Предмет и объект социологии

Термин «социология» происходит от лат.sociеtas (общество) и греч. «логос» (слово, учение). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе.

Стремление понять, осмыслить общество, равно как и выразить свое отношение к нему, было свойственно человечеству на всех этапах его истории. По выражению классика социологии ХХ века Р.Мертона: «социология – очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».

Само же понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О.Контом в 30-х годах XIX века. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему все, что относится к обществу.

Социология возникла в ответ на потребности общества, а именно в период формирования гражданского общества. После Великой французской революции начинался процесс становления общества, которое утвердило торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного нормативного порядка феодального устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования свободы самоорганизации.

Таким образом, бурный процесс формирования гражданского общества заставил ученых обратиться к изучению общественных отношений, попытаться дать ответ на актуальные вопросы общественной жизни (почему люди создают те или иные объединения, почему женятся, расходятся, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, словом, все, что происходит, когда люди взаимодействуют).

На рубеже XIX – XX вв. в научных публикациях стал выделяться наряду с экономическим, правовым и другими аспектами изучения общества также и социальный.

С именем Дюркгейма связан пересмотр социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. становление социологии как самостоятельной науки, стоящей в ряду других общественных наук – философии, политологии, истории и др.

Объект любой науки – это фрагмент реального мира, часть реальности, которая отражается, исследуется конкретной наукой. На объект направлена деятельность исследователя. Предметом же науки является воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности, специфичных именно для этой науки.

Несмотря на тесную взаимосвязь объекта и предмета науки, они все же не тождественны.

Поясним это на простом примере. Любое явление, процесс или отношение могут быть объектом исследования самых различных наук. Например, человек находится в центре внимания многих наук: антропологии, социологии, педагогики, психологии и т.д. Но все это разные науки, поскольку каждая из них имеет свой предмет. Причина тому - сложность многогранность человека. Отличие различных наук в том и состоит, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности.

Объект социологического познания чрезвычайно сложен – это социальная реальность, ее общественные и личностные структуры, это общество. Но общество изучают и другие общественные науки, причем каждая из них исследует свой аспект этого сложного феномена (правовой, экономический и др. ). Социология в противоположность специальным наукам изучает не те или иные социальные явления, отдельные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них.

Своеобразие социологии состоит в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений и отношений, составляющих основное содержание социальной реальности.

Не уменьшая значение многочисленных отраслей обществознания, все же следует подчеркнуть, что социология уникальна, она способна видеть мир как целостную систему. Подход социологии к изучению общества отличается, следовательно, тем, что социология изучает общество как целостный организм; это наука о целостности общественных отношений, о целостности социальной системы. И чтобы в этой системе не выпал главный элемент – человек, особое внимание социология уделяет жизнедеятельности личности, групп, их взаимодействию. Причем социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия.

Из сказанного становится ясно, что определяющим, исходным для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, является понятие социального, социальных связей и отношений. По мнению Г.В.Осипова, социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Понятия «социальное» не тождественно понятию «общественное»; Социальное – это общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют предмет социологии и ее роль.

Определение предмета социологии требует, безусловно, учета влияния культуры, традиций, социального запроса. Так, европейская культурная традиция сказалась на развитии социологии как предметно- ориентированной, а американская – как проблемно-ориентированной. И в этом плане европейские учебные пособия для студентов – социологов содержат классические разделы: «социальная структура», «социальные институты», «социальный процесс» и др. А вот американский учебник по социологии (под. ред. Смелзера) строится по иному плану: основы социального неравенства в обществе (в сфере труда, расовых отношений, взаимоотношения полов) институциональные и организационные образования и социальные проблемы с ними связанные (работа, политическая жизнь, семья, религия, наука и др.).

Нам, по-видимому, ближе европейская традиция, хотя заслуживает внимания акцент американской социологии на решение актуальных социальных проблем. Важно избежать лишь слепого копирования, больше учитывать культурные и социальные традиции своего народа и страны, ибо то, что может быть актуальным для американского общества, едва ли волнует сейчас наше, и, наоборот, у нас сейчас социальные запросы диктуют необходимость изучения таких проблем, которые едва ли понятны за рубежом.

Из сказанного понятно, что дать общепринятое определение социологии сложно, а потому, не углубляясь в теоретические дискуссии, обратимся по этому поводу к размышлениям Смелзера, который считает, что социология, попросту говоря, – это способ изучения людей. Следовательно, социологию можно определить, как науку об обществе и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях (П.Сорокин).

Общество – это сложная система с пространственными и временными границами (например, древнее общество, средневековое общество, современное общество, украинское общество и т.д.). Эта система состоит из подсистем: экономической, политической, социальной. Кроме того, выделяют еще материальную и духовную среды жизни людей. Эти подсистемы существуют не изолированно, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, причем в каждой из подсистем имеются свои проявления материального и духовного.

Социальная подсистема, или среда общества представляет собой довольно сложную совокупность социальных связей. Связи эти отражают этические, демографические, национальные, образовательно-культурные, религиозные и другие отношения, в результате которых люди делятся на достаточно большие группы или общности: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические (народность, нация, раса), демографические (группы мужчин, женщин, молодежи, пенсионеров и т.д.), религиозные объединения и др. Каждая подсистема общества складывается из своих элементов, выполняющих собственные функции в структуре целостного социального организма.