Социализация молодежи

Молодежь – это субъект истории, мощный фактор социальных перемен. Освоение молодежью культурных норм и социальных ролей осуществляется в процессе социализации, обусловленной экономическими, политическими, культурно-образовательными и демографическими факторами общества.

Смена социальных ориентиров в условиях становления рыночных отношений, конкуренция на уровне массового сознания еще советских, ныне национальных и так называемых «западных» ценностей, не могла не привести население в состояние растерянности, что непосредственным образом повлияло на ценностный мир молодежи, который носит сейчас крайне противоречивый и хаотичный характер.

Поиск своего пути в новых социально-экономических условия, ориентация на ускоренное статусное продвижения и в тоже время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер социокультурной самореализации молодого человека.

Социализация молодежи осуществляется в основном в трех сферах.

Первая сфера – направленная социализация, которая организуется и осуществляется социальной системой: социальными институтами и агентами социализации (семья, учебное заведение, трудовые коллективы, молодежные движения, церковь и др. формальные организации)

Вторая сфера – ненаправленная, т.е. «стихийная» социализация, которую можно определить как «улица» (группы сверстников, молодежные компании, дворовые группы и другие, как правило, неформальные молодежные группы, примерно одного возраста). К сфере «стихийной» социализации некоторые социологи относят и влияние средств массовой информации, наиболее популярных в ее среде: электронные СМИ и Интернет, телевидение и т.д.

Третья сфера социализации молодежи – самовоспитание личности. Сегодня можно сказать, что самое лучшее образование и воспитание то, которое побуждает молодежь к самовоспитанию и самообразованию.

Социологи выделяют такую форму социализации как экстремальная (или кризисная) социализация. Под экстремальной социализацией понимается процесс социализации в экстремальных, кризисных, необычных условиях социальной жизни (например, потеря родителей или близких, война, стихийные бедствия, тюремное заключение и другие кризисные явления). А для некоторых и служба в армии может рассматриваться как экстремальная социализация.

Переходное состояние нашего общества, состояние аномии, о которой говорилось выше, особенно сильно отражается на молодежи. Это находит свое выражение в росте девиаций, которые носят разнообразный характер: от уголовных преступлений (убийства, грабеж и т.д.) до экономических нарушений. Причем, экономические преступления совершаются молодежью сознательно и преднамеренно (в отличии, например, от убийства). Такие экономические преступления не в последнюю очередь связаны с увеличением «стоимости» жизни.

Средства массовой информации, кино, телевидение рекламируют «символы успеха», «роскошную жизнь» в то время, как доступ к ним у большей части молодежи весьма ограничен, что порой и толкает молодых на противоправные действия.

Экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

Вообще одной из наиболее острых проблем в наше время является проблема занятости молодежи. В этом плане нужно отметить, что часть молодежи, выдержав первые «удары» демократизации экономики, частично приспособилась к рыночным условиям. В их число можно включить молодое поколение менеджеров, банковских служащих, управленцев среднего звена. Но все большая часть молодежи превращается в социальных аутсайдеров (низкий уровень образования, отсутствие престижной профессии и т.д.).

Социологи отмечают у молодежи феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждение от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). У многих отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, которые обусловливают деперсонализацию установок.

Возрастная специфика молодежи, отражая особенности этого поколения, приводит к формированию особых собственно молодежных культурных норм и установок, ориентированных прежде всего на эмоционально-чувственное восприятие социальной действительности.