Еще в 1922 году В.И. Вернадский писал, что нет сейчас более высокой и гуманной задачи, чем борьба за то, «чтобы не довести человечество до самоистребления». Ныне человечество, еще не сняв опасность ядерного самоуничтожения, встало перед угрозой экологического апокалипсиса – экологической катастрофы глобального масштаба.
В этих условиях перед человечеством встают вопросы, а можно ли избежать такого «фиаско» и есть ли выход из «экологического тупика», может, стоит вообще прекратить научно – технический прогресс?
После работ ученых Римского клуба в начале 70-х годов XX века, которые сыграли роль шоковой терапии, в мире действительно получили хождение идеи, связанные с тайм-аутом или даже вовсе с прекращением научно – технического прогресса под лозунгом «Назад, к нулевому циклу!».
Но, во-первых, мы не в силах повернуть человеческую историю вспять, при всем своем желании мы не можем остановить научно – технический прогресс. И, во-вторых, не в этом заключается главная задача нашего времени.
Вне всякого сомнения научно – технический прогресс определяет интенсивность вредных воздействий на природу, но в нем же и выход из экологического тупика. Он несет много экологических бед, но только в нем и можно найти спасение. Только углубление научно – технических исследований, разработка новых технологий, совершенствование техники помогут человеку сократить потребление природных ресурсов, уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую среду, сохранить ее жизнепригодной.
И в связи с этим все острее встает понимание принципа коэволюции, под которым понимают совокупность социологических взглядов, в соответствии с которыми общество и природа представляют социоприродную систему, где гармоническое развитие общества невозможно без всестороннего учета природного окружения и наоборот.
Система «общество – окружающая среда» достаточно жесткая система, элементы которой взаимоопределяют друг друга. Идея коэволюции обосновывает необходимость перестройки приоритетов человека, тесной согласованности их с возможностями природы. Требуется перевод производства на экологические принципы развития. Развив мощные производительные силы, человек уже в середине XX века оказался в определенном смысле их заложником. Еще Ч.Дарвин говорил, что побеждать природу можно, только повинуясь ей, т.е. осознав законы и закономерности ее развития и умело их используя. Человек же, как заметил А.Швейцер, овладевает природой, еще не научившись владеть собой.
Переход к ноосфере (сфера разума, от греч. «ноос» - разум и «сфера» - шар), согласно учению В.И. Вернадского, связан с возрастанием ответственности человечества за будущее биосферы, ибо учение о ноосфере – это не только научная теория, но и предостережение человечеству. И перейдет ли биосфера в ноосферу зависит от человечества, от его коллективного разума.
Поскольку человечество определяет дальнейший ход развития биосферы, поскольку оно само является частью ее и вне биосферы существовать не может, то, следовательно, оно должно принять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов на нашей планете.
В числе важнейших и первоочередных задач является выяснение того, что человеку не дозволено, какую черту он не должен переступать ни при каких обстоятельствах. Дело в том, что под воздействием медленно возрастающей внешней нагрузки, система медленно эволюционирует, сохраняя, однако, свои основные свойства. Но существует предельная величина нагрузки, по достижении которой линейный ход развития нарушается. Система быстро приходит в качественно новое состояние, и однозначно предсказать, в какое именно, теоретически невозможно. Невозможно в принципе!
Ибо все зависит от бесчисленного множества факторов, причем случайных. Возьмем простой пример: на сколько кусков и на какие именно разлетиться палка, если, изгибая ее за концы, мы однажды превысим нагрузку, которую она может не выдержать? Точно так же и биосфера. До поры до времени она выдерживает антропогенное давление на нее. Но в какой-то момент может произойти катастрофа биосферы или ее важнейших фрагментов.
Превысив по тем или иным параметрам предельно допустимые нагрузки, мы дадим начало необратимым процессам, которые приведут биосферу в совершенно новое нестабильное состояние. И точно предсказать заранее все конкретные свойства невозможно в принципе. Нельзя и предсказать, будет ли новая биосфера пригодная для обитания рода человеческого.
Мысль о взаимосвязи и взаимозависимости современного мира позволила известному американскому экологу Б.Коммонеру сформулировать четыре экологических закона. Вот они:
- Все связано со всем.
- Все должно куда-то деться.
- Природа знает лучше.
- Ничего не дается даром.
Рассмотрим эти законы несколько подробнее. «Все связано со всем» - это означает, что живая динамика сложных экологических цепей образует в конечном итоге единую высокосвязанную систему. В абстрактном варианте это утверждение повторяет известное диалектическое положение о всеобщей связи вещей и явлений.
«Все должно куда-то деться» - это по сути неформальная перефразировка фундаментального закона сохранения материи. Здесь Коммонер ставит одну из труднейших проблем прикладной экологии – проблему ассимиляции биосферой отходов человеческой цивилизации.
«Природа знает лучше». Этот закон, а вернее это положение, распадается по существу на два независимых тезиса:
- солидаризируется с известным руссоистским лозунгом «Назад к природе», который не может быть принят, он просто нереален. Еще Вольтер по этому поводу заметил, что вернуться назад к природе можно, только встав на четвереньки;
- второй тезис связан с призывом к осторожности в обращениями с природными экосистемами. А он не только приемлем, но и чрезвычайно важен и актуален.
«Ничего не дается даром». Этот экологический закон в содержательном отношении объединяет в себе три предыдущих закона. Коммонер пишет: «Глобальная экосистема представляет собой единое целое… все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платы по этому векселю нельзя избежать; она может быть только отсрочена».
Вопросы для самоконтроля и обсуждений.
1. Что изучает социальная экология?
2. Что составляет природную основу жизнедеятельности общества?
3. Как складывались отношения человека и природы на протяжении человеческой истории?
4. Почему нынешний этап взаимодействия природы и общества характеризуется резким противоречием?
5. Какие природные ресурсы обеспечивают жизнедеятельность человека в первую очередь?
6. Что такое антропогенное воздействие на окружающую среду?
7. Сказывалось ли негативное воздействие человеческой деятельности на природу в глубокой древности или это явление уже этапа научно – технической революции?
8. Почему о могучих кедровых рощах Ливана остались только упоминания в трудах древних историков?
9. Нынешняя ливийская пустыня около 2 тысяч лет назад была житницей Рима, песчаная Сирия снабжала когда-то Египет лесом, а Рим – маслом и вином; в обширных лесах Северной Африки Ганнибал отлавливал слонов для своей армии. Каковы причины этих экологических изменений на протяжении последних двух тысяч лет?
10. Надолго ли человечеству при его «аппетитах» и бесхозяйственности хватит природных ресурсов, которые хранятся в недрах Земли?
11. В чем выражается процесс деградации природной среды?
12. Как процесс деградации природной среды отражается на человеке?
13. Есть ли выход из экологического «тупика»? В чем Вы видите выход из него?
14. Можно ли избежать экологического апокалипсиса, экологической катастрофы глобального масштаба?
15. Научно – технический прогресс и природа – друзья или враги?
16. Как сказывается на экологической цепи вымирание отдельных живых организмов?
17. Какие климатические изменения ожидают человечество в ближайшем будущем?
18. Почему так опасно истощение озонового слоя Земли?
19. Можно ли остановить научно-технический прогресс и нужно ли это?
20. Как Вы относитесь к призыву Руссо «Назад к природе!», который подняли на щит современные алармисты?
21. Согласны ли Вы с Вольтером, который еще в свое время на призыв Руссо «Назад к природе!» заметил, что вернуться из цивилизации к природе можно, только встав на четвереньки?
22. Что Вы знаете о деятельности Римского клуба?
23. Как Вы понимаете учение В.И. Вернадского о ноосфере?
24. Прокомментируйте высказывание Ч.Дарвина о том, что побеждать природу можно, только повинуясь ей.
25. Какова экологическая обстановка в Украине?
26. Каковы последствия Чернобыльской аварии для Украины и всей мировой цивилизации?
27. Как отразился Чернобыль на здоровье украинского народа?
28. Чернобыльская авария: случайность или закономерность?
29. В чем сложность периода перехода к рынку в области охраны окружающей среды?
30. Как вы думаете, почему город – курорт Одесса занимает в Украине одно из последних мест по продолжительности жизни ее горожан?
31. Почему еще древние греки говорили, что лечит не врач, а природа?
32. Что такое рекреация?
33. Что такое экологическая культура?
34. Если бы Вам предложили создать герб Украины, своеобразный «экологический герб», какие природные объекты Вы внесли в него как наиболее характерные для нашей Родины?
35. Как Вы думаете, почему в Украине выпекают паляницу, в России – каравай, круглые как солнце, а на Кавказе – лаваш?
36. Как Вы думаете, что нужно делать, чтобы жители Земли осознали себя путешественниками одного космического корабля по имени Земля?