Типология религий

Ныне социологи выделяют три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. В христианстве, как известно, различают три ветви: католицизм, протестантизм и православие.

Христианство насчитывает 1,5 млрд. верующих. Общим признаком христианства является вера в триединого Бога, а Иисус Христос выступает как Богочеловек, спаситель мира. Главным источником христианского вероучения служит священное писание – Библия, особенно вторая ее часть – Новый завет. Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду на получение прощения через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи.

Ислам – одна из мировых религий, возникшая в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове. Его исповедует 1,5 млрд. человек. В исламе различают два течения: сунниты и шииты. Бог ислама (Аллах) – бог воздаяния за дела, бог – судья. В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. В нем сформировалось жесткое представление о власти и политической организации в обществе. Поэтому ислам оказался идеальной религиозно – политической основой для централизованного государства.

Буддизм – третья мировая религия (примерно четверть млрд. человек), возникшая в V – VI вв. до н.э. на Дальнем Востоке. Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т.е. состояния покоя и блаженства, свободы от всех моральных и умственных загрязнений. Цель буддизма -достичь единства со Вселенной через годы медитации – т.е. психологического отключения человеком себя от окружающего мира. Причем Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к нему, человек должен сам спасти себя. Немалое место в буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.

Не следует также забывать о приверженцах национальных религий – индуизма, иудаизма, конфуцианства, число которых весьма значительно. Конфуцианство и даосизм – это примерно 1,5 млрд. последователей, индуизм – более 500 млн.

Принципиальное отличие мировых религий от этнических социологи видят в следующем.

Во-первых, проповедь мировых религий обращена не «к народу», а к отдельному человеку. Отсюда – не только представление о личной ответственности, но равенство верующих перед Богом, независимо от их этнической или сословной принадлежности.

Второй характерной особенностью мировых религий стала этика, основанная на «золотом правиле» в той или иной формулировке («не делай другому того, чего не желаешь себе»). Дело в том, что ранее поступки подразделялись не на «добрые» и «злые», а на «правильные» и «неправильные» с точки зрения ритуала, смысл которого мог быть давно утерян. И только в мировых религиях этика получает внятную религиозную санкцию и даже преимущества перед ритуалом.

Принципиальные преимущества мировых религий перед этническими позволили им широко распространяться по планете и стать важным фактором прогресса. Однако путь через континенты и социально-экономические формации сложен и противоречив.

По религиозному признаку все цивилизации (весьма условно, конечно) можно разделить на два вида: первые ищут спасения, смысл человеческой жизни полагают по ту сторону смертельного порога и саму человеческую жизнь рассматривают, по словам Сократа, как «приуготовление к смерти». Другие, их можно назвать «гедонистическими», видят высший смысл человеческого бытия в том, чтобы в предметной земной жизни устроиться с максимальным комфортом.

Отсюда и два полярных подхода в воззрениях на мир. Одна позиция рассматривает человека как предельную ценность, мерило всех вещей и она разделяется любым секулярным, светским сознанием везде в мире. Другая позиция предполагает, что человек – творение и есть некий творец, который больше, совершенней и бесконечно мудрее, чем его создание. Эти две позиции, два подхода и определяют все – от экономики и политики, от произведений высокой литературы до бытового анекдота. Кстати, в этом отличие Востока от Запада: в первом случае главная, в центре – Пасха, во втором – Рождество, т.е. в одном случае – небеса, в другом – земля.