Смысл и причины возникновения субкультур

Возникновение субкультуры рассматривается в социологии как позитивная реакция на социокультурные и культурные потребности общества (профессиональная) и, с другой стороны, как негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру (культура преступного мира).

Современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд своеобразных культурных образований, и по форме и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции.

Поначалу и в американской, и в английской социологии (20-е годы ХХ в.) господствовал принцип выделения преимущественно молодежной субкультуры. Причем это была, в основном, преступная субкультура, т.е. культура, отличающаяся комплексом антиправных норм поведения. Позднее в 60-е годы первоначальное понимание субкультуры трансформировалось. К ней стали относить такие образования (обычаи, нормы, ценности), которые характеризовали специфическую мировоззренческую позицию и стиль жизни не только молодежи, но и других слоев общества.

В современной социологической литературе спектр понятий субкультуры значительно расширился. В наше время он представлен следующими значениями:

· специфический способ дифференциации национальных и региональных культур;

· профессиональная культура, в которой своеобразно преломляются ценности и идеалы (кинематографическая, театральная, профессиональная среда: геологи, моряки и др.);

· совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей в рамках традиционной и современной культуры.

Другими словами, в каждом обществе существует доминирующая культура, которая представлена совокупностью ценностей, верований, обычаев, принимаемых большинством членов данного общества. Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, обычаев, присущих какой-то большой социальной группе.

Поскольку моноэтничных стран весьма немного, а большинство является полиэтничными, то в каждой из них существуют этнонациональные субкультуры. Такие этнонациональные культуры существуют в большинстве стран Западной Европы. Например, в английской культуре выделяются своим чувством культурной самоидентичности шотландцы. Решительно отказываются причислять себя к английской культуре ирландцы. Во Франции сохраняются самобытные культуры корсиканцев, басков. Все названные этносы проживают компактно, сохраняя до сих пор свой язык и культуру. (В Западной Европе рождается и новое явление – субкультуры эмигрантов, к примеру, выходцев из Магриба во Франции, из Турции – в Германии и др.).

Еще более сложными по этнонациональным и расовым признакам выступают культура таких обществ, как индийское, российское, стран Американского континента.

Такие подкультуры или субкультуры появляются в силу разных причин. Они могут быть реакцией на бюрократизацию системы и нести в себе инновационные моменты. Так, «контркультура» явилась протестом против «маскультуры», а рок-музыка и сопровождающая ее рок-культура – ответом, попыткой сменить мелос концертной и символической музыки, господствовавшими долго, новыми ритмами, соответствующими ХХ столетию.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одеждой, обычаями. Молодежная субкультура не просто отличается от доминирующей культуры, но по сути противостоит ей, находится в конфликте с господствующей культурой.

В социологии различают и такие понятия как антикультура. В самом общем виде можно сказать, что антикультуру составляют такие явления, которые разрушают целостность общества: расизм, фашизм, тоталитаризм, национализм, терроризм, коррупция, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др. С одной стороны, это состояние общества, в котором нарушена моральная регуляция вследствие того, что старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились (как известно, это состояние Э.Дюркгейм определил как аномию). С другой – это осознанный выбор поведенческой альтернативы конкретным человеком или группой лиц в соответствие с той искаженной культурой, которая «организует» субъекты на противоправные действия.