ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ - общество как функционирующая, развивающаяся, самооорганизующаяся система, состоящая из взаимодействующих социальных субъектов

 

Дальнейшее углубление в понимание сущности и спе­цифики социологии связано с выяснением категорий и за­конов этой науки.

Структура социологии.Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, много­уровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения со­циальных явлений и процессов. Так, например, социоло­гия исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частно­сти, дает объективное основание для подразделения соци­ологической науки на такие составные части: а) общетео­ретическая социология как макросоциологическое иссле­дование, направленное на выяснение общих закономерно­стей функционирования и развития социума как целого; б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структур­ных частей социальной системы, т.е. частные, специаль­ные социологические теории, включая отраслевые соци­ологии (например, социология социальных групп, соци­ология города, социология деревни, этносоциология, эко­номическая социология, социология образования, соци­ология политики, социология права, социология пропа­ганды, социология семьи, социология культуры, социоло­гия труда и др.); в) микросоциология, изучающая соци­альные явления и процессы сквозь призму действия и вза­имодействия людей, их поведения. В такой структуре соци­ологического знания находит свое выражение соотноше­ние общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социоло­гические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического ис­следования решающее значение имеет глубокое обобще­ние накопленного фактического материала в области со­циальной жизни. В центре эмпирических социологиче­ских исследований находится само накопление, сбор фак­тического материала в указанной области (на основе не­посредственного наблюдения, опроса, анализа докумен­тов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Было бы серь­езной ошибкой разрывать и тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом иссле­довании, как это имело место у нас в сравнительно недав­нем прошлом, когда социология неправомерно сводилась то к историческому материализму, то к эмпирическому исследованию общественного мнения, к опросам. Это – двуединые стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

Иной специфический аспект характеристики структу­ры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся пе­ред социологическими исследованиями: одни из них на­правлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практи­ческих рекомендаций в этой области. И ту и иную направ­ленность могут иметь как теоретические, так и эмпириче­ские исследования.

От социологических исследований следует отличать со­циальные исследования. Второе шире первого. Социологические исследования составляют «ядро» более широких со­циальных исследований как обществоведческих исследо­ваний. Социальными являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в экономической нау­ке, в политологии, правоведении, этнографии, демогра­фии, культорологии, психологии и т.д. Неправильно ду­мать, что социология является монополистом на такие ис­следования, в том числе и конкретно-социальные, эмпи­рические. На уровне эмпирических, конкретно-социаль­ных исследований в других общественных науках и эмпи­рических социологических работах обнаруживается осо­бенно тесная связь и взаимодействие этих наук и социоло­гии (прежде всего и непосредственно со специальными социологическими теориями).

Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, вырабатывает и свой, спе­цифический метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами, свойст­венными и другим наукам. Если определение предмета социологии позволяет получить ответ на вопрос, что изу­чает эта наука, то характеристика ее метода призвана дать общее понимание того, как, каким образом социоло­гия подходит к изучению общества. Ясно, что проблемы предмета и метода науки тесно взаимосвязаны и перепле­таются друг с другом. Специфика метода социологии оп­ределяется прежде всего особенностями предмета данной на­уки. Поэтому многое из того, что говорилось выше о пред­мете, законах и категориях социологии, имеет прямое отно­шение и к характеристике ее метода. Тем не менее к сказан­ному необходимо добавить ряд обобщающих положений, важных для понимания своеобразия метода социологии.

Во-первых. Метод социологии не может быть правиль­но понят вне признания методологической роли социаль­ной философии по отношению к социологии и другим об­щественным наукам. Но социально-философский метод по-разному проявляется, модифицируется в зависимости от особенностей объекта и предмета той или иной обще­ственной науки. И в этом плане метод социологии – это прежде всего специфическое проявление, конкретизация социально-философского метода во всестороннем изуче­нии общества как целостной социальной системы.

Во-вторых. Изучение в социологии общества именно как целостной социальной системы и под углом зрения субъектно-деятельной его стороны предопределяет широ­кое использование этой наукой метода структурно-функ­ционального анализа, в соответствии с которым каждая сфера общественной жизни (экономическая, политиче­ская, социальная или духовная) и каждый ее субъект (личность, класс, нация, семья и др.) рассматриваются как соответствующие подсистемы и выясняется их место и роль в обществе (как системе), их действие и взаимодейст­вие. Метод социологии требует изучать общество под уг­лом зрения его структуры, функционирования и развития.

В-третьих. Строго говоря, речь должна идти не о мето­де, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. В структуру метода социологии включаются методологиче­ские принципы социологического исследования общества и на макроуровне, т.е. как целостной социальной системы, и на средних уровнях, т.е. на уровнях отдельных ее эле­ментов, подсистем, и на микроуровне, т.е. уровне межлич­ностного взаимодействия.

В-четвертых. Одна из важнейших характеристик мето­да социологии состоит в том, что в изучении социальной реальности социология опирается на эмпирические ис­следования. В рамках такого исследования, в свою оче­редь, используются самые разнообразные методы: наблю­дение, опрос, специфический анализ документов, экспе­римент и др. Подлинным и полноценным социологиче­ским исследованием может быть признано только такое, которое так или иначе, прямо или опосредованно опирает­ся на изучение эмпирически проверяемых социальных фактов и их измерение.

В-пятых. Социологическое знание включает такие состав­ные части: факты, гипотезы и теории. Большинство соци­ологических исследований стремится выявить изменения какого-то определенного явления, называемого зависимой переменной, а затем объяснить эти изменения в связи с другим явлением, называемым независимой переменной.

Социология сформировалась и существует не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными наука­ми: с историей, политологией, экономической наукой, психологией и дру­гими общественными науками.

Так социология тесно связана с историей. Обе науки изучают все об­щество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. И та и другая наука особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процес­са. Каждая из этих наук так или иначе базирует свое зна­ние на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Но между этими науками и немало существенных раз­личий. Их соотношение – это соотношение те­ории и истории, теории общественного развития и его ис­тории. Известный российско-американский социолог П.А. Сорокин, вслед за основателями баденской школы не­окантианства В. Виндельбандом и Г.Риккертом, называл социологию «генерализирующей наукой» (т.е. обобщаю­щей наукой) в отличие от истории - «индивидуализиру­ющей науки». История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологическо­го хода исторических событий, от четкого и разносторон­него отображения конкретных явлений, событий, процес­сов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразия. В отличие от этого главное в социологии как «теоретической» науки – это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение по­вторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов.

Можно отметить и другие важные отли­чия социологии от истории. Если история изучает все сфе­ры, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология, как показано выше, только «социальное» в обществе.

Кроме этого, историче­ская наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тя­жести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.

Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выво­ды непосредственно опираются на обобщение историче­ских фактов, исторического опыта. Поэтому развитие ис­торических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам ус­пешнее преодолевать описательно-фактологический под­ход к отражению исторического процесса, глубже анали­зировать его и подниматься до широких и глубоких исто­рических обобщений. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методоло­гическая основа исторической науки. Одним из проявле­ний углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.

Социология и политология. Тесная взаимосвязь между ними определя­ется тем, что, во-первых, социальные об­щности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вто­рых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные из­менения в обществе; в-третьих, политика как очень широ­кое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики.

Тем не менее, социология и политология – это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая – политическую действительность, политическую жизнь общества. Вполне естественно, что каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Так, гражданское общество – важнейший объект рассмотрения и социоло­гии и политологии. Но социология подходит к гражданско­му обществу с позиций анализа его социальной структу­ры, социального статуса личности, классов и других соци­альных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.д. В отличие от этого политологию интересуют, прежде всего, права и обязанности гражданина, структура полити­ческой системы и политические отношения как отноше­ния по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и орга­низаций и т.д.

Поскольку закономерности политической жизни обще­ства могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе разви­тия общества как целостной системы, постольку социаль­ная философия и социология играют роль общетеоретиче­ской и методологической основы по отношению к полито­логии. Вместе с тем, политологические исследования обес­печивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широ­ких социологических обобщений.

Социология и другие социальные науки.В отличие от социологии, другие общественные науки изучают отдельные сферы общественной жизни, различные социальные институты, социальные общности и пр.

Так, экономическая наука сосредоточивает свои усилия на исследовании материального производства, эко­номической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социоло­гия не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами эконо­мические процессы, как показывает жизнь, чем дальше, тем все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономиче­ской и социологической наук.

Но если экономическая наука исследует закономерно­сти только одной, пусть и очень важной сферы обществен­ной жизни, то социология изучает более общие закономерности, лежащие в основе развития об­щества как целого и специфически проявляющиеся во всех его сферах, в том числе и экономической. Одно дело изучать внутренние, специфические законы данной сфе­ры, стороны общественной жизни, а другое – специфиче­ское проявление социологических законов в этой сфере жизни общества. Первое – это задача эконо­мической и других специальных общественных наук, а вто­рое – задача социологии.

В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными нау­ками, например, с правоведением. Социология рассматривает право, правовые отношения не сами по се­бе, а как часть целого, всей общественной жизни; она изучает не их собственные, внутренние, свойственные имен­но правовой сфере закономерности, а своеобразие прояв­ления социологических закономерностей в данной сфере. Социология ставит перед собой задачу выявить влияние социальных факторов, социальных отношений, институ­тов и организаций на право.