существенно отличной от экономической сферой жизни общества является политическая, связан­ная с организацией, функционированием и развитием политической власти. И это – специфический объект по­литологии, политических наук. Целый ряд наук (напри­мер, культорология, педагогика, социальная психология и другие) призваны исследовать духовную жизнь общества, т.е. производство и распределение духовных ценностей, пути, формы и методы удовлетворения духовных потреб­ностей людей. Поэтому, строго говоря, объектом большин­ства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д.

В этом плане изучаемая социологией социальная жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, наци­ями и народностями, коллективами и т.д.) и самими людь­ми, выступающими в качестве представителей этих общностей. В зависимости от своеобразия субъектов этих от­ношений социальные отношения подразделяются на: со­циально-групповые (классы, социальные группы и слои); социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры, члены семьи); социально-террито­риальные (городское и сельское население); социально-эт­нические (нации, народности, национальные и этногра­фические группы); социально-профессиональные (трудо­вые коллективы, профессиональные объединения); меж­личностные (личности) и другие. Таким образом в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология в этой связи высту­пает прежде всего как наука о поведении людей в среде се­бе подобных.

Своеобразие социальных отношений состоит прежде всего в том, что они носят комплексный характер и не сво­димы к отношениям только экономическим, только поли­тическим или духовным. Они по-своему проявляются во всех сферах общественной жизни и включают в себя так или иначе и социально-экономическое, и социально-поли­тическое, и социально-духовное, социально-культурное содержание. Именно потому, что личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа всегда и одновременно являются носителями, субъектами всей со­вокупности общественных отношений, было бы серьезной ошибкой рассматривать межличностные, межклассовые, межнациональные и другие социальные отношения как лишь экономические, лишь политические или духовные.

Точно также социальное в рассматриваемом смысле – это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с эко­номической, политической и духовной, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаи­модействием субъектов исторического развития. При этом необходимо иметь в виду, что понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в свое содержание также и социальную структуру, социаль­ные институты, социальные нормы и т.д.

Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследова­ния.

Определение объекта науки позволяет получить ответ на вопрос о том, на что направлен познавательный процесс в рамках дан­ной науки, т.е. какую устойчивую и целост­ную часть, область реального мира изучает или призвана изучать соответствующая наука. Объект и предмет науки тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Так, человек – общий объект и антропологии, и социологии, и педагоги­ки, и психологии. Но это качественно отличные друг от друга науки, поскольку каждая из них при этом имеет свой предмет. Определяется это тем, что человек, как и общество, представляет собой сложное и многогранное яв­ление, включающее различные – разнопорядковые и раз­нохарактерные – структурные элементы и стороны, связи и отношения между ними. Выделить характерные именно для данной науки элементы и стороны в ее объекте, их связи и отношения, а на этой основе и соответствующий специфический рад законов и закономерностей – это и значит дать ответ на вопрос о предмете рассматриваемой науки и тем самым углубить и конкретизировать наши пред­ставления о том, что изучает эта наука. Объект науки суще­ствует вне и независимо от научного познания, в то время как предмет науки не существует вне такого познания.

В свете сказанного можно дать следующее определение предмета социологии: социология – это наука об общих и спе­цифических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.