Регуляция и саморегуляция личности

Проблема регуляции и саморегуляции личности – объект пристального внимания зарубежных социологов, предмет многочисленных исследований. На основе таких важных критериев, как отношение личности к целям, провозглашенным обществом, и общепринятым средствам достижения этих целей Р.Мертон выделил пять возможных типов поведения:

1. подчинение или конформизм (принятие целей и средств),

2. инновация (принятие целей, отрицание средств),

3. ритуализм (отрицание целей, принятие средств),

4. ретроризм, уход (отрицание целей и средств),

5. бунт, мятеж (отрицание целей и средств, замена их новыми).

Остановимся на каждом из этих типов поведения несколько подробнее. Первый тип: юноша или девушка, заканчивая учебное заведение, постепенно продвигаются по служенной лестнице, вписываясь в общепринятые цели и нормы поведения.

Второй тип: личность стремится к обеспеченности, но не путем добросовестной служебной карьеры, а прибегая к незаконным средствам (растрата, рэкет и др.).

Третий тип олицетворяется бюрократом, который всю жизнь отдает скрупулезному следованию ритуалам и инструкциям.

Четвертый тип – это полный уход из общества (бомжи, наркоманы и др.).

Для пятого типа характерно отрицание общепринятых целей и средств (нигилисты, революционеры) и появление новых.

Что касается саморегуляции личности, то согласно типологии И.Кона, существует три основных способа самоконтроля личности.

Во–первых, природно-инстинктивный способ, опирающийся на инстинкт самосохранения, в основе которого находится чувство страха. В сфере социально-культурных процессов страх регулирует отношения с чужими, потенциально враждебными «Они».

Во–вторых, общинно-групповой способ, который исходит из факта принадлежности индивида к определенной группе, конкретной общности. Здесь доминирующей характеристикой является более сложное социально-культурное образование – стыд, предполагающий соотношение поведения индивида с групповыми нормами, поскольку стыдиться можно лишь «своих».

И, в–третьих, индивидуально-личностный способ – совесть, характеризующийся наличием надгрупповых универсалистских ценностей. Этот способ самоконтроля отличается наиболее высокой степенью интернационализации социальных норм, предполагает чувство и осознания вины. Только социально зрелая личность способна к саморегуляции и самоконтролю. Этому предшествует длительный процесс духовно-нравственных исканий, включающих выработку ценностных ориентаций, четких моральных критериев, осознания собственного призвания.